Политико-правовая теория Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА…………………………………………………………...………………….6
1.1. Основные идеи Западной Европы в Средние века…….……………6
1.2. Социальные и идеологические предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского…………..………………………………..9

2. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ…...……17
2.1. Соотношение личности и общества………………………………...17
2.2. Происхождение государства………………………………………...24
2.3. Виды права и классификация законов………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ИППУ.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

 

 

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО

 

 

 

Исполнитель ,

 

 

Научный руководитель доцент,

кандидат юридических  наук

 

 

 

 

 

 

 

 

2008

Оглавление:

 

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3

 

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В СРЕДНИЕ  ВЕКА…………………………………………………………...………………….6

          1.1. Основные идеи Западной Европы  в Средние  века…….……………6

          1.2. Социальные и идеологические  предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского…………..………………………………..9

 

2. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО  О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ…...……17

2.1. Соотношение личности  и общества………………………………...17

2.2. Происхождение государства………………………………………...24

2.3. Виды права и  классификация законов………………………………

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      На   протяжении   всей   политической   истории    западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба  между  римско-католической церковью, папством светскими феодалами (в первую очередь монархами) за  главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из  центральных  проблем  тогдашнего политико-юридического  знания  оказался   вопрос   о   том,   какая   власть (организация) должна  иметь приоритет:  духовная  (церковь)  или светская (государство).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные направления развития философии в средние века

1.1. Основные  идеи Западной Европы в Средние   века

В истории Западной Европы Средние века  заняли громадную,  более чем тысячелетнюю эпоху от распада Римской империи до эпохи Возрождения (V – XVI  веков).  Экономический строй,  взаимоотношения классов, государственные  порядки  и  правовые  институты,  духовный  климат средневекового  общества  являлись   теми   факторами,   которые   оказывали воздействие на содержание,  социальную  направленность  политико-юридических идей  западноевропейского  средневековья. 

Три  крупных  исторических  этапа включает в себя эта эволюция. Первый – раннефеодальный (конец V  -  середина XI веков); феодализм только еще консолидируется и упрочивается  как новая общественно-экономическая    формация;    в     рамках     данного     этапа государственность  сначала  организуется  в   большие,   но   весьма   слабо интегрированные  в  единое  целое   монархии,   а   потом   распадается   на конгломераты раздробленных политических  образований.  Второй  этап  –  пора полного развития феодального строя, фаза его расцвета (середина XI  –  конец XV   века);   для   этого периода   типичны   централизованные   сословно-представительные монархии.  Третий  – позднее средневековье (конец XV  – начало  XVII  века);  полоса  заката,   упадка   феодализма   и   зарождения капиталистических  общественных  отношений;   государственность   на   этом, последнем этапе феодальной формации строится по преимуществу как  абсолютная монархия.  Поэтапный  характер  развития  феодального  общества  во   многом предопределял  особенности  и  динамику   средневековой   западноевропейской политико-юридической мысли. Своеобразие  последней  придавал  также  факт  исключительно  сильного влияния на нее христианской религии и римско-католической церкви.

В это время еще  господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом  всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее, есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками.

Корни философии средних  веков уходят в религии единобожия (монотеизма).

Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее. Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

В основе христианского  монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании.

Согласно христианскому  догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое  в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира.

Такое мировоззрение  характерно для средневековой философии и называется креационизмом. Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.

Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал - активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи - с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение.

Разница между Богом  и  творением - огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего.

Складываясь  и  развиваясь  на   почве   феодальных   отношений,   под колоссальным  воздействием  христианства,  католической  церкви,   политико-юридическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем  восприняло  и по-своему в новых исторических условиях  продолжило  ряд  существенных  идей античной политической и правовой мысли. К числу подобного рода идей  следует отнести, в частности, представление о государстве как  о  некоем  организме, положение о  правильных  и  неправильных  государственных  формах  и  об  их круговороте, идею естественного  права  как  нормы,  вытекающей  из  природы вещей, положение о  высокой  значимости  закона  для  устройства  нормальной государственной жизни и др.

