Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:04, реферат

Краткое описание

Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Понятие политической власти ………….……………………………………..4
2 Происхождение власти………..……..……………...…..…………………… 11 3 Структура политической власти …………………...……..…………………15 Заключение ………………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

переход%.docx

— 57.75 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                         

Введение………………………………………………………………………….. 3

1 Понятие  политической власти ………….……………………………………..4

2 Происхождение  власти………..……..……………...…..…………………… 11 3 Структура политической власти  …………………...……..…………………15 Заключение ………………………………………………………………………20

Список  использованных источников…………………………………………...21 
 
 

             
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

        Власть - весьма важный для жизни любого общества и его  отдельных систем и подсистем  феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих  функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование  общественных отношений; контроль над  поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация  и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или  группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом  на достижение каких-либо значимых для  них целей. Реализация всех этих функций  связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида - власти политической, или государственной.

        Власть – одно из фундаментальных начал человеческого  общества. Это отношение между  людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.

 

        

        

         1 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 
 

        Понятие и основные параметры политической власти. Власть - непременнейший и важнейший элемент  любого общества. Она является объектом соперничества сословий, групп, классов, партий, отдельных личностей. В то же время власть - неотъемлемое условие  организованности и порядка человеческого  общества. Вопрос о власти выступает  ключевым в социальных революциях и  в процессах модернизации общества.

        В политической науке  отсутствует единый теоретико-методологический подход к анализу власти, к содержанию данного понятия, но все исследователи  отмечают сложность и многоплановость  проблемы власти, многообразие ее носителей (субъектов) и разновидностей.

        Власть как таковая  представляет собой особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная  потребность общества в саморегуляции  и организации.

        Власть в обществе имеет источник и основные параметры: масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти - это характеристики значения, размаха, размеров влияния  той или иной власти. Объем власти представляет собой количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках  или властного органа. Время власти - это период функционирования данной власти или властного органа. Пространство власти определяется площадью, территорией, регионами, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует.

        Понятие политическая власть отражает способность и возможность  индивидов или групп оказывать  определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовать большие массы людей  на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

        Отличительными признаками политической власти являются:

        • верховенство, т.е. обязательность ее решений для всего  общества;

        • право на легальное  использование насилия против антиобщественныхэлементов;

        • наличие единого  центра принятия решений;

        • выполнение роли арбитра  в случае конфликтов между представителями  различных социальных групп;

        • обеспечение максимальной стабильности общества как целого в  рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;

        • целенаправленное использование средств массовой информации для формирования определенного  общественного мнения.

        Политическая жизнь  общества включает деятельность определенных социальных групп и личностей  по поводу власти. В зависимости  от степени их вовлеченности в  эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти.

        Субъект власти –  это ее обладатель, носитель. Субъектом власти может быть: правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).

        Объектом власти могут быть: отдельный гражданин, социальная группа, общество в целом, организации и учреждения, руководимые  субъектом власти.

        Грань между субъектом  и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ  является одновременно и субъектом  и объектом власти. В обществе с  недемократическими режимами народ  является только объектом власти.

        

          Ресурсы власти - это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.

        Власть обычно применяет  различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в  их использовании располагает государство.

        Процесс властвования характеризуется механизмом и способами  властвования.

        Механизм власти представляет собой социальные институты  и аппарат управления, с помощью  которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим  контролем второго. Тем самым  обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

        Способы властвования могут быть: демократическими (при  участии исполнителей в принятии решений), авторитарными (неограниченная власть, но не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий  контроль субъекта над объектом) и  прочее.

        Легальность и легитимность власти. Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность.

        Политическая легитимность - это общественное признание власти и ее права на управление.

        Легальность власти — это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих  государственных документах.

        С первым понятием отождествляют  ее оценочный, этический характер, со вторым - юридический.

        

        Само понятие легитимности возникло в начале XIX в. во Франции  и обозначало политическое движение, которое ставило своей целью  восстановление власти короля как единственно  законной в отличие от власти узурпатора Наполеона.

        Легитимная власть характеризуется как правомерная  и справедливая, так как связана  с верой подавляющего большинства  населения в то, что существующий порядок является наилучшим для  страны.

        Выделяются следующие  источники легитимности:

        1. Участие граждан  в управлении, которое создает  общую причастность людей к  политике, позволяет гражданам чувствовать  себя ее субъектами.

        2. Технократическая  легитимность, т.е. легитимность  посредством экономической, военной,  образовательной и т. п. деятельности  власти. В данном случае легитимность  находится в прямой зависимости  от успехов этой деятельности (например, Япония, Сингапур, Южная Корея).

        3. Легитимность через  принуждение. Формы принуждения  различны. Они проявляются в ограничении  прав и свобод граждан. Сила - последний аргумент, с помощью  которого она стремится повысить  свою легитимность.

        Разделение властей  и основные тенденции властных отношений. Невозможность осуществлять власть из единого центра и единым властвующим  субъектом привела в демократическом  государстве к разделению властей. Власть реализуется как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали  это разделение власти между субъектами государственного управления различного уровня, прежде всего общенационального (центра) и местного. Между центром  и местными органами власти могут  быть промежуточные уровни, например, региональный уровень. В этом случае регион (область, город, край) наделяется властью, которая защищена от посягательства центра конституцией. Такая система  власти называется федеральной (США, Индия, Россия.). Региональный уровень власти может отсутствовать или быть зависимым от центра. Такая система  власти называется унитарной, например, в Дании, Франции и др.

        

        Разделение власти по горизонтали реализуется между  субъектами государственного управления, которые находятся на одном и том же уровне.

        Власть в этом случае распределяется между тремя  властными органами: законодательным, исполнительным и судебным.

        Исследователи выявили  основные тенденции властных отношений. Первая — укрепление государственной, национальной и бюрократической  власти. Политическая практика показывает, что государственные органы и  бюрократический аппарат стремятся  расширить свою власть и функции, используя для этого все имеющиеся  средства.

        Вторая состоит в смещении политической власти от нижних ее звеньев и уровней в сторону центральных, общенациональных правительств. Это характерно для всех цивилизованных стран. Данная тенденция связана со сложностью самого современного общества, так как такие проблемы, как экономический спад, инфляция, экология и др., можно решить лишь на общенациональном уровне.

        Третья — перемещение  власти от законодательных органов  к исполнительным. Законодательная  инициатива и принятие решений всегда находились в руках исполнительной власти, а законодательная - служила  противовесом, совершенствуя или  отвергая исходящие от нее предложения.

        Определение понятия  власти,  её сущности и характера  имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

        В научной литературе существуют разнообразные определения  власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти.

        

             Телеологические  (с точки зрения цели) определения  характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром – в этом смысле, например, говорят о власти над природой. 

        Бихевиористские трактовки  рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такой подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г.Лассуэлом, человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.

        Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода – психоанализ. Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С.Московиси, Б.Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж.Лакан)— в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование – подчинение.

Информация о работе Политическая власть