Основные ресурсы власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 23:10, реферат

Краткое описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции.

Содержание

1. Введение
2. Понятие власти
3. Основные ресурсы власти
4. Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение  образования «Гомельский государственный  университет имени Франциска  Скорины»

 

 

Кафедра политической социологии

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по учебной  дисциплине

«политология»

 

на тему

 

«Основные ресурсы власти»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Студентки 3 курса

                                                                              экономического факультета

                                                            группы МЭ – 31

                                                       Дубины Е. Н.

 

                                                                        Научный руководитель

                                                          Тишкевич М.Я.                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение
  2. Понятие власти
  3. Основные ресурсы власти
  4. Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие власти является одним из центральных  в политологии. Оно дает ключ к  пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее  значение для понимания природы  политики и государства, позволяет  выделить политику и политические отношения  из всей суммы общественных отношений.

Разгадка  феномена власти, приращение всякого  нового знания о природе власти и  механизмах властвования, является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в  парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в  ранний период политической истории  Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение – «первоначало» или «первопричина», по-видимому, было не случайным совпадением, а смутной догадкой о природе власти.

Парадокс  политической власти, способной оборачиваться  для человека

одновременно  и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

 

  1. Понятие власти.

Учение  о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках, – писал видный английский мыслитель и общественный деятель Б. Рассел, – является власть в том смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики».

В политической литературе отправным определением власти считается определение, данное М. Вебером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана».

В энциклопедическом  словаре по политологии даётся определение  власти как «особого волевого отношения  субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к  действию, которое второй субъект  должен совершить по желанию первого».

Власть, таким образом, рассматривается  как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия  на кого-то, как принуждение, как  сила.

Все исследователи  в рассуждении о власти сходились  на том, что власть начинается там, где  возникает подчинение. Иначе говоря, власть – это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

В данном случае возникает отношение управления – исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой форме командования – подчинения.

Почему  один человек подчиняется другому? Потому что другой или сильнее (например, грабитель с пистолетом), или умнее или опытнее (человек следует его совету и рекомендации, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее его должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.).

По мере демократизации общества власть стала  рассматриваться не только как господство и подчинение, но и как отношение  субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашение, разрешать конфликты. Тем самым  власть истолковывается и как  символическое средство социальной коммуникации (Т.Парсонс, К.Дойч.), сравнивается с отношением регулировщика и  шофера на перекрёстке.

Исходя  из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод:

 Власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Получив представление о природе власти, можно идти дальше в анализе власти как социального явления и  процесса.

Основными элементами власти являются её субъект, объект, а также средства (ресурсы). Непосредственное использование своих властных полномочий субъектом над объектом осуществляется с помощью ресурсов власти.

 

2. Основные ресурсы власти

Важнейшей социальной причиной подчинения одних  людей другим является неравномерное  распределение ресурсов власти. Сам  этот термин употребляется как в  широком, так и в узком значениях. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других».

Такое понимание  ресурсов достаточно общо и не позволяет  дифференцировать различные элементы власти (ее субъект, объект, средства), поскольку в этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе повлиять на власть: собственные качества субъекта (компетентность, организованность и т.п.); некоторые свойства объекта (например его политическую доверчивость, привычку подчиняться власти, авторитет и т.д.); благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъем, раздоры в стане оппозиции и т.п.), а также материальные и иные средства воздействия (деньги, оружие, сырье и т.п.). При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опосредующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим социальным фактором подчинения и господства.

Поэтому для изучения власти и ее структуры  предпочтительнее более узкая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние в рамках системы взаимосвязанных агентов. Ресурсы иногда отождествляют с основаниями власти, хотя чаще к таким основаниям относят также и агентов власти — ее субъект и объект.

Первостепенная  значимость ресурсов как оснований  власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау и др.). Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное  распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются  им.

