Политико-правовая идеологи в США в период борьбы за независимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:27, реферат

Краткое описание

Тема моей работы – «Политико-правовая идеологи в США в период борьбы за независимость». Многие идеи, возникшие в рассматриваемый период, повлияли на становление государственности США.
Уже при обсуждении проекта Конституции и после ее ратификации штатами в американской республике возникли два течения, ставшие позднее первыми политическими партиями. Федералисты во главе с Александром Гамильтоном стремились создать сильное центральное правительство с главенством общенациональных интересов.

Содержание

Введение………………………………………………………….…….5
Томас Пейн о государстве и праве……………………………………..…7
Политико-правовые взгляды Томаса Джефферсона…………………...10
Взгляды Александра Гамильтона на государство и право……………..14
Политико-правовое учение Дж. Мэдисона……………………………...16
Библиографический список……………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат-Политические.docx

— 43.43 Кб (Скачать файл)

Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к  разорению и обнищанию широких  слоев населения. Однако главной  причиной этих бедствий он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство. Его идеалом была демократическая  республика свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопическим, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую роль в привлечении  широких народных масс колоний к  активному участию в Войне  за независимость.

Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джефферсон был автором проекта  Декларации независимости – конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства.

Разрыв с религиозными представлениями  о государственной власти, еще  характерными для той эпохи (упоминание о боге-творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в  ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный суверенитет  и право на революцию, защита свободы  личности и прав граждан – все  это делало Декларацию независимости  выдающимся теоретическим и политическим документом своего времени. Не следует  забывать, что на континенте Европы в те годы еще царил феодально-абсолютистский произвол, а английская монархия пыталась практически феодально-абсолютистскими  средствами сохранить свое господство в североамериканских колониях.

Для Джефферсона как автора Декларации “очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью”. Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права – феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

В перечне названных в Декларации неотъемлемых прав нет права собственности, содержавшегося, как отмечалось, в  Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие этого самого важного, священного для буржуазного общества права  объясняется влиянием Пейна, которого в американской исторической литературе иногда называли автором Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указывал, что ее автором является Джефферсон (выше было сказано, что  Пейн считал право собственности  приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека). Нужно иметь в виду и другое, не менее важное практически, политическое обстоятельство. Составляя проект Декларации, Джефферсон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их представления о свободе и собственности все более сливались. Ведь в истоке конфликта лежали прежде всего посягательства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свободны. Колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии собственности; главным для них была не абстрактно-теоретическая свобода от иноземной власти, а практическая свобода, обеспечивающая их материальные интересы. Поэтому свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам (и Джефферсон должен был это учитывать) как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.

Правительство, писал Джефферсон в  Декларации независимости, создается  людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства  проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения  власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму  правления (существующее правительство), что “долгом и правом” людей  является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право  на революцию, таким образом, обосновано, и обосновано убедительно.

Далее, в Декларации независимости  содержится 27 пунктов обвинения  английского короля в стремлении к деспотизму, дающих основание провозгласить  в Декларации “именем и властью  доброго народа колоний наших” отделение  колоний от Англии (свержение правительства, стремящегося к деспотизму, – право  на революцию) и образование независимых  Соединенных Штатов.

Для характеристики политических взглядов Джефферсона важно обратить внимание на то, что в составленном им проекте  Декларации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения английского  короля. Пункт, не попавший в окончательный  текст Декларации в результате решительных  возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных  колониях рабство негров. Джефферсон был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей и обвинял английского  короля в том, что он “захватывал  людей и обращал их в рабство  в другом полушарии, причем часто  они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки”.

Джефферсон вошел в историю  политической мысли и в историю  Нового времени в целом как  автор Декларации независимости  Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила  образование США, но и еще более  в провозглашении самых передовых  в то время политических и правовых идей и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали  и продолжают оказывать влияние  на политическую жизнь в США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взгляды Александра Гамильтона на государство и право

 

Александр Гамильтон (1757–1804 гг.) был одним из тех наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на содержание Конституции США 1787 г.

В период непосредственной подготовки Конституции, а особенно после ее принятия в стране разгорелась острая политическая борьба между федералистами  и антифедералистами. Внешне основой  раскола на эти политические группировки  было отношение к намеченной Конституцией федеральной форме государственного устройства США.

Гамильтон принадлежал к числу  наиболее влиятельных лидеров федералистов, считавших, что федеративное устройство преодолевает слабость конфедеративной  организации США, закрепленной “Статьями  конфедерации” 1781 г. Только сильная  центральная власть, по их мнению, способна создать прочное государство  и не допустить дальнейшего развития демократического движения масс, возросшего после победы в Войне за независимость. Федерация, утверждал Гамильтон, будет  барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.

Федералисты фактически представляли интересы крупной торговой и промышленной буржуазии и плантаторов. Антифедералисты  выражали устремления малоимущих и  неимущих слоев населения – фермеров, мелких предпринимателей и торговцев, наемных рабочих.

Политические позиции Гамильтона определились еще в период, предшествовавший Войне за независимость, когда он выступал за мирное урегулирование конфликта, компромисс с Англией. Его теоретические  воззрения вполне совпадали с  этой позицией. Они сложились под  решающим воздействием теории разделения властей Монтескье, на которого, как  известно, большое впечатление произвело  конституционное устройство английской монархии. Это устройство Гамильтон  и считал необходимым положить в  основу Конституции США.

