Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:14, лекция
Национальное самосознание – это не только осознание людьми своей принадлежности к определенной нации, ее интересов и отношений с другими нациями, но и разумное понимание ими своего реального национального бытия. Из совокупности национальных чувств, образующих национальное самосознание, прежде всего, необходимо выделить такие как: чувство национальной принадлежности, чувство национальной культуры, чувство национального языка, чувство национального достоинства. Национальное самосознание - совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание и особенности представлений членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.
2.3 Этнопсихология семейных отношений.
Психологическая наука
в целом всегда придавала
В нашем полиэтническом государстве межнациональные браки — распространенное явление, поэтому необходимо осмысливать психологические особенности людей в разноэтнической семье. И привлекательность такого рода браков, как показывают отдельные исследования, достаточно высока.
Как свидетельствуют
специальные исследования и
История знает немало
примеров, когда этнические общности,
находясь на трудных этапах
своего развития или будучи
достаточно древними по
В семейных отношениях
психологическая наука
как влияют национально-
в чем состоят национальные
отличия в традициях и
как анализировать
и правильно оценивать факторы
и причины возникновения
Каждая этническая
общность вырабатывает свои
1) первичное знакомство
с семейной жизнью, ее психологией
и формирование общих
2) формирование взглядов
на свою семью как
3) реализацию собственных
представлений о
4) накопление опыта семейной
жизни в рамках
5) дальнейшее совершенствование семейных отношений в процессе закрепления супружеских уз.
При этом первостепенное
значение получают динамика
Человек - субъект сознания
и самосознания. Первое предшествует
возникновению второго. Если
Чувство принадлежности
человека к своей этнической
группе - это важное чувство в
жизни каждого человека, поскольку
осознавая себя членом какой-
Позитивная этническая
идентичность заключается в
Анализируемая мною
проблема имеет перспективу
Дом Дружбы Народов в Костанае, объединил 16 национально-культурных центров области. Среди них такие центры как башкирский, белорусский, азербайджанский, молдавский польский, армянский относятся к малым этническим группам Казахстана, так как по отношению к крупным этническим группам, таким как казахская и русская, они составляют менее 1%.
По данным социологического исследования из 27 учащихся башкирской национальности в г.Житикаре ни один ребенок не знает свой родной язык. Без языка нет – нации, этноса. Поэтому в этнопсихологии появились такие новые понятия как: этнонигилизм (полное отрицание этничности), амбивалетная этничность (невыраженная этническая идентичность, которая чаще всего распространена в смешанной этнической среде), манкуртизм (историческое беспамятство), маргиналы (дети от смешанных браков, находящиеся в психологическом дискомфорте и стоящие между дилеммой соотнести себя культурой отца или матери), тип «пришельца» - неофита (не имеют наследственных корней в соответствующей этнической культуре она не составляет их внутреннего духовного достояния).
Насколько развита
«этническая идентичность» т.е.
Им были заданы следующие вопросы:
- являются ли они
- знают ли какие либо
исторические события,
- соблюдают ли в семьях национальные традиции? Ответ «Да» - 10% ,
- знают ли свой родной язык? Ответ «Нет» - 100% .
На мой взгляд, существование
этноса при таком уровне
Всего в Глебовской средней школе обучаются учащиеся 12 национальностей – представители 12 культур. Они не только будут знать своих односельчан как сограждан, но и знать культуру и их специфические национальные особенности. Деятельность центра, представленная в программе, направлена на развитие поликультурной, духовно-нравственной личности.
Основное направление
- организация активной
3.2 Программа центра национальных культур Глебовской средней школы.
Цель:
1. Удовлетворение
Подготовка учащихся к жизни в полиэтническом социуме.
Задачи:
- глубокое овладение культурой своего народа,
- формирование представления
о многообразии культур в
- воспитание позитивного
отношения к культурным
- создание условий для
интеграции учащихся в
- развитие умений и
навыков продуктивного
- воспитание в духе мира, этнотолерантности,
- воспитание уважения к истории и культуре других народов.
- формирование осознанных
позитивных ценностных
Принципы:
Этнокультурная
Этнопедагогизация образовательного процесса.
Диалог культур.
Ожидаемый результат:
учащиеся улучшат знания
в формировании культуры
2. Кружок «Национальные узоры» (Под руковод. родителей). Октябрь, в течение года.
3.Создание клуба
4.Культурное наследие всех национальностей.
«Мое отношение к сохранению памятников».
(Поиск информации об исторических памятниках. Оформление стенда). Октябрь к инсценированию национального праздника. Ноябрь
6. «Праздник символов
Отечества» Игра-путешествие
Глобальные
изменения, произошедшие в
Необходимо
отметить, что в последнее десятилетие
на постсоветском пространстве наблюдается
процесс активизации этнической
составляющей и при этом усложняются
отношения между народами. При
этом выделяются два направления
межэтнических отношений: с одной
стороны среди этносов
Казахстан в условиях исторически сложившегося полиэтничного состава населения и в последнее время тенденций формирования моноэтничности казахстанского общества характеризуется на современном этапе «мирными отношениями» между основными этническими группами, проживающими на территории республики.
В настоящее время в казахстанской науке происходит актуализация исследования этнических процессов, остро стоит вопрос, связанный с возрождением этнического самосознания народов. В русле общепринятых тенденций, характерных для научной мысли постсоветского пространства наблюдается употребление категорий как синонимов понятию «этническое самосознание», таких как этничность, этническая идентичность, национальное самосознание, национальная идентификация и др. В свете этого, казахстанские ученые, рассматривая проблему теоретико-методологического понимания сущности этноса выделяют основополагающие условия его возникновения: общность языка, общность территории, общность истории, общность экономики, общность духовной и материальной культуры, самосознания, менталитета, религии, психологии, демографии. Данные признаки воссоздаются в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, главным образом общность происхождения и тем самым - этническое родство [1, с.148]. В современных исследованиях очень часто границы в определении самосознания и идентичности не проводятся.