Новейшая политическая идеология – антиглобализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:42, реферат

Краткое описание

В последнее десятилетие мир столкнулся с таким явлением как глобализация.
Глобализация – это синтетическая категория, претендующая на обобщение эволюционных и революционных изменений в объективно-предметной и интеллектуально-инновационной деятельности человека[1]. Она, по сути своей, призвана предложить отдельным государствам концепцию основных контуров их развития в рамках всеобщей модели цивилизационных преобразований.

Содержание

Введение………………………………………………………………стр.3-4
1.Истоки антиглобализма ……………………..……………………..стр.5
2.Политическое лицо антиглобалистов ….………………………….стр.5-7
3.Перспективы антиглобализма …………………….………………..стр.7-8
Заключение……………………………………………………………..стр.21
Библиографический список……………………………………………стр.22

Вложенные файлы: 1 файл

Политология1.docx

— 55.57 Кб (Скачать файл)

2

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Реферат

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Студентки Чаадаевой Яны

Группа:1МБ1

Тема: «Новейшая политическая идеология – антиглобализм»

Факультет: финансовый

Специальность: финансовый менеджмент

Отделение: очное

Научный руководитель: Щербакова Наталья Александровна

 

Калуга, 2013

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………стр.3-4

1.Истоки антиглобализма  ……………………..……………………..стр.5

2.Политическое лицо антиглобалистов ….………………………….стр.5-7

3.Перспективы антиглобализма …………………….………………..стр.7-8

Заключение……………………………………………………………..стр.21

Библиографический список……………………………………………стр.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее десятилетие мир столкнулся с таким явлением как глобализация.

Глобализация – это синтетическая категория, претендующая на обобщение эволюционных и революционных изменений в объективно-предметной и интеллектуально-инновационной деятельности человека[1]. Она, по сути своей, призвана предложить отдельным государствам концепцию основных контуров их развития в рамках всеобщей модели цивилизационных преобразований.

Современный рынок преодолел национальные границы и стал в буквальном смысле слова всеобъемлющим. В условиях развития автоматизации производства, удешевления транспортных перевозок, не говоря уже о практически молниеносном обмене информацией, возможность производства продукции по мере продвижения от полуфабриката к товару в различных странах мира стала обыденным явлением. Особенность нынешнего этапа состоит в том, что под контроль наднационального капитала подпадают не только товары, но и природные ресурсы, сфера услуг, культура, а национальные правительства способствуют динамичному ускорению этого процесса.

Глобализация как процесс стирания препятствий к перемещению капитала во всём мире унифицирует не только таможенные тарифы, но и уровни заработной платы, социальной обеспеченности, национального пенсионного законодательства, разумеется, по нижней планке.

Исследователи обращают внимание на несколько принципиальных форм проявления глобализации:

  1. Технический прогресс привёл к изменению коммуникационных возможностей в пространстве и времени.

 

  1. Резкое возрастание масштабов взаимосвязей и степени взаимозависимости в современном обществе.

 

  1. Неуклонно крепнущий процесс взаимодействия различных культур.

 

  1. Ускоренное формирование системы глобальных социальных взаимодействий как основы становящегося планетарного социума оказалось возможным в силу «разгосударствления» системы международных отношений.

 

Глобализация вызвала также рост международных правительственных организаций, реализующих её политику и стратегию: МВФ, ВТО, Всемирный банк и т.д. Также усилились мощные транснациональные корпорации (ТНК), роль которых в мировом экономическом процессе возрастает.

 

Но, как и у медали есть обратная сторона, так и у глобализации оказалось немало негативных последствий.

Процесс глобализации особенно ускорился в 90-е годы XX-го века, то есть после распада СССР и резкого сужения сферы социалистического развития (впрочем, нельзя забывать про Китай, который успешно идёт по пути рыночного социализма).

В общих чертах, негативные процессы глобализации заключаются в усилении власти международных финансовых организаций на фоне кризиса профсоюзного и рабочего движения. Одной из приоритетных целей ВТО, МВФ, Мирового банка и т.п. является сокращение заработной платы, урезание всех трудовых прав и гарантий. Определились эти приоритеты под прямым воздействием деятельности транснациональных корпораций[2].  Приход ТНК в бедные страны обусловлен дешёвой рабочей силой и возможностью прямой эксплуатации сырьевых ресурсов этих стран.

Грубо говоря, глобализация является выражением национальных ресурсов «золотого миллиарда» в целом и США в частности.

По закону физики: любое действие рождает противодействие, и возникло движение противников глобализации, названное Альтернативным движением, а его сторонники – антиглобалистами.

В представлении рядовых граждан антиглобалистское движение сегодня чаще всего ассоциируется с группой молодых людей, которые, вооружившись дубинками, путешествуют из одной страны в другую, срывают работу важных мировых форумов, бьют витрины, переворачивают и поджигают машины. Антиглобалистами пугают мирных обывателей, выставляют их в качестве прямой угрозы спокойной жизни. Сегодня их всё чаще сравнивают с луддистами, которые в конце XVIII – начале XIX вв. выступали против применения машин, ломали эти машины, чтобы те не вытесняли рабочих с фабрик и заводов. Однако, несмотря на их сопротивление, аргументируют свою позицию сторонники нынешнего курса глобализации, тогда общественный прогресс не удалось повернуть вспять, и промышленная революция в Англии стала реальностью. И на этом основании создаётся общественное мнение, что у движения антиглобалистов нет социальной перспективы[3]. Но так ли это?

Вот на этот вопрос я и попробую ответить в своём реферате. Для этого придётся обратиться к истокам антиглобализма и к истории альтернативного движения. А также попробую наметить перспективы развития антиглобализма, если таковые имеются.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Истоки антиглобализма

 

Не вызывает сомнения тот факт, что антиглобализм в цивилизованном плане – это прежде всего «негативная» реакция западной цивилизации на глобальную историческую ситуацию и очевидные тенденции её развития.

В последующие годы, которые отделяют первый из финансовых кризисов, порождённых глобализацией (Мексика), от второго (Юго-Восточная Азия), эти настроения развёртывались вглубь и вширь. В разных секторах населения и регионах мира ощущалась «некая общая озабоченность происходящим, созревание потребности в каких-то глубоких изменениях доминирующей тенденции. В том, чтобы противопоставить «нечто»:

  • культу рынка, экономической и прежде всего финансовой рациональности и эффективности,… превращающихся из средства в самоцель, в новую религию;
  • процессу… социетальной фрагментации – в национальном и глобальном масштабах; «новой поляризации», сопряжённой с перспективой социального апартеида;
  • безусловности и безграничности консьюмеристско-конформистского комплекса – со всеми его негативными последствиями: от дегуманизации до экологической катастрофы;
  • ощущению и проповеди «конца истории», конца «свободы воли или выбора» человечества, народов, индивидов; полной обусловленности будущего (точнее – вечного настоящего) комплексом «трёх М» - микропроцессоров, мирового рынка, масс-медиа, а в случае особой нужды – вполне видимой (и сверхвооружённой) «рукой» единственной сверхдержавы;
  • неизбежности (и вечности) раскола человечества на «золотой миллиард» - и «всех остальных».[4]

 

Иоанн Павел II и Вацлав Гавел, социал-либералы и социал-демократы, антирасистские и экологические движения, партизаны Чьяпаса и тысячи неправительственных организаций современного мира – каждый по-своему выражает эту тревогу. Тем большую, что на большой части планеты комплекс новых негативных тенденций развивается не вместо традиционных, а вместе с ними…[5]

Некоторые считают предшественниками антиглобалистского движения Сапатистскую армию национального освобождения (Мексика), которая выступила против договора о свободной торговле, подписанного США, Канадой и Мексикой (НАФТА) и вступившего в силу 1 января 1994 г. Летом 1996 года в штате Чиапас (Chiapas) в Мексике прошла первая международная встреча организаций, выступающих против реализации договора о свободной торговле и присоединения к нему в будущем других, кроме Мексики, стран Латинской Америки. Но основные события в конце 90-х годов разворачивались в Европе – во Франции.

Прежде чем описать эти события, хочется добавить, что в составе участников антиглобалистского движения преобладают отнюдь не жертвы глобализации, если иметь в виду те 20% беднейшего населения планеты, материальное положение которых за последние десятилетия ухудшилось в два с лишним раза в сравнении с 20% богатейших слоёв. Наоборот, активную часть движения представляют средние городские слои стран так называемого «золотого миллиарда».[6]

В декабре 1997 года французская газета «Le Mond Diplomatique» опубликовала статью Игнасио Рамона «Обезоружить рынок», которая имела эффект разорвавшейся бомбы. В ней дан анализ противоречий, накапливавшихся в течение последних десяти лет и ставших очевидными к концу 90-х годов прошлого века. Пренебречь изложенными в ней фактами, а тем более закрыть на них глаза, было нельзя. Речь, в первую очередь, шла о стремительном росте в условиях глобализации финансовых рынков (валютных, кредитных, фондовых), которые всё более приобретали самостоятельное и самодовлеющее значение, отрываясь от собственно сферы производства и торговли.

Это привело к резкому возрастанию числа и объёма финансовых спекуляций. По мере усиления процессов глобализации у финансового капитала появилось много новых возможностей для самовозрастания, минуя сферу производства. Это и наличие офшорных зон, так называемых «налоговых оазисов», где капиталы надёжно защищены извне и могут многократно прокручиваться, и втягивание в сферу финансовых спекуляций средств социальных фондов (пенсионных, фонда социального страхования и др.). Это, наконец, широкое распространение новых финансовых инструментов и операций (деривативов, опционов и т.п.), дающих прекрасную возможность для безграничных финансовых манипуляций.[7] .

Финансовый кризис, начавшийся в странах Юго-Восточной Азии осенью 1997 года – закономерный результат происходящих процессов и печальный итог развития мировой экономики в 90-х гг. XX в. Он то и стал толчком, всколыхнувшим весь мир. Здравомыслящая часть международной общественности вдруг осознала, что финансовая глобализация зашла настолько далеко и в распоряжении крупных международных фондов сегодня сосредоточены столь крупные финансовые ресурсы, что их хватит для того, чтобы в одночасье обрушить экономику любой, даже самой развитой страны.

Опасность мирового диктата, исходящая со стороны усиливающейся власти международных финансовых организаций на фоне кризиса профсоюзного и международного рабочего движения и привела в июне 1998 г. во Франции к объединению целого ряда прогрессивных французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов в организацию «ATTAC-France» («АТТАК-Франция») – будущей «головной» организации АД в Западной Европе.

Необходимость борьбы с отрицательными последствиями глобализации составила основу платформы «АТТАК-Франция», которая была принята в Париже, на международной встрече в декабре 1998 года.

На эту встречу были приглашены делегации других стран, цели деятельности которых близки целям «АТТАК-Франция». И таких организаций оказалось немало. В частности, «Движение безземельных» (Бразилия), «Политический и информационный центр международной солидарности» (Южная Корея), «Женское движение» (Канада, Квебек), «Ассоциация государственных фермеров Karnathaka» (Индия), «Международный форум альтернатив – FMA» (Бельгия, Канада, Сенегал) и др.[8] Большинство этих организаций приняли участие в парижской международной встрече 11-12 декабря 1998 г. и высказали готовность участвовать или содействовать движению «АТТАК-Франция» как движению за демократический контроль над финансовыми рынками и их учреждениями.

Вокруг «АТТАК-Франция» стали собираться экологические организации, выступающие против загрязнения окружающей среды, женские организации, действующие против усиливающейся дискриминации женщин, профсоюзы, борющиеся с ущемлением трудовых прав граждан и т.п. Каждая из общественных организаций обращала внимание на какую-то одну проблему, которая либо явилась порождением глобализации, либо существенно обострилась под влиянием происходящих глобальных процессов. Это и стало, на мой взгляд, причиной того, что за организациями, сплотившимися вокруг «АТТАК-Франция», прочно закрепилось слово «против», что, в конечном счёте, и вылилось в общее название – «антиглобализм».

Большинство организаторов движения считают это название не совсем удачным, поскольку оно искажает истинный смысл движения. В самом названии «антиглобализм» заложен некий аспект отрицания, не видно позитива, что, наверное, не совсем правильно, поскольку дезориентирует граждан. Создаётся впечатление, особенно у непосвящённых, что все участники движения выступают против глобализации как таковой. Однако это далеко не так. Участники движения борются не против глобализации, а с её негативными последствиями.

24-26 июня 1999 г. в Париже состоялась  вторая крупная международная  встреча, на которой в общей  сложности присутствовало около  тысячи человек из 70 стран мира. Она называлась: «Рыночная диктатура? Другой мир возможен». На этой  встрече участники не только  обменивались информацией, проводили  совместные обсуждения быстро  меняющейся ситуации в мире, но  и разработали план конкретных  действий на ближайшее время.

Также в 1999 г. по-настоящему массовые манифестации в Кёльне (июнь) и, особенно, Сиэтле (ноябрь) констатируют де-факто антиглобалистское движение, закрепляют те характерные черты, которые продолжают оставаться его атрибутами и сегодня.

На данный момент число сторонников «АТТАК-Франция» возросло многократно. Во многих странах возникли аналогичные организации с аналогичным названием, например «АТТАК-Бразилия», «АТТАК-Аргентина», «АТТАК-Германия»… В августе 2000 г. в России некоторые свободные профсоюзы, часть женских организаций, а также прогрессивные учёные учредили организацию «Демократический контроль» («АТТАК-Россия»). В целом сегодня такие организации существуют более чем в 30 странах. Антиглобалистские структуры успешно проникают в развивающиеся страны, особенно в те, где для этого имеется как идеологическая основа, так и социальная база, представленная в основном неправительственными организациями левого направления, уже накопившими солидный опыт работы на глобальном уровне. Тем не менее даже там антиглобалистские структуры создаются по инициативе и при непосредственном участии западных стран.

Информация о работе Новейшая политическая идеология – антиглобализм