Особенности политической системы современной Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 13:04, реферат

Краткое описание

Цель исследования состоит в политологическом анализе внутренней и внешней политики Франции на разных этапах ее институционального развития и ее роли на международной арене.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
-рассмотреть основы политической системы страны
-изучить наиболее важные этапы становления государственной политики Франции, в т.ч. при Ш. де Голле;
-проанализировать правление президента Ф. Олланда
-выявить особенности современной политики Франции;
-определить влияние политики Франции в условиях расширения масштабов глобализации современного мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Исторический обзор развития политического режима во Франции в послевоенный период
§1. Политический режим Пятой Республики
§2. Система институтов и партий.
§3.Политическое развитие Франции после второй мировой войны.
Глава II. Особенности современного этапа развития политического строя Франции
§1.Политическая деятельность действующего президента Франции – Франсуа Олланда
§2. Сегодняшние воззрения современных полит. партий.
§3. Характеристика изменений политической структуры
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности политической системы современной Франции.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

По ходу преобразований 60-х—70-х годов в партиях произошло увеличение сторонников президентского порядка по сравнению со сторонниками прежних парламентских порядков, перестраивались  партийные организации, в которых также утверждался "президентский режим". Активно происходила "персонализация"  власти и в качестве примера можно привести партию ОПР, которую некоторые французские авторы называют даже "партией одного человека".

Произошло упрочение общественного признания партийно-политической системы, которое было связано  с эффективностью президентского режима, сокращением числа партий, а также "персонализацией" власти в партиях.

В это же время во Франции усилилась роль элиты управленческих структур страны. Представители этой "элиты" могли при этом иметь как правые, так и левые взгляды и независимо от смены правительственных кабинетов и даже правящих блоков их основная масса всегда сохраняла свои посты и влияние. В качестве примера можно привести перемены, которые происходили  в аппарате управления после прихода к власти левого большинства в 1981 г. Правая оппозиция тогда начала говорить о "чистке" в высших кадрах управления, хотя ни о какой "чистке" со стороны левых не было и речи, они просто проводили совершенно естественное обновление министерских аппаратов в тех рамках, которые характерны для любой смены президента или парламентского большинства. Оно затронуло лишь самых высокопоставленных чиновников общественных служб и почти не коснулось большей части аппаратов министерств и общественных организаций.

В 80-е годы политический мир Франции перестраивался под воздействием социальных, экономических и  культурных факторов.

В 90-е годы внутренне политическое положение Франции не очень изменилось по сравнению с 80-ми годами. Но в эти годы на политические процессы внутри страны влияет вхождение Франции в Европейское Сообщество, вхождение представителей различных политических партий Франции в Европарламент, углубление экономических связей с другими странами ЕС, а также процессы, связанные с распадом социалистической системы стран Восточной Европы. Все эти факторы привели к дальнейшему развитию демократических принципов в самой Франции.  

