Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:04, реферат
Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Понятие политической власти ………….……………………………………..4
2 Происхождение власти………..……..……………...…..…………………… 11 3 Структура политической власти …………………...……..…………………15 Заключение ………………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………………...21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Понятие политической власти ………….……………………………………..4
2 Происхождение
власти………..……..……………...…..…………
Список
использованных источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Власть - весьма важный
для жизни любого общества и его
отдельных систем и подсистем
феномен. В различных сферах общественной
жизни она выполняет ряд
1
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ВЛАСТИ
Понятие и основные параметры политической власти. Власть - непременнейший и важнейший элемент любого общества. Она является объектом соперничества сословий, групп, классов, партий, отдельных личностей. В то же время власть - неотъемлемое условие организованности и порядка человеческого общества. Вопрос о власти выступает ключевым в социальных революциях и в процессах модернизации общества.
В политической науке отсутствует единый теоретико-методологический подход к анализу власти, к содержанию данного понятия, но все исследователи отмечают сложность и многоплановость проблемы власти, многообразие ее носителей (субъектов) и разновидностей.
Власть как таковая
представляет собой особый вид общественных
отношений, присущий человечеству на всех
этапах его развития. Через властные
отношения реализуется
Власть в обществе имеет источник и основные параметры: масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти - это характеристики значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти представляет собой количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или властного органа. Время власти - это период функционирования данной власти или властного органа. Пространство власти определяется площадью, территорией, регионами, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует.
Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.
Отличительными
• верховенство, т.е. обязательность ее решений для всего общества;
• право на легальное использование насилия против антиобщественныхэлементов;
• наличие единого центра принятия решений;
• выполнение роли арбитра в случае конфликтов между представителями различных социальных групп;
• обеспечение максимальной
стабильности общества как целого в
рамках существующих отношений собственности,
действующих законов и
• целенаправленное использование средств массовой информации для формирования определенного общественного мнения.
Политическая жизнь общества включает деятельность определенных социальных групп и личностей по поводу власти. В зависимости от степени их вовлеченности в эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти.
Субъект власти – это ее обладатель, носитель. Субъектом власти может быть: правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).
Объектом власти могут быть: отдельный гражданин, социальная группа, общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.
Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом власти.
Ресурсы власти - это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.
Власть обычно применяет
различные ресурсы в комплексе.
Наибольшими возможностями в
их использовании располагает
Процесс властвования характеризуется механизмом и способами властвования.
Механизм власти представляет собой социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.
Способы властвования могут быть: демократическими (при участии исполнителей в принятии решений), авторитарными (неограниченная власть, но не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом) и прочее.
Легальность и легитимность власти. Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность.
Политическая
Легальность власти
— это ее нормативно-правовая закрепленность,
узаконенность в
С первым понятием отождествляют ее оценочный, этический характер, со вторым - юридический.
Само понятие
Легитимная власть
характеризуется как
Выделяются следующие источники легитимности:
1. Участие граждан
в управлении, которое создает
общую причастность людей к
политике, позволяет гражданам
2. Технократическая
легитимность, т.е. легитимность
посредством экономической,
3. Легитимность через
принуждение. Формы
Разделение властей
и основные тенденции властных отношений.
Невозможность осуществлять власть
из единого центра и единым властвующим
субъектом привела в
Разделение власти по горизонтали реализуется между субъектами государственного управления, которые находятся на одном и том же уровне.
Власть в этом случае распределяется между тремя властными органами: законодательным, исполнительным и судебным.
Исследователи выявили
основные тенденции властных отношений.
Первая — укрепление государственной,
национальной и бюрократической
власти. Политическая практика показывает,
что государственные органы и
бюрократический аппарат
Вторая состоит в смещении политической власти от нижних ее звеньев и уровней в сторону центральных, общенациональных правительств. Это характерно для всех цивилизованных стран. Данная тенденция связана со сложностью самого современного общества, так как такие проблемы, как экономический спад, инфляция, экология и др., можно решить лишь на общенациональном уровне.
Третья — перемещение власти от законодательных органов к исполнительным. Законодательная инициатива и принятие решений всегда находились в руках исполнительной власти, а законодательная - служила противовесом, совершенствуя или отвергая исходящие от нее предложения.
Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти.
Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром – в этом смысле, например, говорят о власти над природой.
Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такой подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г.Лассуэлом, человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.
Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода – психоанализ. Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С.Московиси, Б.Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж.Лакан)— в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование – подчинение.