Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:00, реферат
Изучением взаимодействия таких феноменов общественного развития, как государство и политическая система занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача - познание законов взаимовлияния политической системы и государства с тем, чтобы в критические моменты развития общества и государства иметь способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.
1. Введение
2. Понятие о государстве. Государство как основной институт общественной системы
3. Функции государства
4. Исторические типы государства
5. Место и роль государства в политической системе общества
6. Особенности государства как составного элемента политической системы
7. Заключение
8.Список литературы
Органическая теория возникновения государства (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и государство – единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Г.Спенсера, государство появляется одновременно со своими составными частями – людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.
Воплощением второй концепции - идеи насилия - является прежде всего теория марксизма. Кроме того, определенное развитие позиции марксизма получили в более поздней теории, связывающей возникновение частной собственности, классов и государства с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концепция и получила непосредственно название теории насилия. Ее создатели (Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский) утверждали, что государство, возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побежденными.
На
наш взгляд, однако, нельзя абсолютизировать
ни первую, ни вторую стороны ориентации
государственной деятельности, поскольку
ей присуще как одно, так и другое.
Дело заключается только в том, в
каком соотношении между собой
находятся потребности
Главная функция государства - решение общих дел - реализуется прежде всего в сфере экономики и политики. В наиболее близкий к нам исторический период особенно наглядно это стало проявляться в форме регулирования буржуазным государством рыночных отношений в США, Англии, Германии и в других странах. Необходимость подобного рода регулирования возникла в результате проявления жесточайших кризисов капиталистической экономики 1929-1932 гг. И была обоснована западными экономистами. В частности Дж. М. Кейнс пришел к выводу о том, что саморегулируемая экономика и рынок - иллюзии и что только государство может избежать хаоса, экономических кризисов, а следовательно, и социальных катаклизмов.
Современные исследователи обращают также внимание на тот факт, что по мере экономического развития цивилизованного общества роль государства как носителя идеи насилия падает, а функция реализации общего блага, напротив, расширяется. Как замечает, например, российский теоретик государства и права В.А.Четвернин, “по мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на дальний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства: социальные противоречия утрачивают остроту, само государство устанавливает рамки для цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, выступая не только как гарант права сильных, но и как защитник интересов слабых”.
Государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. По историческим типам государственно-правовые системы делятся на первичные и развитые. К первому типу относятся государства, возникшие вследствие разложения первобытнообщинного строя: 1. деспотии, сложившиеся в древности на Востоке (Египет); 2. рабовладельческие государства Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы – Афины, Спарта); 3. феодальные государственные образования (Азия, Европа, в том числе – Киевская Русь). На смену им приходят развитые типы государственно-правовых систем – капитализм со свойственными ему формами организации общества . По теории марксизма известен также такой тип государства, как коммунистический. Его практическое выражение пока можно наблюдать только в образе уже исчезнувших, либо еще существующих социалистических государств - государств “переходного периода”, “строительства основ” коммунистического общества.
Марксистская
теория выделяет четыре основных типа
государства в зависимости от
форм господствующей в них собственности:
рабовладельческое, феодальное, буржуазное
(капиталистическое) и социалистическое.
Кроме того, Маркс и Энгельс
рассматривают государства так
называемого “азиатского
Для
рабовладельческой социально-
Феодальное
общество характеризуется
Основные классы капиталистического общества – пролетариат и буржуазия. Рабочие (пролетариат) лично свободны, но они лишены собственности на средства производства и вынуждены продавать свою рабочую силу собственникам средств производства – капиталистам. Теорию Маркса о капиталистическом способе производства Ленин дополнил учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Империализм, в соответствии с ленинской теорией, посредством концентрации и монополизации производства и капитала обеспечивает благоприятные экономические условия для обобществления средств производства и перехода к строительству социализма.
Социалистическое общество, в соответствии с теорией марксизма-ленинизма, это первый этап становления коммунистической формации, своеобразный переходный период, цель которого – уничтожение классов. В отличие от всех предшествующих этапов развития классового общества он, по мысли классиков марксизма-ленинизма, исключает эксплуатацию человека человеком, поскольку средства производства в нем “принадлежат трудящимся” - то есть находятся в общенародной собственности и потому служат для удовлетворения потребностей всех членов общества в соответствии с принципом “от каждого - по способностям, каждому - по труду”.
Следует
заметить, что марксистское учение
о государстве и его
Ленинское
учение об империализме - кануне социалистической
революции и социализме как первой
стадии коммунистической формации также
не выдерживает испытания
Наконец, как показывает история, цивилизованное индустриальное общество в состоянии породить новые эволюционные формы государств, которые будут существенно отличаться от известного нам социализма.
Рассуждая
об исторически существовавших типах
государств с присущими им политическими
системами, необходимо разграничивать
понятия “исторические типы государства”
и “политическая система
государство общество политический
Характеризуя роль и место государства в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные слои населения. В конституциях и других законодательных актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего блага. В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: “Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки.”
Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в конституционных актах СССР. Так, ст. 1 Конституции СССР 1977 г. провозглашала, что “Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.”
“Народ”
при этом зачастую является только
социальным фоном, за которым скрывается
реальная государственная власть, принадлежащая
определенному классу, социальному
слою или правящей группировке. В
реальности же именно те, в чьих руках
находится государственная
Сказанное,
однако, не означает, что государство
ограничивает свою социальную базу лишь
непосредственно стоящими у власти
правящими кругами. Напротив, государство
прилагает реальные усилия для расширения
своей социальной базы, которая обеспечивает
ему стабильность. В идеале каждое
современное государство
Особое место и роль государства в политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так, в СССР в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.
Как
показывает практика, наличие хорошо
развитой государственной формы
собственности необходимо для нормального
функционирования государства. Однако,
как считают отечественные
Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.
Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.
Среди
различных элементов
Следует
отметить, что в некоторых странах
общественные организации могут
иметь в своем распоряжении неприсущие
им юридические рычаги воздействия.
Однако они, в отличие юридических
средств воздействия, находящихся
в руках различных
Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества