Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 13:04, реферат
Цель исследования состоит в политологическом анализе внутренней и внешней политики Франции на разных этапах ее институционального развития и ее роли на международной арене.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
-рассмотреть основы политической системы страны
-изучить наиболее важные этапы становления государственной политики Франции, в т.ч. при Ш. де Голле;
-проанализировать правление президента Ф. Олланда
-выявить особенности современной политики Франции;
-определить влияние политики Франции в условиях расширения масштабов глобализации современного мира.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Исторический обзор развития политического режима во Франции в послевоенный период
§1. Политический режим Пятой Республики
§2. Система институтов и партий.
§3.Политическое развитие Франции после второй мировой войны.
Глава II. Особенности современного этапа развития политического строя Франции
§1.Политическая деятельность действующего президента Франции – Франсуа Олланда
§2. Сегодняшние воззрения современных полит. партий.
§3. Характеристика изменений политической структуры
Заключение
По ходу преобразований 60-х—70-х годов в партиях произошло увеличение сторонников президентского порядка по сравнению со сторонниками прежних парламентских порядков, перестраивались партийные организации, в которых также утверждался "президентский режим". Активно происходила "персонализация" власти и в качестве примера можно привести партию ОПР, которую некоторые французские авторы называют даже "партией одного человека".
Произошло упрочение общественного признания партийно-политической системы, которое было связано с эффективностью президентского режима, сокращением числа партий, а также "персонализацией" власти в партиях.
В это же время во Франции усилилась роль элиты управленческих структур страны. Представители этой "элиты" могли при этом иметь как правые, так и левые взгляды и независимо от смены правительственных кабинетов и даже правящих блоков их основная масса всегда сохраняла свои посты и влияние. В качестве примера можно привести перемены, которые происходили в аппарате управления после прихода к власти левого большинства в 1981 г. Правая оппозиция тогда начала говорить о "чистке" в высших кадрах управления, хотя ни о какой "чистке" со стороны левых не было и речи, они просто проводили совершенно естественное обновление министерских аппаратов в тех рамках, которые характерны для любой смены президента или парламентского большинства. Оно затронуло лишь самых высокопоставленных чиновников общественных служб и почти не коснулось большей части аппаратов министерств и общественных организаций.
В 80-е годы политический мир Франции перестраивался под воздействием социальных, экономических и культурных факторов.
В 90-е годы внутренне политическое положение Франции не очень изменилось по сравнению с 80-ми годами. Но в эти годы на политические процессы внутри страны влияет вхождение Франции в Европейское Сообщество, вхождение представителей различных политических партий Франции в Европарламент, углубление экономических связей с другими странами ЕС, а также процессы, связанные с распадом социалистической системы стран Восточной Европы. Все эти факторы привели к дальнейшему развитию демократических принципов в самой Франции.
Относительно развития партийной системы
Пятой республики, можно сделать несколько
выводов.
Во-первых, практически завершился процесс
ее биполяризации. При этом количество
основных игроков в 1990-2000 гг. сократилось
с четырех до двух, т. е. партийная система
Франции все больше эволюционирует в сторону
развития двухпартийной системы, но в
ее не американском, а в более «мягком»
британском варианте двухсполовинной
партийной системы, допускающей вращение
вокруг двух основных игроков еще и мелких
сателлитов. В первую очередь, эти процессы
были обусловлены кардинальными сдвигами
соотношения сил внутри самих левых и
правых блоков. С одной стороны, произошло
размывание традиционного электората
и маргинализации Французской коммунистической
партии. Если в 1960-1970 гг. между социалистами
и коммунистами был примерный паритет
(каждая из них примерно поровну делила
электоральный пирог левых), то в 1980-1990гг.
социалистическая партия стала самой
крупной партией левых сил, собирая как
минимум две трети их голосов. С другой
стороны, аналогичные процессы происходили
и на правом фланге. В 1960 г. произошло растворение
христианско- демократического Народного
республиканского движения (МРП), которое
так и не смогло составить конкуренцию
политическому проекту де Голля. Объективно
они занимали одну и ту же нишу и апеллировали
к одному и тому же электорату, поддерживающему
развитие социального государства, однако
МРП, так и не смогла стать ведущим выразителем
идей правого электората. В условиях мажоритарной
формулы избиратель во втором туре, как
правило, ставился в жесткие рамки выбора
«или/или», что постепенно сокращало игру
до двух основных противостоящих игроков.
В этих условиях мелкие центристские партии
перестали играть роль «золотой акции»
и были вынуждены войти в союз или влиться
в состав более крупных партнеров. Именно
в силу этих причин проект иммигрантов
Жискара д’Эстена - объединить мелкие
партии центра в рамках «Союза за французскую
демократию» и создать крупный центристский
блок - фактически закончился неудачей
и, судя по всему, в ближайшее время на
правом фланге останется только одна доминирующая
и «всеохватывающая» консервативная партия
- «Союз за народное движение», что, безусловно,
приближает французскую партийную систему
к британской модели.
