Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:48, реферат
Российское общество в настоящее время переживает достаточно знаменательный момент: происходит очередная реформа политической системы. Интерпретация этой реформы как представителями политической элиты, так и представителями политологического сообщества вызывает достаточно много контраверз, центральной из которых, на мой взгляд, является понимание взаимоотношения между властью и обществом.
Самоидентификация личности
в советский период основывалась
на сложившейся в течение
Разрушение этой системы,
начатое в годы перестройки и
особенно интенсивно происходившее
после 1991 года, привело к расшатыванию
многих привычных представлений, привычной
картины мира значительной части
общества. Ценности и нормы, определявшие
процесс самоидентификации
Разрушение самоидентификации
личности в качестве советского человека
при отсутствии (особенно на первом
этапе) адекватной замены привело к
ситуации, которые современные
Переживание человеком состояния
кризиса идентичности требует обязательной
компенсации, без которой может
наступить распад, деградация личности.
В этих условиях наиболее доступной
и естественной формой компенсации
оказывается активизация
56
традиционных представлений об обществе и своем месте в нем архетипическими образами, тяготеющими к архаической модели мира.
В архаической модели действительности
все происходящие события рассматриваются
как проявление чьей-то доброй или
злой воли. При этом благоприятные
события связаны, как правило, с
образом героя или вождя, в
котором персонифицируются
В последние годы в момент прихода к власти роль "спасителя" в массовом сознании играли М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин и, наконец, действующий Президент РФ В.В.Путин. Аналогичная модель восприятия каждого нового руководителя действует и на региональном уровне.
Для наиболее полного воплощения
архетипического образа вождя необходимо,
чтобы рядом с ним постоянно
существовал
Значимость образа вождя
усиливается тем фактом, что в
российской культурной традиции вождь
может являться персонифицированным
носителем мифологического
57
носителя не допускает появления внутри общности личностей или групп, придерживающихся иных позиций. С этой точки зрения любой человек, отступающий от принятых общностью и символизируемых вождем представлений и норм ("другой", может быть просто непохожий на "нас"), начинает восприниматься как чужой и враждебный. В этих условиях понятие "демократия", включающее уважительное отношение к позиции меньшинства ("другого"), остается во многом абстрактной (хотя возможно и привлекательной) категорией.
Предлагаемая модель восприятия
массовым сознанием образа вождя
может служить одним из объяснений
фиксируемого эмпирическими исследованиями
отсутствия в этом сознании ожиданий,
связанных с определенными
возможности выбора, а следовательно и оценки личности вождя.
Обычный человек на только не может, но и не должен пытаться понять или оценить замысел вождя, а тем более вмешиваться в его осуществление. Ему предлагается верить в то, что замысел это учитывает все его интересы и ожидания.
Социально-психологическая функция вождя в архаической модели заключается не в реализации каких бы то ни было ожиданий членов общности, а в объединении самой общности через идентификацию с ним. Если вождь есть персонификация "нас", то представление об ожидаемом вожде должны соответствовать представлению о том, что есть "мы". Однако, одна из особенностей российской истории последних двух десятилетий состоит в отсутствии национально-государственной идентичности, которая только и может служить основанием для формирования представлений о "нас" как обществе.
Отношения личности и государства
воспринимаются массовым сознанием
через архетипический образ общины,
роль которой могут сегодня играть
самые различные общности, начиная
от этнических и региональных, и
заканчивая отдельными видами криминальных
сообществ. Не находя в собственном
опыте оснований для
Характерной чертой русской
общины была ее сильная эмоциональная
связь с территорией, которая
воспринималась в качестве сакрального
объекта. В последние десятилетия
эта связь постоянно
58
исследователями процессе регионализации российского общества. В этих условиях в массовом сознании воспроизводится образ власти, построенный по аналогии с описанным социальными антропологами феноменом вождества. (См.: Крадин, Бондаренко, Коротаев и др.)
В условиях социокультурного
кризиса, проявляющегося в виде настроений
неудовлетворенности и
Не будучи в состоянии не только контролировать, но и во многих случаях просто понять смысл происходящих вокруг нее перемен, личность как бы снимает с себя ответственность за их результаты. Добровольно передавая "власти" свои права, она одновременно начинает считать ее ответственной даже за те проблемы, которые возникли в результате собственных действий личности. Характерным примером является позиция так называемых обманутых вкладчиков, требующих от "власти" вернуть им средства, которые они по собственной воле вложили в различные финансовые пирамиды. Интересно, что значительная часть этих людей не признает при этом ответственности организаторов пирамид, продолжая поддерживать их, несмотря на очевидность вины.
Многие исследователи отмечают, что в кризисной ситуации для значительной части общества основной целью деятельности стало не стремление к самовыражению, к постижению смысла существования, а простое выживание, выражающееся в удовлетворении базовых потребностей, среди которых в последнее время важное место занимает потребность в безопасности. В массовом сознании формируется готовность пожертвовать правами и свободами ради выживания и безопасности. Символом этой готовности и является традиционный для российской культуры образ власти, образ вождя, берущего на себя ответственность за принятие решений, обеспечивающих более высокую степень удовлетворения базовых потребностей личности.
Таким образом, в условиях социокультурного кризиса восприятие массовым сознанием власти опирается во многом на систему представлений, отражающие
59
глубинные архетипические черты культурно-исторической традиции. Архетипические элементы образа мира, в силу своей устойчивости, в кризисной ситуации могут служить основанием для организации отношений между обществом и властью, а, при непосредственном включении в политический процесс, мотивировать политические ориентации и поведение как отдельной личности, так и значимых социальных структур.
2.2.Политико-культурный
Чтобы понять перемены, происходящие
в установках и ценностях людей
в настоящее время, необходимо проанализировать
черты советских людей до 1985 года.
При анализе воспользуемся
Первой из фундаментальных характеристик2 “человека советского” исследователи называют его представление о собственной исключительности, отличии от других народов, сознание идеологического превосходства.. Чувство “особенности” возникло и из-за типично марксисткой классовой обособленности (это проявляется и в том, что своеобразной точкой отсчета считался октябрь 1917 года) и в силу апелляции к традиционно русскому “особому пути”. В результате этих влияний возникло достаточно устойчиво воспроизводимое в массовом сознании противопоставление «своего»- «чужого», которое достаточно часто воспроизводится и в пост-советской России.
Другой характеристикой
социального характера
1 Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993 и Левада Ю.А. “Человек советский” пять лет спустя: 1989-1994 (предварительные итоги сравнительного исследования) //Экономические и социальные проблемы. Мониторинг общественного мнения. 1995 №1, Мониторинги ВЦИОМ в 1999, 2000, 2001 г..
2 Там же С. 13-33
60
“Забота со стороны верхов должна встречать благодарность со стороны низов”3. Причем благодетеля не только благодарят, от него требуют и его осуждают за невыполнение требований, главным из которых является забота о народе. По материалам многих исследований4 такая черта является одной из доминирующих характеристик русского характера.
Также была выделена такая
черта массового сознания как
иерархичность и имперский
Одним из качеств Homo Sovieticus является простота, стремление быть как все и не выделяться”.
2.2.1.Характеристики
С середины 80-х - начала 90-х годов этот базовый тип советского общества начинает размываться (“деградировать” по выражению Ю.А. Левады). Новые правила игры начинают формировать новые ценности, а в связи с этим встает вопрос, изменился ли этот социальный тип, какие у него появились новые характеристики.
В ноябре 1994 года ВЦИОМ провел
большое исследование, направленное
на выявление ценностей и
Одно из главных отличий
российской политической культуры от
демократических типов
3 Там же С. 16
4 Гаман-Голутвинова О.Д. Политические элиты России. М., 1998.
5 цит. По “Человек советский” пять лет спустя: 1989-1994 (предварительные итоги сравнительного исследования //Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения С.9,
6 Баталов Э.Я. Политическая
культура современного
61
Советский человек, как и
его дореволюционные
По данным Ю.А. Левады в настоящее время люди уже не чувствуют себя ответственными за страну, правительство и свое предприятие, как в 1989. Однако, снимая с себя ответственность за действия государства, люди не перестают ожидать от государства заботы и опеки, а ее отсутствие вызывает у них недовольство. Участники проекта “Российский социум: политико-конфликтологическая экспертиза” полагают, что между обществом и властью (государством) сложился негативный консенсунс, основывающийся на модели: “вы можете проводить внутреннюю и внешнюю политику, но не вторгайтесь в нашу частную жизнь”7. Но есть и другие точки зрения, так сследование, которому посвящена данная книга, показывает, что люди “хотят ощущать присутствие власти в повседневной жизни”.8 Доказательством этого в 90-е годы служит то, что более 65% видят причину своих неудач в несовершенном устройстве общества и лишь 26% в себе9. Впрочем и данные ВЦИОМа показывают, что в 90-е годы по-прежнему доминирует “патерналистские конструкции социальной реальности10”.