Поколения прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 19:36, контрольная работа

Краткое описание

Основные, фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда – появление понятия «поколения прав человека». В историческом контексте современные исследователи в последнее время всё чаще говорят о так называемых трёх поколениях прав человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 4
2. ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 9
3. ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 14
4. ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Правам человека Вариант.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Особое значение принадлежит массовой информации, которая реализуется через информационные агентства и различные средства (СМИ) — газеты, журналы и т. д. Ответственная роль и опасность злоупотреблений свободой ин¬формации заставляют демократические государства деталь¬но определять их правовое положение, порядок создания, дея¬тельности и ликвидации. Средства массовой информации часто досаждают правительствам, находятся на острие по¬литической борьбы в обществе, но демократическое государ¬ство не может позволить себе избавиться от этого "досадно¬го" фактора, оно ищет поддержки своей политики со сторо¬ны общественного мнения не путем запретов, а аргументи¬руя свою позицию в средствах массовой информации и официальных изданиях, но никогда не пытается ликвидировать свободную оппозиционную печать, что ведет к гибели самой демократии.

Конституция гарантирует  свободу массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятствен¬ного создания любым лицом (включая лиц без  гражданства и иностранцев) газет  и других СМИ и распространения  в них любой информации, не затрагивающей государственную тай¬ну. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласо¬вывать свои материалы с каким-либо государственным орга¬ном (например, с Государственным комитетом РФ по печа¬ти), они вправе отбирать информацию, предоставляемую им от госорганов, самостоятельно строить свои отношения с ме¬ждународными информационными агентствами, направлять за рубеж собственных корреспондентов.

Согласно Конституции  цензура (этот страшный бич прошлых  лет) запрещается. Ни в редакциях СМИ (в том числе и правительственных), ни в каком-либо государственном орга¬не не может быть лиц, надзирающих за работой печатных органов, а тем более обладающих правом снимать с публика¬ции или изменять те или иные подготовленные материалы.

Конкретные гарантии свободы средств массовой инфор¬мации  содержатся в Законе о средствах  массовой информа¬ции от 27 декабря 1991 г. Так, установлено, что государственные  органы и общественные объединения  обязаны пре¬доставлять сведения о  своей деятельности средствам массо¬вой информации по запросам редакций и в других формах. Воспрепятствование в какой-либо форме деятельности СМИ (например незаконное запрещение или приостановление) влечет уголовную, административную или иную ответствен¬ность в соответствии с законом. Установлены порядок созда¬ния и регистрации СМИ, а также основания для отказа в регистрации или для ликвидации. Такие суровые санкции возможны только по решению суда.

Проблема отношений  СМИ с государством достаточно остра  и требует постоянного совершенствования и умелого использования законодательства. Многие независимые СМИ, например, получают финансовую помощь от правительства (как, впрочем, и от частных банков и компаний), что дает повод для подозрений о вмешательстве в их деятельность. Государственное телевидение обязано предоставлять возмож¬ность выражения своего мнения различным общественным объединениям, партиям, профсоюзам, что вытекает из уча¬стия России в Организации по безопасности и сотрудничест¬ву в Европе (ОБСЕ). В зарубежных странах государство часто ограничивает использование рекламы в радио- и телевеща¬нии, регулирует порядок предоставления эфирного времени кандидатам в ходе избирательной кампании, а иногда и тре¬бует от частных СМИ отчетов о финансовой деятельности.

Не вмешиваясь в деятельность независимых (частных) СМИ, государство  в то же время регламентирует государст¬венные средства массовой информации. На них, разумеется, распространяются все гарантии свободы печати, но государ¬ство вправе требовать от них освещения деятельности орга¬нов государственной власти. С этой целью в январе 1995 г. был принят Федеральный закон о порядке освещения дея¬тельности органов государственной власти в государствен¬ных средствах массовой информации. Закон устанавливает, что государственные СМИ обязаны давать информацию о деятельности Президента, Федерального Собрания, Прави¬тельства РФ и других органов, включать информационно-просветительные программы с соблюдением определенных требований (например не прерывать официальные сообщения рекламой). Однако любые решения государственных органов на этот счет (например Федеральной службы России по те¬левидению и радиовещанию) могут быть обжалованы в суд.