Во-вторых, электоральные правила Пятой
республики работают в пользу наиболее
крупных партий и существенно снижают
шансы прохождения в Национальное собрание
партиям мелким, которые не могут войти
в соглашение с более крупными партнерами.
Как правило, основные бонусы получают
системные партии центра, такие как ОПР/СФД
и социалисты. В конечном итоге, «мажоритарная
избирательная система в двух турах обеспечивала
завышенное представительство победившей
на выборах коалиции партий, а внутри этой
коалиции - партии, получившей больше голосов,
чем ее партнеры». В последние два десятилетия
такие партии, как ФКП, зеленые и Национальный
фронт, имеют намного меньше депутатских
мандатов, чем получают голосов на выборах.
Такие партии, даже если и выходят во второй
тур, как правило, проигрывают более центристскому
кандидату из левого или правового блока.
В-третьих, сокращение идеологической
дистанции между лево- и правоцентристскими
коалициями имело своим следствием то,
что некоторые сегменты электората оказались
не в состоянии выразить свои взгляды
через традиционные системные партии,
способные получить места в Народном собрании.
Почти половина избирателей не видит существенной
разницы между, например, социалистами
и коалицией правоцентристских партий.
Когда развитие биполярной партийной
модели Пятой республики приблизилось
к своей наиболее законченной форме и
две противостоящие коалиции сомкнулись
где-то в районе идеологического центра
(фактически вобрав в себя все центристские
силы), возник обратный эффект новой фрагментации
партийного поля, но уже не в центре, а
по краям идеологического спектра. Два
тяжеловеса французской политики (социалисты
и ЮМП) вынуждены теперь уже бороться уже
не только друг с другом, но и с ультраправыми
(НФ) и ультралевыми (левацкие группы троцкистского
толка) соперниками. Хотя в силу уже отмеченной
специфики электоральных правил Пятой
республики партии-спойлеры (срезающие
часть традиционного электората системных
партий) не имеют серьезных шансов победы
во втором туре выборов в Национальное
собрание, в то же время они способны добиться
существенных успехов при выборах в Европарламент
и региональные советы, которые проходят
на пропорциональной основе.
Важным аспектом новой волны фрагментации
партийно-электорального поля является
и то, что новые партийные проекты возникают
не только по оси традиционного право-левого
противостояния, но и вокруг новых проблемных
измерений французской политики: экологических
проблем, проблем европейской интеграции
и национального суверенитета, вопросов
моральных ценностей, регионализации
и т. д.
Эти новые проблемные измерения французской
политики могут привести к совершенно
иной группировке французских партийных
лагерей: они все больше делятся не на
правые и левые (характерен в этом отношении
позитивный консенсус между СП и ЮМП в
отношении евроинтеграции и децентрализации),
а на системные и несистемные.
Заключение.
Таким образом, рассматривая
в перспективе изменения политической
системы Франции за время Пятой республики,
можно констатировать постепенную трансформацию
политической системы из авторитарного
президентского правления, так сказать, президентской
"монархии", в демократическую президентскую
республику с более сильным влиянием различных
политических течений на жизнь страны.
Также можно сказать, что, несмотря
на сохранение в тексте конституции всех
авторитарных начал, развитие политической
системы привело к увеличению фактической
роли парламента и оппозиционных президенту
партий.
Можно предположить, что дальнейшее
развитие политической системы будет
в большей степени связано с развитием
общеевропейских политических тенденций
и с созданием общего европейского "Дома",
одной из составных частей которой будет
являться Франция со своей демократической
структурой.
Подводя итоги изменений в политической системе Франции в каждом десятилетии со времен основания Пятой республики, можно сказать, что во Франции усилилась роль элиты управленческих структур страны. Представители этой "элиты" могли при этом иметь как правые, так и левые взгляды и независимо от смены правительственных кабинетов и даже правящих блоков их основная масса всегда сохраняла свои посты и влияние.
В 80-е годы политический мир
Франции перестраивался под воздействием
социальных, экономических и культурных
факторов.
В 90-е годы внутренне политическое положение
Франции не очень изменилось по сравнению
с 80-ми годами. Но в эти годы на политические
процессы внутри страны влияет вхождение
Франции в Европейское Сообщество, вхождение
представителей различных политических
партий Франции в Европарламент, углубление
экономических связей с другими странами
ЕС, а также процессы, связанные с распадом
социалистической системы стран Восточной
Европы. Все эти факторы привели к дальнейшему
развитию демократических принципов в
самой Франции.
Нас интересуют именно особенности последнего десятилетия. Почти все, что я тут прочитала, относится все-таки к более раннему периоду. Предлагаю все это сократить и отнести к первой главе.
Во второй главе можно сделать 2 параграфа: 1) деятельность Олланда; 2) сегодняшние воззрения современных полит. партий.
