Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:05, реферат
Взаимоотношение политики и морали – все человеческая тема, одна из вечных проблем. На политиков возглавляется выполнение государственных задач в интересах общества, как целого; они располагают в связи с этим особыми средствами принуждения и могут ими злоупотреблять, используя их к собственной выгоде и в ущерб многим людям. Следовательно, постоянно существует озабоченность тем, чтобы политика с ее целями и средствами вписывалась в рамки существующих представлений о добре и зле. Но такова лишь одна сторона взаимоотношения политики и морали. В свою очередь, и мораль может подходить к политике с ожиданием, которых та не может оправдать. Попытки политически добиваться реализации определенных моральных представлений или притязаний также могут приводить к опасному извращению политики.
1. Введение
2. Мораль.
3. Этическое обоснование политики.
4. Взаимодействие между политикой и моралью.
5. Нравственная оценка политических решений и личности политика.
6. Общее в политике и морали.
7. Различия и разногласия.
8. Список использованных источников
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ
Санкт-Петербургский Университет Культуры и Искусств
ОСКТ
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
ПОЛИТИКА
И МОРАЛЬ
Выполнила: Ермакова А.С.
Студентка группы 437-В
Вечернего отделения
Проверил: Рашрагович Б.И.
СПБ
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ:
Взаимоотношение политики
и морали – все человеческая тема, одна
из вечных проблем. На политиков возглавляется
выполнение государственных задач в интересах
общества, как целого; они располагают
в связи с этим особыми средствами принуждения
и могут ими злоупотреблять, используя
их к собственной выгоде и в ущерб многим
людям. Следовательно, постоянно существует
озабоченность тем, чтобы политика с ее
целями и средствами вписывалась в рамки
существующих представлений о добре и
зле. Но такова лишь одна сторона взаимоотношения
политики и морали. В свою очередь, и мораль
может подходить к политике с ожиданием,
которых та не может оправдать. Попытки
политически добиваться реализации определенных
моральных представлений или притязаний
также могут приводить к опасному извращению
политики.
Мораль.
Мораль как совокупность
норм, правил поведения и отношений
людей друг к другу, закрепленных
в обычаях и традициях, имеет
первенство по отношению к политике.
Она старше политики, более глубока
по содержанию, более человечна. Мораль
имеет первенство функциональное, ибо
отсутствие надлежащего этического гуманистического
обоснования, прочных нравственных предпосылок
ведет к деформации политики и ее результатов.
Устойчивый авторитет веками выработанной
человеческой нравственности выше престижа
любой политики. Но и для политики не могут
быть безразличны существующие в обществе
моральные ценности. Не случайно в стабильных
высокоразвитых странах требование к
политике и политикам предъявляются строгие
нравственные требования. Достаточно
вспомнить импичменты президентов США
Никсона и Клинтона, отставки многих министров,
запятнавших себя с точки зрения нравственных
правил поведения.
В
современных условиях
особое значение приобретают
проблемы совместимости
моральных представлений:
1. о добре и зле и политической целесообразности;
2. применимости моральных оценок к политическим действиям;
3. вопросы соотношения целей и средств в политике;
4. пределов
допустимого насилия по
Особое неприятие
вызывают попытки некоторых политиков
и политических лидеров использовать
нравственность для обоснования (оправдания)
неблаговидных действий.
Мораль в отличие
от политики не имеет вещественных воплощений
в аппаратах власти, но она как бы присутствует
во всех проявлениях политики. И, к сожалению,
нравственный прогресс не всегда сопровождается
соответствующим прогрессом в политике.
В политике действуют жестокие законы
и правила, борьба различных сил. Но и в
этой борьбе есть граница, переступать
которую никому не позволено. Ведь в борьбе
за власть действуют люди, несущие в себе
приобретенные за тысячелетия законы
и нравственные правила.
Еще Ж. Ж. Руссо писал
о том, что “переход из естественного
состояния в гражданское производит в
человеке чрезвычайно важную замену, заменяя
в его поведении инстинкт справедливостью
и придавая его действиям тот моральный
характер, которого до этого не было“.
Поскольку важной сферой действий людей
является политика, то и понятие справедливости
применимо так же и к ней. “Справедливость,
- писал Прудон, - это центральное светило,
управляющее обществами, полюс, вокруг
которого вращается политический мир,
принцип и масштаб всех наших поступков”.
Справедливость, по мнению Прудона, это
уважение к человеческому достоинству,
но в мире политики, где “каждый становится
на ту или иную сторону в зависимости от
своих интересов и склонностей, справедливость
невозможна“. Хорошо известен постулат
К. Маркса о том, что закона морали и справедливости
должны стать обязательными в отношении
между народами.
Нравственные категории
“добро”, “зло”, “благо” ,“справедливость”,
используемые политическим мышлением,
выражают, как правило, иное содержание,
чем в сознании моральном. В политическом
мышлении они несут скорее утилитаристски-практическую
нагрузку, скрывая пользу или вред, которые
приносит различным социальным субъектам
функционирование государства.
Возможны
следующие варианты
взаимодействий между
политикой и моралью:
1. Этическое обоснование политики, провозглашение первенства морали перед политикой вплоть до полного подчинения моралью политики.
2. Обоснование
автономности морали и
3. Обоснование права политики в необходимых случаях действовать, не согласуясь с нормами морали.
4. Оправдание аморализма политики, игнорирование ею морали.
5. Взаимодействие политики и морали в процессе их взаимного влияния друг на друга.
Этическое
обоснование политики.
Политика должна
быть нравственной, т.е. система ее идей,
целей, практических действий должна быть
направлена на реализацию принципов гуманизма
и социальной справедливости. Еще Платон
писал, что это “царское искусство прямым
плетением соединять нравы мужественных
и благородных людей, объединяя их жизнь
единомыслием и дружбой и создавая таким
образом великолепнейшую и пышнейшую
из тканей”.
Аристотель, например,
связывал этику и политику и считал,
что справедливость должна быть масштабом
политического действия и политических
состояний. Государство, по его мнению,
существует ради лучшей жизни своих граждан.
И только внутри этого государства люди
смогут процветать, так как оно воплощает
справедливость и право, выражает общие
интересы граждан. Политику Аристотель
считал наукой, а ее основной задачей –
знание справедливости.
В христианской философии
Средневековья справедливость действий
и суждений рассматривается как
основа и критерий моральности политики,
причем сама справедливость рассматривается
как следование заповедям христианского
учения, велениям святой церкви. Однако
символ Бога как воплощение справедливости
позже используется и в светской литературе.
Так, российский ученый Ю. Крижанич утверждал,
что из всех грехов, из –за которых правитель
становится мерзким и людям и Богу, первое
место занимает тиранство. “Две узды,
- писал он, - кои связывают короля и напоминают
о его долге, это – правда и уважение или
заповедь божья и стыд перед людьми. Тот
же, кто не думает ни о страхе божьем, ни
о стыде перед людьми, ни о славе грядущих
времен, - тот истинный и подлинный тиран.
Король не подвластен никаким людским
законам, и никто не может его ни судить,
ни наказывать. Однако божьему закону
и людскому суждению (или общему мнению)
он подвластен”.
От века к веку
многое менялось в трактовке этических
категорий, они приобретали классовое
звучание, но все же мнение о том, что нравственность
должна быть выше политики, оставалось.
С этой точки зрения политика должна строится
на объективных основаниях, высоких нравственных
ценностях и организованной системе политического
управления.
Просветители 16 – 18
вв. призывали подчинить
Политика пропускается
через наше сознание и соизмеряется
с первичными представлениями о
нравственности. На этом и формируется
наше отношение к политике. Д. С. Милль
выступает против представлений о политике
как технологии, как наборе предписаний,
позволяющих достичь цели, определяемой
чисто субъективно и вытекающей из частных
интересов. Это ведет, по его мнению, к
тирании. Выступая против превращения
политики в “чисто техническую деятельность”,
Милль и его последователи подробно обсуждали
проблемы соотношения политической необходимости,
моральной ответственности и свободы,
распространения общечеловеческих нравственных
норм на область политики, морального
аспекта взаимосвязи политических целей
и средств.
В наше время ведется
дискуссия между политическими
“идеалистами” – сторонниками
морализаторства в политике –
и политическими “реалистами” о
том, насколько моральной должна
быть современная политика. Политические
“идеалисты” подчеркивают необходимость
морального обоснования политики, а некоторые
из них доказывают доминирующее влияние
морали на политику. М. Хилленбрант подчеркивал,
что политика всегда должна опираться
на определенные моральные нормы. В Германии
сильные позиции занимает нормативистская
политология, делающая упор на философском
анализе моральных норм политической
деятельности. Р. Нибур убежден, что оценка,
которая может быть дана политике, всегда
спорна и проблематична. Но и он все же
отмечает, что моральные нормы полезны
и уместны в политике, но они должны быть
выражены в соответствующих нормах.
Вместе с тем, понимая роль и значение для политики моральных норм, ряд ученых высказывают сомнение в возможности применения их современных условиях в полном объеме. Ж. Мартен считает, что политика должна быть справедливой. Дж. Кеннан называет иллюзорными представления о том, что политические доктрины могут оцениваться и направляться более высокими моральными и рациональными стандартами. Дж. М. Джильберт высказал мысль, что все формы экономического, политического, культурного роста должны в результате иметь рост нравственный. Он увязал деятельность правительства с нравственностью людей: если люди хороши, то правительство не может быть плохим, но если люди плохи, то правительство не может быть хорошим, ибо они будут стараться изменять и портить его в соответствии со своей выгодой.
Взаимодействие
морали и политики.
Мораль и политика
относительно автономны по отношению
друг к другу. Разделяющая их функциональная
автономия делает их отношения несимметричными.
Политика организует совместную жизнь
людей и их деятельность, регулирует и
контролирует жизнь общества. Мораль также
является регулятором моральных отношений,
осуществляет оценку политики, в то время
как политика не может быть критерием
оценки морали. Классовая, революционная
мораль усложняет оценки политики, ибо
понятие “хороший” – “плохой” имеют
разный смысл в политике и морали ,так
же как и понятия “благо”, ”добро” и
“зло”.
Возникновение политики
и морали обусловлены различными
причинами, формы отражения политической
идеологии и морального сознания также
различны. Если в политике оценка дается
в категориях власти, революции, диктатуры
класса и т. п., то нравственные воззрения
находят свое выражение в категориях добра
и зла, совести и чести, долга и справедливости
и др. Понятия добра и зла, правил и норм
поведения людей менялись от века к веку,
от народа к народу. В классовом обществе
они помимо общечеловеческого содержания
выражали интересы определенных классов.
Если политические взгляды какого-либо
класса закрепляются обычно в программе
и уставе его политической партии, а правовые
взгляды господствующего класса – в праве,
благодаря чему им придается обязательный
характер, то нравственные воззрения,
как правило, лишены такого рода закрепления.
Политическая идеология вырабатывается
отдельными идеологами класса, нормы же
морали – всем обществом, в том числе представителями
существующих классов. То, что делает политика,
не делает мораль, поэтому их соединение
оказывается столь сложным и нестойким.
Мораль формируется
под сильнейшим воздействием политики.
Политическая элита обладает большими
возможностями для насаждения угодной
ей морали, используя для этого
все рычаги власти, средств массовой
информации, пропаганды, покупая ученых,
литераторов, артистов. Это воздействие
может создавать атмосферу нравственного
воодушевления, использовать моральный
фактор в политике, а может создавать моральный
смог, подрывать нравственные устои нации,
чтобы ослабить противодействия масс
неугодных политике. Оценивая такую политику,
Ю. Бондарев писал: ”Для безнравственности
в политике невозможно лишь одно: чтобы
что-нибудь оказалось невозможным”. Однако
ведущие воздействие политике отнюдь
не означает отрицание морали как особой
формы общественного сознания. Недопустимо
смешение политики и морали. Коренной
вопрос о власти может быть решен только
политической борьбой.