Особенности демократического процесса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:54, реферат

Краткое описание

Представителями структурного подхода являются С. Липсет, Г. Алмонд и С. Верба, Р. Инглхарт, Л. Пай и др. Они пытаются выявить зависимость между некоторыми социально-экономическими и культурными факторами и вероятностью установления и сохранения демократических режимов в различных странах.

Содержание

&1. Демократизация _______________________________________2
&2 Российская модель демократизации______________________5
&3 Особенности демократического процесса в России_________8
&4 Является ли Россия демократическим государством_______12
&5 Проблемы российской демократии на современном этапе__14
&6 Заключение___________________________________________20
&7 Список использованной литературы_____________________22
Приложение 1_____________________________________________23

Вложенные файлы: 1 файл

политология печать.docx

— 128.33 Кб (Скачать файл)

Можно сопоставить между собой разные периоды российской государственности, начиная с 1905 года, по степени демократичности. Для своего анализа воспользуемся критериями американского политолога Роберта Даля. Он выделяет шесть ключевых признаков демократии: выборы должностных лиц; свободные, честные, частые выборы; свобода выражения граждан; доступ к альтернативным источникам информации; автономия ассоциаций граждан; всеобщие гражданские права. По этим признакам, по десятибалльной шкале, были протестированы периоды Конституционной монархии (1906-1916 гг.), февральского режима (1917г.), советского режима (1918-1990 гг.), демократизации (1990-1999 гг.) и путинского режима (2000-2004 гг.).

 

Индекс демократизации России(10-бальная система)

Ключевые институты демократии

Конституционная монархия  
(1906-1916 гг.)

Февральский режим  
(1917 г.)

Советский режим (1918-1990)

Демократи-зация (1990-1999 гг.)

Путинский режим(2000-2004 гг.)

1. Выборы должностных лиц

0

6

0

8

8

2. Свободные, честные, частые выборы

2

2

0

6

3

3. Свобода выражения граждан

4

6

0

6

4

4. Альтернативные источники информации

6

8

0

8

4

5. Автономия ассоциаций

4

8

0

8

6

6. Всеобщие гражданские права

3

6

0

5

4

7. Выборность, сменяемость властей

0

2

0

4,72

2,15

ИТОГО:

19

36

0

41

29


 

 

Демократизацию до 1917 года можно суммарно оценить в 19 баллов, февральский режим – в 38 баллов (это был наиболее демократический режим дореволюционной поры), советский – в 0 баллов, потому что в том тоталитарном государстве ни одного из этих шести институтов не было, демократизацию 1990-х годов – в 45 баллов, но за последние четыре года Россия упала до 31 баллов, откатившись в сторону авторитаризма дальше того режима, что был установлен Временным правительством в 1917 году. Этот откат фиксируется и многими зарубежными наблюдателями и организациями, например, «Transparency International».

Состоявшейся демократии в России никогда не было. Было три попытки демократизации. Первая кончилась падением монархии. Вторая кончилась в 1917 году наступлением советского тоталитарного режима. Сегодня, после третьей попытки, Россия - страна угасающей демократизации.

Выборы стали менее свободными, менее честными, правда, пока не менее частыми, хотя об этом тоже идет речь. И, всякие техническое оборудование, (каковое было на выборах Президента РФ-2012) не является гарантом того, что процесс выборов станет честнее. К нам вернулся страх и люди начали бояться высказывать свою точку зрения не только в Москве, но и в регионах, и подавление митингов на Болотной площади является ярким примером того, что людям, стоящим у власти, всяческое выражение мыслей не нравится. Замечательную вещь сказал президент Татарстана Минтимер Шаймиев, когда Путин стал строить свою «вертикаль власти» весной 2000 года. Во время телемоста с Казанью его спросили, как он оценивает действия президент, и Шаймиев ответил: «Очень хорошо оцениваю, мы давно это сделали в Татарстане. Пора сделать это и в России».

Не в полной мере совершенна и избирательная система, применяемая при формировании Государственной Думы. В настоящее время половина депутатов Думы избирается по мажоритарной системе относительного большинства (становится депутатом тот кандидат, который набирает простое большинство относительно других кандидатов - часто бывает, что против данного кандидата голосует значительное большинство избирателей). Другая половина депутатов избирается по пропорциональной избирательной системе (голосование происходит за партийные списки, к тому же избирательные объединения, не набравшие 5% минимума голосов, исключаются из распределения депутатских мандатов). Последние выборы в Государственную Думу показали, что в совокупности избирательные объединения, не набравшие 5% голосов, получили 49% голосов. Практически мнение 49% избирателей не было учтено в ходе выборов - этим принижается значимость парламента как представительного органа всего населения страны. Все это говорит о необходимости изменения избирательного закона. Нужно либо отказаться от избрания половины депутатов Государственной Думы по пропорциональной избирательной системе, либо значительно снизить ограничительный барьер для мелких партий - следует учитывать, что партийная система в России еще не сформировалась; практически отсутствуют крупные политические объединения, пользующиеся поддержкой значительного числа населения. Мажоритарную систему относительного большинства лучше заменить на мажоритарную систему абсолютного большинства - это несколько усложнит избирательный процесс, произойдет его удорожание, однако позволит более полно отразить мнение избирателей, повысить профессионализм Парламента.