Относительно развития партийной системы Пятой республики, можно сделать несколько выводов.  
Во-первых, практически завершился процесс ее биполяризации. При этом количество основных игроков в 1990-2000 гг. сократилось с четырех до двух, т. е. партийная система Франции все больше эволюционирует в сторону развития двухпартийной системы, но в ее не американском, а в более «мягком» британском варианте двухсполовинной партийной системы, допускающей вращение вокруг двух основных игроков еще и мелких сателлитов. В первую очередь, эти процессы были обусловлены кардинальными сдвигами соотношения сил внутри самих левых и правых блоков. С одной стороны, произошло размывание традиционного электората и маргинализации Французской коммунистической партии. Если в 1960-1970 гг. между социалистами и коммунистами был примерный паритет (каждая из них примерно поровну делила электоральный пирог левых), то в 1980-1990гг. социалистическая партия стала самой крупной партией левых сил, собирая как минимум две трети их голосов. С другой стороны, аналогичные процессы происходили и на правом фланге. В 1960 г. произошло растворение христианско- демократического Народного республиканского движения (МРП), которое так и не смогло составить конкуренцию политическому проекту де Голля. Объективно они занимали одну и ту же нишу и апеллировали к одному и тому же электорату, поддерживающему развитие социального государства, однако МРП, так и не смогла стать ведущим выразителем идей правого электората. В условиях мажоритарной формулы избиратель во втором туре, как правило, ставился в жесткие рамки выбора «или/или», что постепенно сокращало игру до двух основных противостоящих игроков. В этих условиях мелкие центристские партии перестали играть роль «золотой акции» и были вынуждены войти в союз или влиться в состав более крупных партнеров. Именно в силу этих причин проект иммигрантов  Жискара д’Эстена - объединить мелкие партии центра в рамках «Союза за французскую демократию» и создать крупный центристский блок - фактически закончился неудачей и, судя по всему, в ближайшее время на правом фланге останется только одна доминирующая и «всеохватывающая» консервативная партия - «Союз за народное движение», что, безусловно, приближает французскую партийную систему к британской модели. 
 Во-вторых, электоральные правила Пятой республики работают в пользу наиболее крупных партий и существенно снижают шансы прохождения в Национальное собрание партиям мелким, которые не могут войти в соглашение с более крупными партнерами. Как правило, основные бонусы получают системные партии центра, такие как ОПР/СФД и социалисты. В конечном итоге, «мажоритарная избирательная система в двух турах обеспечивала завышенное представительство победившей на выборах коалиции партий, а внутри этой коалиции - партии, получившей больше голосов, чем ее партнеры». В последние два десятилетия такие партии, как ФКП, зеленые и Национальный фронт, имеют намного меньше депутатских мандатов, чем получают голосов на выборах. Такие партии, даже если и выходят во второй тур, как правило, проигрывают более центристскому кандидату из левого или правового блока.  
 В-третьих, сокращение идеологической дистанции между лево- и правоцентристскими коалициями имело своим следствием то, что некоторые сегменты электората оказались не в состоянии выразить свои взгляды через традиционные системные партии, способные получить места в Народном собрании. Почти половина избирателей не видит существенной разницы между, например, социалистами и коалицией правоцентристских партий. Когда развитие биполярной партийной модели Пятой республики приблизилось к своей наиболее законченной форме и две противостоящие коалиции сомкнулись где-то в районе идеологического центра (фактически вобрав в себя все центристские силы), возник обратный эффект новой фрагментации партийного поля, но уже не в центре, а по краям идеологического спектра. Два тяжеловеса французской политики (социалисты и ЮМП) вынуждены теперь уже бороться уже не только друг с другом, но и с ультраправыми (НФ) и ультралевыми (левацкие группы троцкистского толка) соперниками. Хотя в силу уже отмеченной специфики электоральных правил Пятой республики партии-спойлеры (срезающие часть традиционного электората системных партий) не имеют серьезных шансов победы во втором туре выборов в Национальное собрание, в то же время они способны добиться существенных успехов при выборах в Европарламент и региональные советы, которые проходят на пропорциональной основе. 
Важным аспектом новой волны фрагментации партийно-электорального поля является и то, что новые партийные проекты возникают не только по оси традиционного право-левого противостояния, но и вокруг новых проблемных измерений французской политики: экологических проблем, проблем европейской интеграции и национального суверенитета, вопросов моральных ценностей, регионализации и т. д.  
 Эти новые проблемные измерения французской политики могут привести к совершенно иной группировке французских партийных лагерей: они все больше делятся не на правые и левые (характерен в этом отношении позитивный консенсус между СП и ЮМП в отношении евроинтеграции и децентрализации), а на системные и несистемные.

Заключение. 

Таким образом, рассматривая в перспективе изменения политической системы Франции за время Пятой республики, можно констатировать постепенную трансформацию политической системы из авторитарного президентского правления, так сказать, президентской "монархии", в демократическую президентскую республику с более сильным влиянием различных политических течений на жизнь страны.  
Также можно сказать, что, несмотря на сохранение в тексте конституции всех авторитарных начал, развитие политической системы привело к увеличению фактической роли парламента и оппозиционных президенту партий.  
Можно предположить, что дальнейшее развитие политической системы будет в большей степени связано с развитием общеевропейских политических тенденций и с созданием общего европейского "Дома", одной из составных частей которой будет являться Франция со своей демократической структурой. 

Подводя итоги изменений в политической системе  Франции в каждом десятилетии со времен основания Пятой республики, можно сказать, что во Франции усилилась роль элиты управленческих структур страны. Представители этой "элиты" могли при этом иметь как правые, так и левые взгляды и независимо от смены правительственных кабинетов и даже правящих блоков их основная масса всегда сохраняла свои посты и влияние.

В 80-е годы политический мир Франции перестраивался под воздействием социальных, экономических и  культурных факторов.  
В 90-е годы внутренне политическое положение Франции не очень изменилось по сравнению с 80-ми годами. Но в эти годы на политические процессы внутри страны влияет вхождение Франции в Европейское Сообщество, вхождение представителей различных политических партий Франции в Европарламент, углубление экономических связей с другими странами ЕС, а также процессы, связанные с распадом социалистической системы стран Восточной Европы. Все эти факторы привели к дальнейшему развитию демократических принципов в самой Франции. 

 

Нас интересуют именно особенности последнего десятилетия. Почти все, что я тут прочитала, относится все-таки к более раннему периоду. Предлагаю все это сократить и отнести к первой главе.

Во второй главе  можно сделать 2 параграфа: 1) деятельность Олланда; 2) сегодняшние воззрения современных полит. партий.

Не забывайте о цитатах, сносках. Работа должна опираться на источники 
Библиографию - по алфавиту и в соответствии с ГОСТом. 

В работу я внесла исправления красным шрифтом. 
 
