Парламент Великобритании: сущность и принципы деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:05, реферат

Краткое описание

Поэтому целью данной работы стало рассмотрение особенностей парламентской формы правления на примере Великобритании, а объектом исследования - парламентская форма правления на примере Великобритании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Часть первая
История парламента в Великобритании…………………………...4
Выборы в Парламент………………………………………………..6
Палата общин………………………………………………………..7
Основные партии……………………………………………………8
Палата Лордов……………………………………………………….8
Часть вторая
2.1. Деятельность парламента в Великобритании……………………..10
2.2. Традиции и порядок ..……………………………………………....11
2.3. Законодательный процесс…………………………………………..12
2.4. Контроль……………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………14
Список источников ……………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.47 Кб (Скачать файл)

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра политологии

 

 

 

 

Реферат по предмету «Политология»  на тему:

«Парламент Великобритании: сущность и принципы деятельности»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса,  
факультета журналистики, группа 10,  
специальность «Литературная работа  
(редактирование)» Кудинович Ю. А.

Проверил: кандидат  
исторических наук,  
доцент Мигун Д.А.

 

 

 

 

Минск 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Часть первая

    1. История парламента в Великобритании…………………………...4
    2. Выборы в Парламент………………………………………………..6
    3. Палата общин………………………………………………………..7
    4. Основные партии……………………………………………………8
    5. Палата Лордов……………………………………………………….8

Часть вторая

2.1.    Деятельность парламента в Великобритании……………………..10 
2.2.    Традиции и порядок ..……………………………………………....11 
2.3.   Законодательный процесс…………………………………………..12 
2.4.    Контроль……………………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………14

Список  источников ……………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Парламент (англ. parliament, от фр. раrler — говорить) — высший представительный, законодательный орган государства. Подобные структуры представительства существовали ещё в древних государствах. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Комиции, вече, курултай и т. п. Однако таких структур до наших дней не сохранилось. Родиной же современного парламентаризма считается Англия. Именно в этой стране в 13 веке бал основан прообраз современного двухпалатного парламента, когда по требованию восставших феодалов королем Иоанном Безземельным была подписана Великая хартия вольностей. Последняя возложила на монарха обязанность создавать для установления налогов Общий совет королевства.

Со временем прообраз Парламента подвергся  изменениям. Принципы и способы управления этой системы корректировались законами и постановлениями. Однако основные традиции в управлении сохранились. Благодаря такой комбинации, сегодня  Великобритания – одна из ведущих  стран в мире, с устоявшейся  экономикой и политикой.

Поэтому целью данной работы стало рассмотрение особенностей парламентской формы правления на примере Великобритании, а объектом исследования - парламентская форма правления на примере Великобритании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть первая

История парламента в Великобритании

Значение государственного форума английский Парламент завоевывает  уже в 13 в., становясь классическим образцом представительного органа. Позднее, в 16 - 17 вв., он выступает сословно-представительным органом при монархе. Однако только после буржуазной революции 17 в. Парламент приобретает реальное и многоплановое значение.

Система британского парламентаризма  сложилась не сразу. Первоначально  в палате лордов (пэров) собирались все представители английского  титулованного дворянства (впоследствии при объединении Англии и Шотландии  в Великобританию многие знатные  шотландцы приобретали английские титулы, так как шотландские титулы не давали наследственного права  заседать в палате пэров). Кроме того, существовала практика назначения королём  пожизненных лордов и лордов по должности (например, епископы). В палату общин  избирались по два рыцаря (нетитулованные дворяне) от каждого графства и по два горожанина от каждого города.

Следует учитывать, что система  парламентаризма на Западе возникла как отрицание абсолютизма государственной  власти в лице монарха, всевластного первого лица в государстве. Но при  этом парламентская система то и  дело переживала кризис. Нередко короли стремились восстановить абсолютизм, например, Карл I не созывал парламент  более 10 лет, и только в 1640 году пошёл  на это из-за недостатка средств в казне.

Еще Кромвель собирался отменить средневековые  формы представительства в парламенте нации, однако их восстановление произошло  отчасти при самом Кромвеле, отчасти  при последних Стюартах. При Вильгельме III принятия Билля о правах (1689) и Акта об устроении (1701) окончательно определило переход ряда полномочий от короля к парламенту.

В течение XVIII столетия из 658 депутатов  парламента мелкие города и селения, даже «гнилые местечки» (заброшенные  деревни) выбирали 467 депутатов. Фактически это представительство контролировалось знатными землевладельцами при помощи специальной процедуры. Голосование  было открытым. Депутатов называли заранее (это делали местные лендлорды), и тех, кто их не поддерживал, наказывали. Подсчитано, что примерно 424 депутата из числа парламентариев были фактически назначены местными землевладельцами. Манчестер, Шеффилд, Лидс, ставшие промышленными центрами Англии, вовсе не были представлены в парламенте. Лондон с полумиллионным населением имел представительство в четыре депутата, тогда как в малонаселенных и брошенных селениях, так называемых «гнилых» или «карманных местечках», проживали по 3-4 избирателя на одно депутатское место. Депутатским местом нередко приторговывали, оценивая его примерно в 2 тыс. ф. ст. Однако рост новых городов, усиление влияния на политику промышленного и торгово-финансового сословий, а также реформаторская активность партии вигов приблизили проведение давно назревшей избирательной реформы (1832 г.).

В ходе этой реформы были осуществлены перемены в двух направлениях: произведено перераспределение избирательных округов и расширен круг самих избирателей. Были лишены представительства 56 гнилых местечек, сокращены квоты еще 30 местечкам. Высвобожденные таким образом 146 мест были переданы в пользу городов, графств и регионов Шотландии, Ирландии и Уэльса. За счет изменения избирательного ценза был увеличен на треть корпус избирателей. В графствах избирателями стали собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф. ст. в год, в городах - собственники и арендаторы домов и других строений с тем же размером годового дохода. Таким образом, главным цензом, делающим возможным участие в политической жизни, стал размер собственности.

Следующая реформа прошла в 1867 году. Кабинет консерваторов во главе с Дизраэли представил проект реформы, утвержденный затем с поправками. Было уменьшено представительство местечек и мелких городов. Города с населением от 4 до 10 тыс. получили только по одному депутатскому месту. В городах избирателями стали все владельцы и съемщики домов, уплачивающие налог в пользу бедных, и квартиросъемщики, уплачивающие в год не меньше 10 ф. ст. арендной платы. В графствах этот ценз был понижен до 5 ф. ст. годового дохода землевладельца. Налоговый ценз - уплата налога в пользу бедных - отныне засчитывался не только домовладельцам, но и многочисленным нанимателям небольших квартир, которые считались уплачивающими этот налог. В итоге состав избирателей сильно пополнился за счет городских ремесленников и рабочих.

В промежутке между второй и третьей  избирательными реформами по инициативе либерального правительства вигов  принимается Закон о тайном голосовании (1872 г.), целью которого было устранение подкупа избирателей.

Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. уменьшила пестроту избирательных  цензов и продолжила политику перераспределения  округов в пользу крупных городов. Отныне города с населением от 15 до 50 тыс. человек выбирали только по одному депутату, а в крупных городах  такая же квота устанавливалась  для округов в 50 тыс. Практиковалась мажоритарная система выборов (побеждал тот, кто собирал относительное  большинство голосов).

Выборы в Парламент

Особенностью функционирования британского  Парламента является отсутствие в государстве  писаной (кодифицированной) Конституции, поэтому многие нормы парламентской  жизни, взаимоотношения с Правительством остаются урегулированными конституционными (конвенциональными) соглашениями и  правовыми обычаями.

При анализе места Парламента в  системе власти Великобритании следует  учитывать, что в ее основу были положены два фундаментальных принципа - парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления. Британский Парламент представляет собой пример бикамерального представительного органа, состоящего из Палаты общин и Палаты лордов. Причем неотъемлемой частью Парламента считается британский монарх. Одна из важнейших особенностей Парламента заключается также в том, что одна из его палат - Палата лордов формируется по наследству. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, дающего право быть ее членом. Это самая большая верхняя палата среди европейских стран. Ее членами являлись в конце 90-х гг. 20 в. более 1200 пэров Парламента. Однако после первого этапа конституционной реформы, которая началась в 1999 г. и должна продлиться 10 лет, в Палате насчитывалось всего 665 человек.

