Переговоры как элемент демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломатических переговоров - достижение согласия по возникающим в международных отношениях вопросам. Результаты переговоров воплощаются в различных формах официальных актов, которые весьма многообразны и обладают различным статусом, разной обязательной силой. Но при этом сущность их одна - соглашение сторон. Для понимания содержания достигнутых соглашений знание процесса их подготовки имеет существенное значение. Этим определяется актуальность данной курсовой работы.

Содержание

Введение 2-4
I. Сущность переговоров как инструмента дипломатии 5 - 30
1.1. Понятие дипломатических переговоров и процесс их
становления 5 – 14
1.2. Гласность переговоров в дипломатии 14 – 17
1.3. Формы дипломатических переговоров 17 - 30
II. Стратегия и тактика ведения переговоров 31 -
2.1. Основные стратегии ведения переговоров 31 – 34
2.2 Основные тактические приемы ведения переговоров 35 – 42
III. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений 43 – 60
Заключение 61- 64
Литература 65

Вложенные файлы: 1 файл

переговоры как элемент демократии.docx

— 119.30 Кб (Скачать файл)

Основные органы конференции: пленум, генеральный комитет, редакционный комитет, комитет по проверке полномочий, главные комитеты, вспомогательные органы, секретариат.

Подробно регламентируются порядок ведения заседаний, документация и особенно правила голосования, порядок принятия решений. Определяются языки конференции. Языками универсальных конференций, созываемых под эгидой ООН, являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Выступления на любом из них переводятся на все остальные.

Международные организации становятся все более важным местом дипломатического взаимодействия государств. К преимуществам организаций следует отнести то, что они, действуя на постоянной основе, существенно упрощают решение организационных вопросов13.

Центральное положение в системе международных организаций занимает единственная всемирная политическая организация - ООН. В ее рамках был, например, подготовлен такой важный договор общего значения, как Договор о нераспространении ядерного оружия. Комиссия ООН по правам человека подготовила целый комплекс общих конвенций по правам человека, космическое право было кодифицировано при помощи Комитета ООН по космосу. Исключительно важна деятельность Комиссии международного права по подготовке проектов конвенций, кодифицирующих и развивающих нормы общего международного права. Проекты ряда конвенций готовились Секретариатом ООН. Заметно растет количество договоров, подготовленных и принятых организациями в специальных областях сотрудничества.

Окончательно тексты подготовленных в рамках ООН проектов принимаются Генеральной Ассамблеей после проработки их в главных комитетах Ассамблеи. После этого Ассамблея принимает решение, считать ли подготовленный текст окончательным, подлежащим принятию ею самой, либо созвать дипломатическую конференцию для дальнейшего обсуждения проекта. Ассамблея непосредственно приняла тексты таких договоров, как Договор о принципах деятельности государств в космическом пространстве, Международные пакты о правах человека и др.

Рост числа подготавливаемых в рамках ООН и других международных организациях договоров породил новую проблему. Только в рамках ООН государства ежегодно участвуют по меньшей мере в подготовке двух десятков договоров. Растет не только количество договоров, но и усложняется их нормативное содержание. Это требует значительного числа высококвалифицированных специалистов. Процедура подготовки договоров многочисленными органами, которые состоят из представителей государств, возлагает непосильное бремя не только на малые, но и на средние государства. Более того, зачастую они просто не в состоянии эффективно участвовать в этом процессе, а после его завершения не оформляют своего участия в конвенциях.

ООН не раз рассматривала вопрос об участии государств в принятых ею конвенциях, многие из которых оказались либо не эффективными из-за небольшого числа участников, либо вообще не вступили в силу, не собрав необходимого числа ратификаций.

Все более наукоемкий характер многосторонних конвенций диктует необходимость привлечения к их разработке представительных коллективов квалифицированных экспертов, которые будут осуществлять свою деятельность с учетом замечаний правительств, как это имеет место в работе Комиссии международного права и некоторых других органов ООН. Возложение значительной доли ответственности за содержание конвенций на квалифицированных экспертов будет содействовать их более широкому принятию государствами и проведению в жизнь. Использование метода подготовки конвенций органами ограниченного состава станет все более широким, особенно в специальных сферах сотрудничества. Иного пути нет.

В рамках ООН соответствующая деятельность регулируется детальными «Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи». Эти правила зачастую берутся за основу при подготовке правил процедуры дипломатических конференций. Порядок подготовки международных конвенций определен Приложением I к Правилам процедуры Генеральной Ассамблеи. Ряд правил в этой области содержится в специальном меморандуме Секретариата - «Подготовка многосторонних договоров».

Существуют два порядка подготовки многосторонних договоров в рамках Генеральной Ассамблеи. В одном случае Ассамблея своей резолюцией утверждает проект договора, подготовленный другими органами, и открывает договор для подписания государствами. Этот порядок используется тогда, когда подготовленный проект не вызывает существенных разногласий. В таком порядке принят целый ряд универсальных договоров, включая и те, что касаются проблем безопасности. Так, Комитет ООН по мирному использованию космического пространства разработал проект, а Генеральная Ассамблея на его основе в 1967 г. одобрила Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (договор о космосе). Такой порядок является новым в международной практике. Он дает возможность экономить время и средства, содействует росту авторитета Ассамблеи и ее роли в международном правотворчестве.

Другой порядок заключается в обсуждении проекта договора, представленного подготовительным органом, и в принятии резолюции о созыве дипломатической конференции для более детального обсуждения и принятия договора. Такой порядок применяется в случае, когда представленный Ассамблее проект не удовлетворяет все государства. Показательна в этом плане подготовка Римского Статута Международного уголовного суда. Проект многие годы разрабатывался Комиссией международного права. Учитывая сомнения ряда государств, Генеральная Ассамблея передала проект на доработку специальному комитету, состоявшему не из экспертов, а из представителей правительств. Этому комитету потребовалось четыре года для доработки проекта, и тем не менее на Римской дипломатической конференции 1996 г. проект был одобрен с большим трудом.

Генеральная Ассамблея использует и другие методы достижения соглашений. Известно немалое число резолюций, призывающих государства заключить договор по определенному вопросу. Такие призывы не только стимулируют процесс, но и придают договору дополнительный авторитет. Свидетельством тому может служить факт ссылки на соответствующую резолюцию в преамбуле договора. В преамбуле Договора о нераспространении ядерного оружия 1969 г. отмечено, что он заключен «в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, призывающими к заключению соглашения о предотвращении более широкого распространения ядерного оружия».

Ассамблея также нередко призывает государства присоединиться к уже действующему договору. Изредка встречаются случаи, когда Ассамблея утверждает двустороннее соглашение, придавая ему дополнительный авторитет.

Совершенно новым направлением является деятельность ООН по профилактике споров и урегулированию конфликтных ситуаций, именуемая превентивной дипломатией. Она включает поощрение различных форм переговоров между заинтересованными государствами. Представляет в этом плане интерес Декларация о предупреждении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области.

Сказанное, разумеется, дает лишь самое общее представление о растущей роли международных организаций в осуществлении дипломатического взаимодействия государств, включая подготовку соответствующих договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Стратегия и тактика ведения переговоров

                  2.1 Основные стратегии ведения переговоров

 

Под стратегией традиционно понимается конечная цель действия. Цель – это предполагаемый результат действия, являющегося его причиной. Прежде чем приступать к переговорам, участники должны четко представлять, каковы цели их проведения. Стратегии (подходы) к переговорам зависят от внешнеполитической стратегии государства, культуры, эрудиции и опыта участников переговоров.

Все исследователи переговорного процесса едины в том, что основанием для принятия той или иной стратегии является вопрос – рассматривают ли стороны переговоры как продолжение борьбы или как процесс решения проблемы, предполагающий совместные усилия. Соответственно этому выделяются две стратегии переговоров:

  • стратеги торга (bargaining);
  • стратегия совместного с партнером поиска решения проблемы (joint problem – solving).

Первые напоминают военные действия или, в лучшем случае, военные маневры. Победа – главное для «воинов», отказ же от нее означает для них поражение. Переговорному подходу «воинов» Г. Никольсон противопоставляет концепцию «лавочников», которые нацелены на достижение взаимовыгодного соглашения. В этом они видят цель и смысл переговоров.

Эти две основные стратегии и оказались в центре внимания исследователей, занятых проблемами изучения переговоров. Одним из центральных вопросов, обсуждавшийся в научной литературе, был вопрос о том, какая стратегия в торге является наиболее эффективной для получения максимального результата (выигрыша): «жесткая» или «мягкая». Другими словами, должен ли быть торг с минимальными уступками (жестким) или, напротив, он должен предполагать компромиссные предложения и решения (мягким).

Авторами идеи стратегии «жесткого торга» были американские исследователи С. Сиджел и Л. Фурекер. Участники переговоров, использующие стратегию «жесткого торга», использует принуждение, чтобы заставить каждую сторону сделать уступки и достичь соглашения. Этот способ реагирования на тенденцию конфликтующих сторон занимать крайние позиции и быть непримиримым. В таких переговорах отношения обычно бывают антагонистичными и враждебными. Результатами скорее бывают компромиссы, а не взаимоприемлемые соглашения.

Почти одновременно с идеей стратегии «жесткого торга», Ч. Осгудом была сформулирована концепция стратегии «мягкого торга». При использовании стратегии «мягкого торга» приоритетным является достижение соглашения, не доводя ситуацию до конфликта. Иногда это означает, что уступки делаются слишком легко, и трудные вопросы, которые могут вызвать разногласия, стараются обходить.

В конце 70-х годов в качестве альтернативы торгу стали активно развиваться идеи партнерского подхода. Ее авторы и наиболее последовательные сторонники, американские исследователи Г. Райффа, Р. Аксельрод, Р. Фишер и У. Юри ввели в обиход понятие «принципиальные» переговоры. Эти идеи нашли много сторонников.

Книга Р. Фишера и У. Юри «Путь к согласию, или переговоры без поражения» выдержала десятки изданий в США, была переведена и опубликована более чем в 30 странах, став мировым бестселлером. Особенно хорошо идеи двух профессоров Гарвардского университета были восприняты в сфере международных переговоров, что совпало с разрядкой в отношениях между Востоком и Западом. На основе развития идей этих авторов сегодня работает широко известный «Гарвардский проект по переговорам».

Позже ряд исследователей (Л. Белланже, М. Лебедева и др.) выдвинул идеи о том, что «принципиальную стратегию» не стоит абсолютизировать. Этот подход скорее является неким «идеальным» эталоном, а при его реализации на практике возникает ряд трудностей.

Во-первых, выбор партнерского подхода не может быть сделан в одностороннем порядке. При выборе одной из сторон стратегии торга другая сторона будет вынуждена принять предложенные правила игры.

Во-вторых, в условиях конфликтных отношений сторон партнерский подход трудно применим, поскольку невозможно сразу резко от силовых методов перейти к партнерству. Участникам конфликта требуется время для формирования доверия и изменения отношений в целом.

В последние десять лет в литературе стала преобладать тенденция не противопоставлять две стратегии друг другу. В частности, отмечается, что в реальной практике ведения переговоров практически невозможно встретить «чистый» торг» или «чистые принципиальные» переговоры, – обе стратегии присутствуют одновременно. В частности, М. Лебедева отмечала, что в рамках одних и тех же переговоров обычно наблюдаются колебания на прямой линии – «торг – совместный с партнером анализ проблемы».

Р. Фишер и У. Юри выделили характерные черты стратегии «жесткого торга», «мягкого торга» и «принципиальной» стратегии, их виды  приведены таблице 2.1.

         Таблица  2.1

Характерные черты стратегии «жесткого торга», «мягкого торга» и «принципиальной» стратегии

Стратегия «мягкого торга»

Стратегия «жесткого торга»

«Принципиальная стратегия»

Участники – противники

Участники – друзья

Участники вместе решают проблему

Цель – соглашение

Цель – победа

Цель – разумный результат (решение, соглашение), осно-ванный на справед-ливых критериях

Мягкий курс по отношению к партнерам по переговорам и при решении проблемы

Жесткий курс по отношению к партнерам по переговорам и при решении проблемы

Мягкий курс в отношении с людьми, жесткий – по отношению к проблеме


 

 

Продолжение таблицы 2.1.

Делать уступки

Требовать уступок

Отделение людей от проблемы

Доверие к партнерам

Недоверие к партнерам

Ведение переговоров независимо от степени доверия

Изменение позиций в процессе переговоров

Сохранение своей первоначальной позиции в процессе переговоров

Концентрация на интересах, а не на позициях.

Делать предложения

Применять угрозы

Анализировать интересы

Допускать потери ради достижения соглашения

Требовать односторонних уступок в качестве платы за соглашение

Изобретать альтернативные варианты

Поиск решения, на который пойдут партнеры по переговорам. Уступать давлению.

Поиск решения, на который пойдете вы. Применять давление.

Уступать аргументам, а не давлению

Настаивать на принятии соглашения

Настаивать на своей позиции

Использовать объективные критерии

Информация о работе Переговоры как элемент демократии