Однако логика освободительной  борьбы колоний вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого  он считал создание сильной президентской  власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной  власти, который под давлением  избирателей может принять “произвольные  решения”. Эта же идея содержалась  в предложении Гамильтона сделать  назначаемых президентом министров  практически не ответственными перед  парламентом.

Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным  цензом. Деление людей на богатых  и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и  неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо. Богатым  и, следовательно, просвещенным по самой  природе принадлежит право быть представленными в высших государственных  органах. Только они способны обеспечить стабильность политического строя, ибо любые изменения его не дадут им ничего хорошего. Предоставление же народу возможности активно участвовать  в государственных делах неизбежно  приведет к ошибкам и заблуждениям из-за неразумности и непостоянства  масс и тем самым ослабит государство.

Не все идеи Гамильтона были восприняты Конституцией США (пожизненный президент, цензовое избирательное право). Но как  общая направленность, так и большая  часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом. В связи с этим следует обратить внимание, что из 55 членов Конституционного конвента только 8 участвовали в  принятии Декларации независимости. Поэтому  понятно, что Конвент поддержал  Гамильтона, возражавшего даже против включения в текст Конституции  Билля о правах, хотя такие билли  уже содержались в конституциях штатов – учредителей США.

  1. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона

Джеймс Мэдисон (1751–1836), участник Филадельфийского конвента и один из авторов "Федералиста", более чем кто-либо заслуживает  почетного титула "отец американской конституции". Он внес значительный вклад в разработку идей республиканского правления в условиях США, а также  теории равновесия обособленных властей, концепции факций и др. Именно благодаря  его основательному философскому, политическому  и юридическому подходу "Федералист" из развернутого комментария Конституции  превратился в мастерский анализ фундаментальных принципов государственной  власти, а со временем – в источник конституционного права для Верховного суда США и настольную книгу всех исследователей американского конституционного опыта.

В творчестве Мэдисона отразились многие идейные традиции века: традиции естественного  права и общественного договора, философские комментарии к законопроектам о правах человека и конституционном  регулировании отраслей правительственной  власти, а также размышления над  наследием английских вигов, шотландских  философов-эмпириков и переосмысление опыта древних республик. В конце  жизни он пересматривает некоторые  свои прежние позиции и оценки периода сотрудничества с федералистами  и сближается с демократическими республиканцами.

В характеристике республиканского правления  Мэдисон большое внимание уделяет  роли и значению социальных различий в обществе и государстве. Они  возникают на почве различий способностей и интересов, в особенности интересов  экономических, которые, по мнению Мэдисона, составляют самый общий и самый  длительный по воздействию источник различий и конфликтов. В противоположность  Руссо он считает небольшой размер республики главным фактором, ведущим  к быстрой порче или гибели республиканской формы правления  в ходе гражданских войн.                        

Большое государство со значительным числом граждан "среднего класса" оказывается, как это констатировал  еще Аристотель, более стабильным и жизнеспособным, поскольку это  обусловлено умеренным достатком  основного класса общества и его  склонностью к поддержке умеренной  формы правления. При таком варианте политического и правового общения  граждане более свободны от факций (группировок, клик) богатых или бедных сограждан.

О факциях писали Фукидид, Макиавелли, Юм, Адамс и многие другие авторитетные исследователи мира политики. Мэдисон  продолжил эту традицию и внес некоторые новации в истолкование понятия факций. Согласно определению, сделанному в № 10 "Федералиста", под словом "факция" он подразумевал ту или иную группу граждан, объединяемых и побуждаемых к действию единым порывом страсти, интереса или мнения, которая является, однако, враждебной или стеснительной для прав других граждан и совокупных интересов  общества.

Исправление последствий вреда, приносимого  такой группировкой, возможно двумя  способами. Один из них может состоять в устранении причин, вызывающих появление  факций; другой – в регулировании  последствий ее существования. Поскольку  скрытые причины факционности заложены в человеческой природе и связанных  с ней же различиях имущественных  состояний, причин ее устранить нельзя, можно лишь облегчить последствия  возникновения факций, взяв их под  контроль. Люди с факционными наклонностями, с местническими предрассудками могут интригой, подкупом или иным путем получить голоса в представительной системе республики, а затем предать  интересы народа. В обществах сравнительно небольших факциональные различия могут быть сведены минимум к  двум – к большинству и меньшинству. В больших республиках общество образует одну нацию, разделенную на огромный спектр факций.

На возникновение факций оказывают  влияние также склонность людей  к разным взглядам на религию или  на систему власти, на многие другие вопросы теоретического или практического  характера. Источником факционных размежеваний может послужить приверженность различным политическим лидерам или выдающимся личностям, общественное поведение или судьба которых представляют значительный интерес. И все более распространенной и постоянной причиной возникновения факций служит неравное распределение собственности. Структура правительственной власти всегда строилась главным образом с учетом того, чтобы не допустить возникновения факций, угрожающих держателям собственности и власти.

Слово "факция" долгое время переводилось при помощи слова "фракция", иногда как "несправедливая коалиция". В  современном политическом анализе  термином "фракция" обозначают, как  правило, обособленную или отколовшуюся часть партии, класса, социальной группы, организации. У Мэдисона факция более  многолика и менее определенна  в своих основных проявлениях  и характеристиках. Она чаще всего  предстает объединением людей, сплоченных силой политических, имущественных  и даже эмоциональных предпочтений и свойств. Подобные социальные единения впоследствии стали называть заинтересованными  группами.

Информация о работе Политико-правовая идеологи в США в период борьбы за независимость