Не забывайте о цитатах, сносках. Работа должна опираться на
источники
Библиографию - по алфавиту и в соответствии
с ГОСТом.
В работу я внесла исправления красным
шрифтом.
С уважением, Р.Р.
Библиография
1.Mény, Yves El sistema político francés / / Yves Mény; Trad. por Joan Barata Mir y Fabián Pereyra .-Paris : La Documentation fr. , Cop. 1998 - 151, [1] c.;22 см. - (Conocer la administración francesa / Inst. intern. d' Administratión publ.). -Библиогр. в конце кн..
2.Platone, F. Les partis politiques en France. - Toulouse: Milan, 2003. - 63 p.
3. Арсеньев Э.А. "Франция под знаком перемен." М.: "Политиздат", 1984 г.
4. Арсеньев Э.А. "Франция: проблемы и политика: Очерки о социально—политической жизни." М.: Политиздат, 1978 г.
5. Арзаканян М.У. "Де Голль и голлисты на пути к власти." М.: Высшая школа, 1980 г.
6.Бунин И.М. "Франция перед парламентскими выборами 1986 г.: Научно—аналитический обзор." М., 1986 г.
7.Гаджиев К.С. "Введение в политическую науку" издательская корпорация "Логос", 1997г.
8. Глебов В. "Государственный строй Франции." М.: Госюриздат, 1958 г. 9.Ежова Г.В., Президентская вертикаль власти в политической системе Франции и Германии // Ежегодник 2003: Сб. науч. ст. - Санкт-Петербург, 2003. - С. 56-68
10. Завьялов Н. "Франция накануне выборов" //МЭиМО, 1995 г., №17-18.
11.Ковлер, А.И. Проблемы эволюции политической системы Франции в свете президентских и парламентских выборов // Современный буржуазный конституционализм в теории и на практике. - Свердловск, 1985. - С. 49-61
12. Крутоголов М.А. "Парламент Франции: Организация и правовые аспекты деятельности." М.: Наука, 1988 г.
13. "Конституция и законодательные акты Французской республики". Госюриздат, 1958 г.
14. Люблинский В.В. "Социально—экономические проблемы классовой борьбы во Франции 1968—1981 гг." М.: Наука, 1986 г.
15. Новиков Г.Н. "Голлизм после Де Голля: Идейная и социально—политическая эволюция 1969—1981 гг." М.: Наука, 1984 г.
16."Правовые системы стран Мира". Справочник. Ф.М. Решетников. Юридическая литература. 1993 г.
17.Преображенская А.А. ВЫБОРЫ ВО ФРАНЦИИ: ВОЗВРАТ К БИПОЛЯРНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ //Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 11. С. 46-53
18.Пушкарева Т.В., "Проблема власти во Французской политической науке" // Вестник МГУ, серия 12 – Политологические науки. 1996 г.
19.Рождение французской буржуазной политико-правовой системы: (К 200-летию Велик. фр. буржуаз. революции) / Ливанцев К.Е., Луковская Д.И., Беляков В.Г. и др.; Отв. ред.: Королев А.И., Ливанцев К.Е.; ЛГУ . - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,1990. - 184 с., портр.
20.Рубинский, Ю.И.; Белик, Т.В. Политическая система Франции: незаконченная модернизация / РАН. Ин-т Европы. - М., 2006. - 132 с. - (Докл. Ин-та Европы; N 174)
21.Савицкий П.И. "Правительственный аппарат Пятой Республики во Франции." Свердловск: Средн.-Уральск. кн. изд-во, 1979 г.
22.Сироткин В.Г. "Франция в середине 70-х годов." М.: Знание, 1976г.
23.Фадеева Т.М. ФРАНЦУЗСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ / ОТВ. РЕД. СМИРНОВ В.П.; МГУ ИМ. М.В.ЛОМОНОСОВА. - М., 2001. - 218 С. - (ТР. ИСТ. ФАК. МГУ; ВЫП.20.; СЕРИЯ 2: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. Реферативный журнал. 2003. № 4. С. 113-119.
24.Чередов И.Г СРАВНЕНИЕ ДИНАМИКИ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ ПО МЕТОДУ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГАЙАМЫ // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5. № 3. С. 182-191
25.Чиркин, Вениамин Евгеньевич. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. "Юриспруденции" / Чиркин В.Е.; Ин-т государства и права Рос. АН; Акад. правовой ун-т.—3-е изд., перераб. и доп..—М.: Юристъ, 2001.—622с..
26. Червяков А. "Институты власти во Франции" // МЭиМО 1994 г. № 8-9.
27. http://ru.wikipedia.org/wiki/
28 Валлерстайн И., «Крайне рискованная
ставка Олланда в Мали: вероятность долгосрочной
катастрофы», 2013, электронный ресурс: [http://rabkor.ru/opinion/
29
30
Информация о работе Особенности политической системы современной Франции