Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:29, контрольная работа
Мораль подобна музыке - она существует лишь виртуально, в идеалах и принципах и звучит лишь с помощью инструментов другой, неморальной природы, в чувствах и сознании человека, да и то, если он восприимчив к ней, ее можно описывать, обсуждать, ее показания можно записывать и переживать, творить ее, но не видеть. Вместе с тем она всеприсутствует, охватывает все управляющие обществом сущности, все феномены политики и т.п. Этическое и моральное содержание одной и той же политики могут не совпадать. Таким образом, отношение морали и политики усложняется: политика - этика - политика - мораль.
Введение
I Понятие морали. Соотношение политики и морали
II Мораль в политике
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
I Понятие морали. Соотношение политики и морали
II Мораль в политике
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Все закономерности отношений
систем относятся и к взаимодействию
политики и морали, как и к отношениям
морали с другими системами. Воспользуемся
случаем, чтобы подтвердить статус
большой общественной системы, присущий
морали, и ее особые свойства: мораль
всепроникающая, от нее не уходит ни
одна из других аналогичных систем,
ни отдельный человек, ни какой-либо
коллектив людей, общественная группа
и общество в целом, как, впрочем,
и другие системы, о чем мы хорошо
знаем. Но в отличие от них мораль
- неотвратимая как судьба, всеприсутствующая
невидимка: она не субстанциональна,
“бестелесна”. Не существует социальной
материи, которая могла бы называться
моралью. Чтобы объективироваться,
обнаружиться, мораль нуждается в
носителе, идеальном или материальном:
в речи, в поведении, поступках, действиях.
Она обнаруживается в политике, экономике,
праве и т.п. Поэтому так легко
может появиться желание
Трудно представить более
сложные и менее уловимые, ускользающие,
столь же острые и спорные, чреватые
конфликтами отношения
В отличие от других организационно-контрольных сфер мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но прежде всего - в отражении, в признаках и свойствах других общественных явлений. Мораль подобна музыке - она существует лишь виртуально, в идеалах и принципах и звучит лишь с помощью инструментов другой, неморальной природы, в чувствах и сознании человека, да и то, если он восприимчив к ней, ее можно описывать, обсуждать, ее показания можно записывать и переживать, творить ее, но не видеть. Вместе с тем она всеприсутствует, охватывает все управляющие обществом сущности, все феномены политики и т.п. Этическое и моральное содержание одной и той же политики могут не совпадать. Таким образом, отношение морали и политики усложняется: политика - этика - политика - мораль.
I Понятие морали. Соотношение политики и морали
Мораль (от лат. Moralis -- нравственный) -- это особая форма общественного сознания или вид общественных отношений, в основе которых лежат такие гуманистические идеалы, как добро, справедливость, честность, нравственность, духовность и др. Мораль призвана удерживать человека от неблаговидных поступков.
В первобытных племенах мораль являлась одним из основных институтов в системе уравнения небольшими социальными сообществами. С возникновением государства и политических институтов в управлении обществом возникает проблема соотношения политики и морали.
Общим между политикой
и моралью является то, что и
мораль, и политика призваны управлять
поведением людей. Однако методы управления
существенно различаются. Мораль опирается
прежде всего на убеждения, а главным
критерием оценки проступка являются
собственная совесть или
У политики и морали различные источники (основания) для создания структуры управления. Мораль основывается на существующих в обществе ценностях, обычаях, традициях, т. е. имеет ценностно-нормативную основу. В основе политики лежат интересы различных социальных групп общества, которые трансформируются в законы (нормы). При этом правящая элита может навязывать всему обществу законы, которые защищают прежде всего интересы этой самой элиты и ущемляют потребности других.
Другими существенными различиями между политикой и моралью является то, что моральные требования носят постоянный, универсальный характер и не зависят от конкретной ситуации. Политика же должна учитывать реальные условия и действовать в зависимости от складывающейся ситуации. Кроме того, моральные требования весьма абстрактны и не всегда поддаются точным критериям оценки. Требования политики достаточно конкретны, они облечены в форму законов, за нарушение которых следует наказание.
Проблемы соотношения
политики и морали волновали людей
еще в древних государствах. Например,
такие мыслители Древнего мира, как
Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель,
Лао-Цзы считали, что хорошие законы
не могут быть гарантией справедливого
правления страной без
Первая теоретическая попытка разделения политики и морали была предпринята Н. Макиавелли. Он считал, что люди по своей природе коварны. Поэтому для того, чтобы правителю удерживать свою власть, он в случае необходимости может использовать любые средства, в том числе и аморальные.