По мере развития человеческого общества ресурсы властвования изменялись:

– авторитет правителя (вождя, военачальника и т. д.) служил основой власти в примитивных обществах;

– богатство и сила стали основой власти с переходом общества к имущественным отношениям. Поведение подданных основывается на страхе перед властью, на вере в ее справедливость и божественный характер, на сформировавшейся привычке подчиняться;

– организация: бюрократия, партии, движения становятся преобладающим ресурсом властвования в индустриальных обществах;

– информация становится важнейшим средством властвования в современных обществах.

Властные  отношения все больше зависят  от того, кто обладает информацией, поскольку ее отсутствие создает  у объекта ощущения страха, дискомфорта, желание подчиниться. Информация способна создавать желательные для власти настроения и убеждения у населения, способна манипулировать общественным сознанием. Все ресурсы власти можно  объединить в несколько типов и составить классификацию (типологию). В качестве критериев будут выступать общие признаки:

1) антропологическая классификация определяет типы властвования на основе устойчивых мотивов, которые лежат в основе поведения субъекта и объекта власти. Конфуций считал ресурсами власти следование моральным принципам и личный пример. Подданные должны уважать своего мудрого, заботливого и т. п. правителя и выполнять его повеления, считая это своей обязанностью;

2) мотивы человеческого поведения положены в основу классификации типов властвования Н.Макиавелли (работа "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия"). Он выделил два главных мотива поведения людей - любовь и страх, тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим. Страх прочнее и тверже, любовь же держится на человеческой благодарности. Помимо ведущих мотивов, ресурсами власти выступают также человеческие страсти и пороки (лживость, боязливость, алчность). Ресурсы различаются своей эффективностью, циклом действия. Использование тех или иных ресурсов зависит от ряда факторов: типа режима, состояния экономики, уровня жизни населения и т. д.;

3) теория "смещения власти' (О.Тоффлер) использует смешанные критерии типологии ресурсов. Власть опирается на три ресурса: силу, богатство, знания, которые поддерживают власть и порядок на любом уровне социальной жизни: как на уровне повседневных взаимодействий человека, так и в отношениях по поводу государственной власти.

4)согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например уменьшение зарплаты недобросовестным работникам). В качестве принудительных ресурсов выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В зависимости  от того, какому ресурсу отдается предпочтение, могут устанавливаться различные типы властвования: власть низшего качества основана на силе; власть среднего качества связана с богатством; власть высшего качества основана на знаниях. Главной тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низшего качества к власти высшего качества.

Для выделения  различных видов власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности — на экономические (богатство), социальные (способность изменения статуса в социальной стратификации), культурно-информационные (знания и информация), принудительные или силовые (различные средства физического принуждения, оружие).

      Политическая власть сама по  себе есть феномен неравенства,  асимметрии, если исходить из  положения и возможностей субъекта  и объекта этой власти: у одних  право властвовать, у других  обязанность подчиняться. Это  неравенство поддерживается целой  системой разнообразных средств  (ресурсов), с помощью которых  реализуется политическая власть. Она пользуется этими ресурсами  в целях убеждения, поощрения  и наказания подвластных. Рассмотрим подробнее каждый вид ресурсов.

 

Экономические ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного  производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Распространяя свое воздействие на все сферы  жизнедеятельности общества, политическая власть вместе с тем опирается  на лежащие в них ресурсы. Одной  из важнейших среди данных сфер является экономическая. Лидирующая роль экономических  ресурсов (денежных, в частности) определяется:

1) тем, что политическая власть просто не может функционировать, не располагая экономическими ресурсами. Для политической власти (будь то передача престола по наследству, или революционный переворот, или демократическая процедура выборов) всегда необходимы денежные ресурсы. Например, современные избирательные кампании в различных странах требуют на их проведение десятки миллионов долларов. Средств, выделяемых из государственного бюджета, явно недостаточно. Поэтому кандидаты заинтересованы в поддержке частных лиц. Процедура восхождения на престол превращается, как правило, в празднество, которое требует еще больших финансовых ресурсов. Революционный же путь требует огромных экономических ресурсов для захвата власти и неизмеримо больше  для восстановления страны, разрушенной в ходе революции.

Информация о работе Основные ресурсы власти