Ограничительные акции (юридические  и фактические) Российского государства  в отношении СМИ применяются намного реже, чем в зарубежных развитых странах. Практи¬чески не встречаются случаи конфискации печатных изда¬ний, редко кто-либо привлекается к ответственности за кле¬вету и подстрекательские высказывания. Приостановление деятельности некоторых оппозиционных органов печати во время конституционного кризиса (октябрь 1993 г.) было бы¬стро отменено самим же Правительством.

В России сравнительно безболезненно, хотя и с конфлик¬тами, прошло разгосударствление прессы. В январе 1995 г. был принят Закон (после "вето" Президента), согласно кото¬рому федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов Федерации не могут быть учредителями периодического печатного издания, за исключением издания, публикующего только официальные сообщения и материалы. Проведено акционирование государственного телевидения.

Единственным правительственным  институтом, проти¬востоящим злоупотреблениям прессы, является Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 31 января 1994 г. Этот государственный орган разбирает споры, связанные с ущемлением свободы массовой информации, необходимостью информирования, оперативного исправления ошибок в сообщениях, с наруше¬нием нравственных правил и др. Палата выносит решения и рекомендации в адрес конкретных СМИ (например устанав¬ливает факт нарушения Закона о средствах массовой ин¬формации и предлагает газете, нарушившей Закон, опубли¬ковать это решение на своих страницах). Палата вправе вынести предупреждение учредителям, сделать замечание жур¬налистам, а также внести в суд предложение о прекращении деятельности отдельных средств массовой информации.

Злоупотребления свободой печати наносят большой урон обществу и самой этой свободе. Они ведут к дестабилизации обстановки, нарушению общественного согласия, столь необ¬ходимого в трудный период проведения глубоких общест¬венных реформ. Между тем плюрализм мнений не должен вести к таким последствиям, ибо это открывает путь к авто¬ритаризму. Поэтому предотвращение (только на основе за¬кона и судебных решений) злоупотреблений является необ¬ходимым условием существования свободы печати.

Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации от 20 февраля 1995 г. призван  защи¬щать право собственности на документы и массивы документов в информационных системах, он вводит порядок пра¬вовой защиты информации, не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения (ст. 11). Закон предусматривает меры против хищения и под¬делки информации, несанкционированных действий по унич¬тожению, искажению и копированию информации, устанав¬ливая тем самым правовой режим ее защиты в интересах физических и юридических лиц, государства.

Закрепляя свободу получения  и распространения инфор¬мации  любым законным способом, Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) указывает на определенное препятствие: необходи¬мость соблюдать государственную тайну. Но перечень сведе¬ний, составляющих государственную тайну, должен опреде¬ляться федеральным законом. Это означает, что никто не вправе произвольно определять секретность той или иной информации, ограничивая тем самым конституционную сво¬боду. Реализация требования ч. 4 ст. 29 Конституции обеспе¬чивается Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне", в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к го¬сударственной тайне. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. В дальнейшем было установлено, что пере¬чень формируется комиссией по защите государственной тайны, Положение о которой утверждено Указом Президен¬та РФ от 20 января 1996 г.

Конституционный Суд  РФ в постановлении по делу В. А. Смирно¬ва  от 20 декабря 1995 г. о проверке конституционности  ряда поло¬жений Уголовного кодекса, в том числе связанных с разглашени¬ем государственной тайны, отметил, что гарантированные в ст. 29 Конституции Российской Федерации свобода мысли и слова, пра¬во каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию могут быть ограничены федераль¬ным законом только в той мере, в какой это необходимо, в частно¬сти, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государ¬ства. Следовательно, государство вправе относить те или иные сведения в области военной, экономической и других видов дея¬тельности, распространение которых может нанести ущерб обо¬роне страны и безопасности государства, к государственной тай¬не. Государство вправе также определять средства и способы ох¬раны государственной тайны, в том числе устанавливать уголов¬ную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. Однако, подчеркнул Суд, в силу указанной консти¬туционной нормы уголовная ответственность за выдачу государ¬ственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопублико¬ванном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Таким образом, установле¬ние уголовной ответственности за выдачу государственной или военной тайны иностранному государству не противоречит Кон¬ституции Российской Федерации.