Британский Парламент состоит  из двух палат:

Палаты общин (House of Commons); Палаты лордов (House of Lords).

 

 

Палата общин

Палата общин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайном голосовании  на основе мажоритарной системы относительного большинства. Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата. Избирательная кампания начинается с вручения приказа о выборах «чиновникам по выборам», функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах - шерифы. Избираться в Палату может любой британский подданный (а также проживающие в стране граждане Ирландии и Содружества), достигший 21 года и удовлетворяющий установленным в законодательстве цензам. Среди таких цензов следует назвать ценз несовместимости: запрет быть членами Парламента для лиц, занимающих определенные государственные должности (профессиональные оплачиваемые судьи, гражданские служащие, военнослужащие и т.д.).

Лицо, которое желает баллотироваться  на выборах в Палату общин, должно представить чиновнику по выборам  документ о выдвижении, а также  внести избирательный залог, который  составляет пятьсот фунтов стерлингов и не возвращается при условии, если кандидат набрал меньше пяти процентов  голосов.

В Палате общин есть должность спикера. Спикером Палаты общин является должностное лицо, которое избирается палатой общин из числа своих членов. Спикер заседает в Кресле Спикера в конце Стола Палаты. Правительство сидит справа от Спикера, а Оппозиция располагается слева. Обязанностью Спикера является поддержание порядка во время дебатов и вызов членов парламента для выступлений.

Выбранный член парламента должен начать выступление с обращения к  Председателю, а во время выступления  обращаться к членам парламента по названию избирательных округов, которые  они представляют, а к министрам - по названию занимаемых ими постов.

Дебаты в Палате общин осуществляются посредством внесения предложений, (например, «Регламент одобрить» или  «Законопроект рассмотреть во втором чтении»). В конце дебатов Председатель (Спикер или Председатель в случае рассмотрения законопроекта в стадии комитета) ставит вопрос о голосовании. Далее может последовать голосование (баллотировка) Палаты, в соответствии с которым члены парламента должны пройти через прилегающие к Залу кулуары «За» и «Против». Счетчики голосов объявляют результаты Спикеру или Председателю.

На сегодняшний день Спикером является представитель Консервативной партии Джон Беркоу. На должности он с 22 июня 2009 года.

Основные партии

По итогам всеобщих выборов 2010 году, 306 из 6491 мест в палате общин получила Консервативная партия во главе с Дэвидом Кэмероном. Партия образует в новом парламенте крупнейшую фракцию (47,1%).

Также в состав парламента входит Лейбористская партия во главе с премьер-министром Гордоном Брауном. Суммарно, у этих двух партий 87% мест в палате общин, лейбористская фракция - вторая по численности.

Либерально-демократическая партия Ника Клегга получила в новом парламенте лишь 57 мест (8,8%). Сегодняшний их статус: «балансирующая партия» в палате общин.

Партия зеленых на выборах в 2010 году стала парламентской. Ее лидер Кэролайн Лукас. В 2009 г. эта партия также стала победителем на выборах в Европарламент.

Палата лордов

Палата лордов ведет свое происхождение  от «Большого Совета», который существовал  в нормандский период истории  Англии. В состав «Большого Совета»  входили наиболее крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся «баронами». С течением времени «Большой Совет» претерпевал различные изменения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться  «пэрами» и передавать свой титул  и место в Палате по наследству.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства:

судебные лорды; духовные лорды; наследственные пэры; пожизненные пэры.

Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Палаты общин, остальные - выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел  представители промышленного и  финансового бизнеса, дипломаты  и профсоюзные лидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед  государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Несмотря на столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая  ее часть, в основном пожизненные  пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека.

На переходный период в палате пожизненно оставлены 192 наследственных лорда. Остальные лорды имеют право баллотироваться на выборах, в том числе в нижнюю палату - Палату общин.

Длительное время Палату возглавлял Лорд-Канцлер, который назначался на должность Премьер-министром и являлся одновременно членом Кабинета (министром). Однако в связи с конституционной реформой с 2004 г. руководитель Палаты лордов занимает данную должность на внутрипалатной выборной основе и не входит в состав Правительства.

Информация о работе Парламент Великобритании: сущность и принципы деятельности