С уважением, Р.Р.

 

 

 

Библиография

1.Mény, Yves  El sistema político francés /  / Yves Mény; Trad. por Joan Barata Mir y Fabián Pereyra .-Paris : La Documentation fr. , Cop. 1998 - 151, [1] c.;22 см. - (Conocer la administración francesa / Inst. intern. d' Administratión publ.). -Библиогр. в конце кн.. 

2.Platone, F. Les partis politiques en France. - Toulouse: Milan, 2003.  - 63 p.

3. Арсеньев Э.А. "Франция под знаком перемен." М.: "Политиздат", 1984 г.

4. Арсеньев Э.А. "Франция: проблемы и политика: Очерки о социально—политической жизни." М.: Политиздат, 1978 г.

5. Арзаканян М.У. "Де Голль и голлисты на пути к власти." М.: Высшая школа, 1980 г.

6.Бунин И.М. "Франция перед парламентскими выборами 1986 г.: Научно—аналитический обзор." М., 1986 г.

7.Гаджиев К.С. "Введение в политическую науку" издательская корпорация "Логос", 1997г.

8. Глебов В. "Государственный строй Франции." М.: Госюриздат, 1958 г. 9.Ежова Г.В., Президентская вертикаль власти в политической системе Франции и  Германии // Ежегодник 2003: Сб. науч. ст. - Санкт-Петербург, 2003. - С. 56-68 

10. Завьялов Н. "Франция накануне выборов" //МЭиМО, 1995 г., №17-18.

11.Ковлер, А.И. Проблемы эволюции политической системы Франции в свете президентских и парламентских выборов // Современный буржуазный конституционализм в теории и на практике. - Свердловск, 1985. - С. 49-61

12. Крутоголов М.А. "Парламент Франции: Организация и правовые аспекты деятельности." М.: Наука, 1988 г.

13. "Конституция и законодательные акты Французской республики". Госюриздат, 1958 г.

14. Люблинский В.В. "Социально—экономические проблемы классовой борьбы во Франции 1968—1981 гг." М.: Наука, 1986 г.

15. Новиков Г.Н. "Голлизм после Де Голля: Идейная и социально—политическая эволюция 1969—1981 гг." М.: Наука, 1984 г.

16."Правовые системы стран Мира". Справочник. Ф.М. Решетников. Юридическая литература. 1993 г.

17.Преображенская А.А. ВЫБОРЫ ВО ФРАНЦИИ: ВОЗВРАТ К БИПОЛЯРНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ //Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 11. С. 46-53

18.Пушкарева Т.В., "Проблема власти во Французской политической науке" // Вестник МГУ, серия 12 – Политологические науки. 1996 г.

19.Рождение французской буржуазной политико-правовой системы: (К 200-летию Велик. фр. буржуаз. революции) / Ливанцев К.Е., Луковская Д.И., Беляков В.Г. и др.; Отв. ред.: Королев А.И., Ливанцев К.Е.; ЛГУ . - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,1990. - 184 с., портр.

20.Рубинский, Ю.И.; Белик, Т.В. Политическая система Франции: незаконченная модернизация / РАН. Ин-т Европы. - М., 2006. - 132 с. - (Докл. Ин-та Европы; N 174) 

21.Савицкий П.И. "Правительственный аппарат Пятой Республики во Франции." Свердловск: Средн.-Уральск. кн. изд-во, 1979 г.

22.Сироткин В.Г. "Франция в середине 70-х годов." М.: Знание, 1976г.

23.Фадеева Т.М. ФРАНЦУЗСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ / ОТВ. РЕД. СМИРНОВ В.П.; МГУ ИМ. М.В.ЛОМОНОСОВА. - М., 2001. - 218 С. - (ТР. ИСТ. ФАК. МГУ; ВЫП.20.; СЕРИЯ 2: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. Реферативный журнал. 2003. № 4. С. 113-119.

24.Чередов И.Г СРАВНЕНИЕ ДИНАМИКИ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ ПО МЕТОДУ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГАЙАМЫ // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5. № 3. С. 182-191

25.Чиркин, Вениамин Евгеньевич. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. "Юриспруденции" / Чиркин В.Е.; Ин-т государства и права Рос. АН; Акад. правовой ун-т.—3-е изд., перераб. и доп..—М.: Юристъ, 2001.—622с..

26. Червяков А. "Институты власти во Франции" // МЭиМО 1994 г. № 8-9.

27. http://ru.wikipedia.org/wiki/Политические_партии_Франции

28 Валлерстайн И.,  «Крайне рискованная ставка Олланда в Мали: вероятность долгосрочной катастрофы», 2013, электронный ресурс: [http://rabkor.ru/opinion/2013/02/12/krajne-riskovannaya-stavka-ollanda-v-mali-veroyatnost-dolgosrochnoj-katastrofy].

29

30


Информация о работе Особенности политической системы современной Франции