Итак, философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

1.2. Социальные  и идеологические предпосылки  возникновения философии Фомы  Аквинского

Вершины  могущества  как  в  политической,  так  и  в  духовной  жизни средневековой Европы папство достигло в  XIII  веке.  Тогда же  завершилось создание системы схоластики – католицистской  теологии,  ориентированной  на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, проставленную на службу теологии. Термин «схоластика» происходит от греческого слова schole-«школа»; «схоластика» - значит «школьная философия». В ее  построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский  монах,  ученый-богослов  Фома Аквинский  (Аквинат)  (1225-1274),  чьи  сочинения   явились   своего   рода энциклопедией  официальной  церковной  идеологии  Средних  веков.  Наряду  с массой других предметов, трактуемых в  этих  сочинениях,  Аквинат  касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О них речь идет в  труде  «О правлении государей» (1265-1266  годов),  в  произведении  «Сумма  теологии» (1266-1274 годов) и в иных работах.

В своих произведениях  ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики» (кстати говоря, переведенной на латинский язык и тем самым вошедшей в научный оборот лишь в конце 1250-х гг.).

В политическом учении Фомы Аквинского прослеживается влияние  Аристотеля, Цицерона и стоиков, сочетающееся с воздействием традиции политической теологии Августина, Альберта Великого, других идеологов христианства.

От Аристотеля Аквинат  перенял мысль о том, что человек  по природе есть «животное общительное  и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.

Вслед за Аристотелем  Фома Аквинский утверждает, что человек  в отличие от животных руководствуется  не инстинктом, а разумом, и это  дает ему возможность организовывать общественную жизнь. Но эту взаимосвязь разума и социальной организованности Фома Аквинский возводит к божественным предустановлениям. И в их числе – богоустановленная необходимость бытия человека как «политического существа» или «общественного существа»

В классификации форм правления Фома Аквинский также находится под заметным влиянием Аристотеля. Он выделяет три чистые формы: монархия, аристократия, полития – и три отклоняющиеся формы – тирания, олигархия, демагогия (демократия).

  В своих произведениях  ученый-богослов  пытается  приспособить  взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще  более  укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о  государстве  –  первая  попытка развить  христианскую   доктрину   государства   на   базе   аристотелевской «Политики» (кстати говоря,  переведенной  на  латинский  язык  и  тем  самым вошедшей в научный оборот лишь в конце 1250-х годов).

 

 

2. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве

2.1. Соотношение личности  и общества

Политическая общность, по мысли Фомы Аквинского, образуется из ремесленников, земледельцев, солдат, политиков и других категорий работников. Государство может нормально функционировать только тогда, когда природа произведет такую массу людей, среди которых одни являются физически крепкими, другие – мужественными, третьи – проницательными в умственном отношении. В этом разделении Фома Аквинский также идет вслед за Аристотелем и утверждает, что эти различные категории работников необходимы для государства в силу его “природы”, которая в его теологической интерпретации оказывается в конечном счете реализацией законов Провидения.

 

2.2. Происхождение государства

Государство, согласно учению Фомы Аквинского, представляет собою  некую часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Кроме того, государство как форма предустановленной людской общности и сотрудничества возникает из потребности “природы” и “разума”. Законами государства могут быть только специфические установления, отвечающие требованиям божественного порядка. Властью, которая приводит в действие эти законы, является сила, источник которой также находится в божестве. Эта объединяющая власть естественно-необходима, она отвечает предустановленной потребности человеческой природы быть моральным, разумным, религиозным, социальным и политическим существом. Для того чтобы жить и трудиться сообща, необходим высокий авторитет, который направлял бы каждого члена общества к достижению общего блага. Цель и оправдание государства состоит в том, чтобы предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития, которое, в свою очередь, должно оказывать государству помощь в духовном воспитании христианина.

Информация о работе Политико-правовая теория Фомы Аквинского