Аморальная, безнравственная
политика широко применялась различными
тоталитарными режимами власти (фашистскими,
коммунистическими, националистическими
и др.). Для оправдания аморальной
политики в рамках тех или иных
идеологий создавались
На первый взгляд, безнравственная
политика более эффективна и прагматична,
но со временем она развращает самих
политиков и разлагает
Управлять обществом, руководствуясь преимущественно моральными принципами, также невозможно. Во-первых, мораль имеет ограниченную зону действия во времени и пространстве. Например, то, что одни одобряют, другие могут осуждать то, что вчера считалось аморальным, сегодня может восприниматься как должное; то, что для одних хорошо, для других может быть плохо, и т. д. Во-вторых, в техническом плане моральные принципы сложно «переложить» на язык конкретных управленческих решений и правовых норм. Поэтому в демократическом обществе политика и мораль должны органическим образом совмещаться.
Совместить политику с моралью весьма сложно. Когда возникают конкретные политические интересы, мораль, как правило, отходит на второй план, а для достижения интересов нередко используются аморальные методы и средства. Надеяться (как надеялись мыслители Древнего мира) на то, что сами политики в своих решениях будут руководствоваться моральными принципами, нельзя. Принцип «всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно» действует безотказно во все времена. Поэтому, там, где власть политиков не ограничивается контролем со стороны общества, имеет место самая аморальная политика.
Следовательно, чтобы политика
хотя бы в определенной степени совмещалась
с моралью, политическая власть должна
находиться под контролем общества.
II Мораль в политике
Мораль находит выражение
в поступках человека по отношению
к обществу, властным структурам, коллективу,
семье и т.д. Ценности морали меняются
с течением времени и различны
у разных народов и слоев населения.
Основными проблемами в морали являются
вопросы о том, что такое «хороший
обычай, поведение, деятельность», что
«прилично, порядочно, достойно» и
т.д. К господствующей морали, кроме
социальных ценностей и оценок, принадлежат
также и те, которые расцениваются
религией как «благое поведение».
Мораль - это составная часть
Поскольку политика является
одной из важнейших сфер человеческой
деятельности, ее невозможно отделить
от морали. Моральные ценности и
нормы, имеющие отношение к
Мораль удерживает человека
от крайних форм поведения, способствует
разрешению противоречий между индивидом
и всей общностью. В древности
первичные человеческие коллективы
во многом регулировали взаимодействие
людей с помощью обычаев, традиций,
табу, а также таких институтов
социального контроля, как семья
и община. С возникновением сложных
общностей и ослаблением
Мораль может так или
иначе характеризовать
Общее между политикой и моралью состоит в том, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей.
Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия; она оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Политика же более «приземлена» и целенаправленна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Важной особенностью политики является ее опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль Же опирается главным образом на «санкции» совести.
Мораль в значительной части своих норм выступает как своего рода антитеза насилию. Так, индуистско-буддийская традиция морали основывается на принципах «ненасилия». Но утверждать, что мораль осуждает насилие в принципе, т.е. по принципиальным «соображениям» не приемлет его, - значит игнорировать некие реальные ситуации. Так, мораль «освещает» ведение справедливых войн, защиту Отечества; ислам предполагает «священную войну против неверных» и др.
Далее, хорошо известно, что
уголовно-правовые нормы возникают,
существуют и реализуются как
формализованное единство правовых
воззрений и моральных
Наконец, существует и «корпоративная» мораль, есть моральные нормы, принятые в определенных национальных, региональных и иных структурах общества и оправдывающие применение насилия в конкретных экстраординарных обстоятельствах (например, дуэль как способ защиты части и др.).
Выделяются следующие
подходы к взаимоотношению
* морализаторский подход
- означает, что политика должна
иметь не только
* ценностно-нейтральный
подход - игнорирование политикой
нравственных ценностей. Такой
подход делает ее аморальной.
В некоторых работах (Н.
* компромиссный подход -
преобладает среди многих
В современном мире центральными
направлениями институализации
нравственных требований к политике
являются соблюдение прав человека, социальная
направленность политики, утверждение
демократических принципов
В силу значимости своего функционирования
и его последствий, политика всегда
была, есть и будет сферой моральности
и ответственности. Без союза
с моралью политика лишается компаса,
указывающего ей цель и направление
движения к ней, а также ответственности,
без которых она подобно