3. Второе поколение прав человека

 

Второе поколение прав человека – углубление личных (гражданских) и развитие социально-экономических и культурных прав.

Социальные, экономические, культурные права призваны гарантировать  человеку достойные условия жизни, определяют обязанности государства по обеспечению нуждающихся минимальными средствами существования, обязанности по социальной обеспеченности, необходимой для поддержки человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития человека1.

К социально-экономическим  правам относятся2:

- Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещённую законом экономическую деятельность);

- Право на частную собственность;

- Трудовые права (право на труд и свободу труда);

- Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;

- Право на социальное обеспечение (на защиту от безработицы, на отдых и др.);

- Право на жилище;

- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

К культурным правам относятся:

- Право на образование;

- Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);

- Право на участие в культурной жизни;

- Академические свободы;

- Право на благоприятную окружающую среду.

4. Третье поколение прав человека

 

Становление третьего поколения прав человека (права человека – часть прав человечества) связано с национально-освободительным движением развивающихся стран, а также с обострением глобальных мировых проблем после второй мировой войны. Последние вызвали интернационализацию юридических формулировок прав человека, создание международных (либо континентальных) пактов о правах человека, законодательное сотрудничество стран в вопросах о правах человека, приобретение наднационального характера законодательств (особенно конституционных) тех государств, которые подписали международные пакты о правах человека3.

В литературе можно встретить  разные точки зрения относительно специфики  третьего поколения прав. Иногда их определяют как «права солидарности», т.е. права, которыми индивиды обладают коллективно, в силу своей принадлежности к определённой группе. Иногда права третьего поколения рассматривают как коллективные права, т.е. такие, которые могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью, нацией.

Речь идёт о тех  правах личности, которые не связаны  с его личным статусом, а диктуются  принадлежностью к какой-либо общности, т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам личности отведено ведущее место (право на солидарность, право на международное общение и др.).

К солидарным (коллективным) правам относятся4:

- Право на мир;

- Право народа на  существование, безопасность, независимость,  на самоопределение, на социальное  и экономическое развитие;

- Право на суверенитет  над своими естественными богатствами и природными ресурсами;

- Право на благоприятную  окружающую среду; 

- Право на равноправие  с другими народами;

Заключение

 

 

Свобода мысли и слова  – это один из важнейших элементов конституционного фундамента любого государства. Степень её реализации свидетельствует об уровне развития правового сознания в обществе и определяет истинную демократичность государства.

В Российской федерации свобода слова признаётся и гарантируется государством. Она защищается им наравне с другими правами и свободами, что предопределяет её ограничение, но в той лишь мере, которая будет достаточна для обеспечения гарантии остальных прав.

Свобода мысли и слова  закрепляется в ст. 29 Конституции  Российской Федерации (РФ) в качестве одной из основных конституционных свобод любого человека на территории Российской Федерации.

Свобода мысли – это: во-первых, создание такого климата  в обществе, который исключает  давление на личность, ее сознание, образ  жизни; во-вторых, свобода её выражения; в-третьих, недопустимость использования психотропных средств воздействия на сознание человека.

Свобода слова – это  свобода публично, т.е. в присутствии  других лиц, излагать свои взгляды на что угодно. Свобода слова может  проявляться в обиходном или  деловом общении людей, в пропаганде и агитации, т.е. посредством целенаправленного и публичного проповедования своих взглядов, в том числе политических, религиозных и др. Статья 29 Конституции РФ содержит и ограничения свободы слова: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Список использованных источников

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» // Электронный ресурс – путь доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 (ред. от 02.07.2013) О средствах массовой информации / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» // Электронный ресурс – путь доступа: http://www.consultant.ru/.

Информация о работе Поколения прав человека