Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:54, контрольная работа
Для того чтобы подчеркнуть специфику такого рода теоретических построений в общественной науке в целом, в 20-х гг. XX столетия американский историк науки Т. Кун ввел в научный оборот понятие «парадигма». В целом он дал более двадцати определений этого понятия, связывая их с этапами развития научного знания и определения статуса науки. Однако в наиболее общем смысле он трактовал парадигму как своеобразную логическую модель постановки и решения познавательной проблемы. Правда, при таком подходе парадигмальным характером могли обладать любые целенаправленные исследования, в том числе и посвященные изучению отдельных сторон и компонентов политической жизни (например, поведения элит, деятельности партийных и государственных институтов и т.д.).
Своеобразную позицию в истолковании политики занимают ученые, которые исходят из принципиальной неразрешимости вопроса о ее истинной сущности. Сторонники такой позиции в объяснении политики абстрагируются от детерминирующего влияния тех или иных «внешних» (природных, социальных и т.д.) по отношению к ней факторов, оперируя в основном категориями, соответствующими теориям среднего уровня. Так, один из видных современных социологов П. Бурдье рассматривает политику как определенное социальное пространство («поле политики»), которое одновременно и детерминирует разнообразные виды политических практик (событий, способов бытия) разнообразных акторов, и вбирает в себя относительно автономный ансамбль политических отношений. Под влиянием практик, воплощающих разнообразные статусы, пространственные «позиции» («топосы») и «капиталы» (контролируемые ресурсы) акторов, это политическое пространство динамично изменяется.
В результате политика предстает как постоянный процесс взаимодействия предшествующих и актуальных, воплощенных и субъективных, институциональных и символических элементов. При этом «практики» представляют собой не форму «рациональных» или как-то иначе определенных по характеру действий акторов, а некий итог воплощения реального сознания, формирующегося при активном взаимодействии личности со средой и рождающего как осознанные, так и неосознанные мотивации. Поэтому практики нельзя однозначно объяснить ни прошлым, ни будущим, ни рациональным, ни иррациональным образом.
Такой характер толкования политических практик снимает не столько односторонность, сколько определенность в объяснении сущности политики. Будучи понята таким образом, политика становится открытой самым широким истолкованиям ее источников, причин, форм и способов существования.
На современном этапе развития политики, когда чрезвычайно разнообразились цели и способы взаимодействия людей в этой области социальной жизни, на свет появилось немало модернистских и постмодернистских теорий политики. Например, сформировались «игровые» модели политики, представляющие ее как результат поддержания сложного межгруппового и межличностного баланса, разнообразных форм и способов взаимодействий людей. Это «игра», но в нее «играют» серьезные люди, поведение которых подчинено правилам, составляющим основу для стабильной жизни. Возникли и попытки рассматривать политику в качестве требующего особого прочтения «социального текста» или глобального «турбулентного процесса» (Д. Розенау) и т.д.
Если попытаться рационально использовать социоцентристские подходы, то процесс формирования и развития политики можно описать с помощью двух важнейших субстанций — государства и власти, соединение которых и создает этот особый тип социальности.
3.Методы политологии
Политические явления
и процессы познаются с помощью
раз личных методов (греч. methodos - путь
исследования). Методы - это средства анализа,
способы проверки и оценки теории.
Основные типы методов и уровни методологии
политических исследований сложились
постепенно в ходе исторического развития
политической мысли. Периодизация развития
методологии политической науки может
быть представлена следующим образом:
1) классический период (до XIX в.), связанный
преимущественно с дедуктивным, логико-философским
и морально-аксеологическим подходами;
2) институциональный период ( XIX - начало
XX в.) - на ведущие позиции выходят историко-сравнительный
и нормативно-институциональный методы;
3) бихевиористский (англ, behaviour поведение)
период (20--70-е гг. XX в.), когда стали активно
внедряться количественные методы;
4) в последней трети XX в. наступил новый,
постбихевиористский этап, характеризующийся
сочетанием “традиционных” и “новых”
методов.
Споры о приоритетных подходах продолжаются до сих пор, основными течениями в рамках методологии политической науки по- прежнему являются “традиционалистское” (исповедующее качественные методы классической и институциональной политологии) и “бихевиористское” (ратующее за приоритет “точных”, эмпирических и количественных методов).
1. Среди методов теоретического познания , т.е. приемов исследования, способов обобщения и формирования системы знания, как правило, выделяют следующие:
2. Во вторую группу входят философские и обще-логические методы , используемые не только в политологии, но и в других науках:
3. Наряду с теоретическими в политологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации, которые изучают политику на основании эмпирических исследований. К ним относят: