Политика: понятие и общественный смысл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………стр 2
Происхождение политики………………………………………………….стр 4
Сущность политики ………………………………………………………..стр 9
Функции политики в обществе…………………………………………...стр 11
Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни ...стр14
Заключение………………………………………………………………..стр 18
Список литературы……………………………………………………….стр 19

Вложенные файлы: 1 файл

политология .doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный  университет технологий и управления

имени  К.Г.Разумовского»

____   Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г.Разумовского в г. Мелеузе_РБ____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

       По дисциплине:  Политология

На  тему :

Политика:понятие  и общественный смысл

        

                                                       

 

                                                                             Выполнил:        

                                                                   Студент  IV (п) курса

                                                                  

                                                                   Факультета: САиИ

                                                                   Специальность:  220301 (1)

                                                                   Шифр:   922      

                                                                   Работа сдана на проверку

                              02.10.2011 г.

                                                                   Преподаватель:____________

                                                                  Оценка:___________________

 

 

Мелеуз-2011 г.


 

Содержание

 

          Введение…………………………………………………………….………стр 2

  1. Происхождение политики………………………………………………….стр 4
  2. Сущность политики ………………………………………………………..стр 9
  3. Функции политики в обществе…………………………………………...стр 11
  4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни ...стр14

Заключение………………………………………………………………..стр 18

           Список литературы……………………………………………………….стр 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

      В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем.

       Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей.

      Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений.


     Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения.     Принудительная сила публичной власти – нового механизма обеспечения групповых интересов – выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы.

       Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп высветило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп.

      Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства.

 

1. Происхождение политики.

 

       Политика существовала не всегда. Ее появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленной развитием человеческих потребностей.

       Так, примитивные общества древности не знали политики. Неразвитости материального производства соответствовала скудность потребностей, сводившихся к возможности физического выживания. Отдельные индивиды еще не были способны к самостоятельному существованию вне рода, племени – ведущих форм социальной целостности того времени. Взаимодействия внутри этих образований основывались на естественных, кровнородственных связях и регулировались нормами общинно-коллективистской морали, традициями, обычаями и верованиями.

      Постепенное выделение человеческого общества из природы разрушало естественный характер взаимосвязей внутри него. Процесс постепенного разложения родоплеменной организации ослаблял господство целого над индивидуальным. Наращивание материальных возможностей древних обществ вело к усилению социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Сохранение целостности общества в этих условиях стало представлять собой серьезную общественную проблему. И хотя доминирующее значение в социальной жизни сохраняли кровнородственные связи, но уже появились политические институты, способные за счет использования средств принуждения обеспечить общеобязательные формы социальных взаимодействий. Появление механизмов государственной власти выводило социальную власть на качественно новый уровень регулирования межгрупповых отношений.


       Власть как центральный атрибут государственности также первоначально не имела политического характера. Она исходила от рода.     Власть старейшин, военачальников, жрецов основывалась на их авторитете (выбирались самые сильные, умные, ловкие) и на выполнении определенных функций (например, религиозных). Тогда власть имела общественный характер, поскольку регулировала в основном совпадавшие интересы и потребности рода. Дифференциация общества обусловила несовместимость интересов. Тогда потребовались политические формы согласования различных интересов и потребностей, материализовавшихся в системе специальных институтов: государства, армии, идеологии и т. п. Реализация интересов в социально неоднородном обществе потребовала использования государственной власти. В противном случае удовлетворение потребностей одних групп могло существенно изменять социальные возможности других.   Следовательно, политическая власть) – это не всякая власть, а та, которая формируется сознательно между теми, кто влияет, и теми, на кого влияют.

      Осмыслить происходящее в сфере политики люди пытались еще в глубокой древности: первичные знания о государстве и власти, политических институтах, явлениях и процессах появились примерно за пятьсот лет до нашей эры.

     За прошедшие с тех пор 2,5 тысячелетия политология прошла длительный путь становления и развития, оформившись в конечном счете в автономную, востребованную обществом науку.

       Объективной причиной зарождения и эволюции политического знания были общественные перемены. В их основе, как известно, лежат противоречия между классами и другими социальными группами, между личностью, обществом и государством.


     Известно, что наиболее насыщенными, наиболее динамичными являются периоды перехода общества от одной социально-экономической формации к другой, отмеченные острыми политическими противоречиями, ликвидацией прежних и появлением новых политических институтов и отношений . 
      Естественно поэтому, что периодизация истории политологии в целом совпадает с периодизацией всемирной истории (прежде всего европейской) и состоит из четырех основных этапов: Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. Каждый из этих этапов характеризуется той или иной степенью зрелости политического знания, и, соответственно, положением этой науки в структуре общественных дисциплин.

       С позиций общественного развития эпоха Древнего мира (VIII в. до н. э. - V в. н. э.) в истории европейской цивилизации была отмечена завершением перехода от первобытнообщинных отношений к классовым и заменой родоплеменной формы управления обществом государственной.

      В античном мире начальный этап становления науки о политике (точно так же, как и в Древнем Китае) пришелся на VI-IV вв. до н. э. Именно в этот период политические идеи обрели форму научных теорий с присущими последним признаками целостности и системности. В научный оборот были введены такие понятия, как политика, республика, монархия, аристократия, конституция, демократия, олигархия и многие другие, не потерявшие своего значения и в наше время.

     Наиболее полное воплощение вопросы политической теории на античном этапе развития науки о политике нашли в трудах древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

      Аристотеля по праву называют отцом политологии. Однако в его трудах, как и в исследованиях других мыслителей Древнего мира, учение о политике еще не получило самостоятельного значения. Оно являлось органической частью философии и этики, где политические вопросы рассматривались в совокупности с проблемами морали и права.

       Как известно, к эпохе Средневековья относится длительный этап европейской истории, начавшийся в конце V в., когда пала Римская империя, и завершившийся в конце XVI - начале XVII вв., отмеченных первыми буржуазными революциями, означавшими наступление Нового времени.

       В историю Европы этот период вошел как темное, мрачное время, характеризующееся полным политическим и гражданским бесправием крепостных крестьян, темнотой и забитостью народа, преследованием деятелей науки и культуры.


       Политические теории Средневековья являлись составной частью теологии, представляющей собой совокупность знаний о Боге и религиозных догмах. Свою законченную форму они получили лишь в XII-XIII вв.

       В эпоху позднего Средневековья на континенте шел активный процесс возникновения новых государств с реформированием церковной и светской властей, а также изменениями в социальной структуре населения, составлявшего три основные группы: духовенство, дворянство и крестьянство. 
       В эпоху Возрождения, охватившую XIV-XVII вв., возникло мануфактурное производство, расширялась торговля, росли города. Необходимы были новые политические знания, принципиально отличавшиеся от теократического.

       Революционные перемены в развитии политической мысли в эпоху Возрождения прежде всего были связаны с именем Никколо Макиавелли (1469-1527), которого иногда называют самым знаменитым итальянцем со времен Юлия Цезаря.

       Исследования Макиавелли и сделанные им открытия имели принципиальное значение для дальнейшего развития мировой политической мысли. И если Аристотеля называют отцом политического знания, то Макиавелли - основателем науки о политике .

       Развитие политической мысли в этот период (конец XVII - начало XX вв.) стимулировалось кардинальными переменами в общественной жизни передовых стран Европы и Северной Америки.

       Одновременно шел процесс становления конституционного государства, т. е. такого института управления обществом, деятельность которого основана исключительно на правовых нормах, распространяющихся на всех без исключения граждан страны, включая ее правящую элиту. 
       Завершающий период оформления политологии в самостоятельную научную дисциплину пришелся на последний этап Нового времени (вторая половина XIX - начало XX вв.).


       На фоне развития капиталистических отношений и порождаемого ими социального неравенства обострились межклассовые противоречия, следствием которых явился резкий рост политической активности масс. 
Классики марксизма рассматривали политическую борьбу как борьбу классов, направленную на завоевание и удержание власти, а государство - как аппарат господства одного класса над другим .

Информация о работе Политика: понятие и общественный смысл