Все это лишь некоторые проблемы, связанные с процессом становления представительной демократии в современной России. Сейчас мы имеем возможность наблюдать трансформацию данного института, попытаться направить этот процесс в нужную сторону. Безусловно, у представительной демократии в нашей стране есть будущее, так как ни у кого не вызывает сомнений, что она - необходимый элемент любого общества.

 

«Устойчивое развитие общества невозможно без дееспособного государства. А подлинная демократия - это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества», - пишет Владимир Путин, тем самым подчеркивая актуальность поднимаемого вопроса. 

«Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов. Чтобы большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления, - отмечает Путин. - Другими словами, демократия работает там, где люди готовы в нее что-то вкладывать». 

Русский философ, правовед Павел Новгородцев ещё в начале прошлого века предупреждал: «Нередко думают, что провозглашение всяких свобод и всеобщего избирательного права имеет само по себе некоторую чудесную силу направлять жизнь на новые пути. На самом деле, то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не демократией, а смотря по обороту событий, или олигархией, или анархией».

Мы в 90-х годах столкнулись и с анархией, и с олигархией. Этот период был буквально пронизан кризисом ответственного государственного мышления. Было бы наивно связывать его причины только с корыстными действиями олигархов и недобросовестных чиновников. К началу 90-х наше общество состояло из людей, освободившихся от коммунизма, но еще не научившихся быть хозяевами своей судьбы, привыкших ждать милостей от государства, зачастую предававшихся иллюзиям и не умевших противостоять манипулированию. Поэтому и в экономической, и в политической жизни до поры срабатывал порочный принцип «кто смел, тот и съел». 
Заключение

 

Сегодня российский народ не имеет возможности реализовать принадлежащее ему по Конституции право на осуществление непосредственного народовластия. Российская демократия выживет только в том случае, если к оставшимся островкам народовластия, парламентским и президентским выборам, мы сможем добавить пакет конституционных законов, которые подкрепят представительную демократию непосредственными формами осуществления народовластия. Пока что бюрократия не дает возможности развиться этим институтам.

В новой редакции Закона об общих принципах организации местного самоуправления плутовство нашей бюрократии дошло до настоящего совершенства

До сих пор не возможно найти в Конституции место, где описаны федеральные округа, а представители президента представлены как органы государственной власти. Фактически уже несколько лет вопреки Конституции мы закрепляем такую систему органов власти, которая ориентирована не на осуществление народовластия и построение гражданского общества, а исключительно на выстраивание «властной вертикали». Только этим объясняется фактическое упразднение верхней палаты парламента, полное подчинение президенту Государственной думы, правительства, всей экономической и политической жизни страны. Это означает абсолютную монополизацию власти.

Поэтому обществу и государству необходим пакет новых законов, базирующихся на положениях действующей Конституции.1 Прежде всего, речь идет о Законе, о Федеральном Собрании – парламенте как представительном и законодательном органе власти в России. Наша страна достойна иметь сильный парламент, который будет наделен соответствующими полномочиями, в том числе правом парламентских расследований. В последние пять лет Дума исправно штамповала законы, поступающие из структур президентской власти и абсолютно не связанные с нуждами избирателей всей страны. Но ведь нет ничего плохого, когда депутаты пишут свои законы, хотя в свое время это достаточно сильно критиковалось. Скорее катастрофа в том, что если министерство не поставило свою закорючку на том или ином проекте закона, он не может выйти из правительства. Это пример сверхбюрократизации законотворческого процесса. России нужны альтернативные законопроекты, подобные проекту Владимира Рыжкова о гарантиях многопартийности в Российской Федерации, который поддержали демократические фракции. С бюрократией можно и нужно бороться, но бороться профессионально, а не уговорами. Поэтому следует принять конституционный закон о гарантиях народовластия в Российской Федерации, предусматривающий меры публично-правовой ответственности всех ветвей власти за осуществление своих полномочий и вмешательство в компетенцию друг друга. Именно такой закон мог бы гарантировать принадлежность власти народу Российской Федерации. Без этого механизм разделения властей как не работал, так и не будет работать. Пока исполнительная власть сама и пишет законы, и контролирует их исполнение, мы будем иметь монополию, как в политике, так и в экономике.

 

Список использованной литературы

Гельман В.Я. Трансформация в России: политический режим и демократическая оппозиция. М., 1999.

 Елизаров В. От авторитаризма  к демократии: две модели // Рго et contra. 1998. №3.

 Клямкин И.М. Новая демократия или диктатура? М., 1994.

 Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М., 1997.

 Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты. Теоретико-методологические и прикладные аспекты..

Пантин И.К. Демократический проект в современном мире // Полис. 2002. №

Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. № 5.

 Теория политики: Курс  лекций: В 3-х ч. Ч.2. / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб., 2003.

 Харитонова О.Г. Генезис  демократии (Попытка реконструкции  логики транзитологических моделей) // Полис. 1995. № 5

Глушко Е.А. О парламентаризме в современной России//Разделение властей и парламентаризм, М., 1992.

Авторская статья Владимира Путина «Демократия и качество государства» 

Скуратов Ю.И. Парламент и Президент в Российской Федерации //Конституционный строй, М.,1999.

Демократия в России и Европе: филос. измерение: Материалы Междунар. конф. "Философские проблемы демократического общества" / Под ред. В.Н. 8. Брюшинкина. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003.

Интернет-ресурсы

 

Приложение 1:

Индекс демократии

 

 

 

 


Информация о работе Особенности демократического процесса в России