Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки………...4
Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»…………………………………………..8
Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории……………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная политология.docx

— 44.49 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования «Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)

Курский филиал

 

 

 

                        Кафедра «Философии и социологии»

 

 

                                  Контрольная работа 

                            по дисциплине «Политология»

                                      вариант 3

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 Содержание

Введение…………………………………………………………….3

Политическая  власть, ее сущность и отличительные  признаки………...4

Структура и  ресурсы политической власти. Принцип  разделения властей. Понятие «легитимность  власти»…………………………………………..8

Используя классификацию  типов легитимного политического  господства М. Вебера, охарактеризуйте  последовательно основные периоды  российской политической истории……………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………16

Список использованной литературы…………………………………….17

 

Введение

 

Власть - весьма важный для жизни  любого общества и его отдельных  систем и подсистем феномен. В  различных сферах общественной жизни  она выполняет ряд руководящих  функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование  общественных отношений; контроль над  поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация  и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или  группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом  на достижение каких-либо значимых для  них целей. Реализация всех этих функций  связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида - власти политической, или государственной.

 

Власть – одно из фундаментальных  начал человеческого общества. Это  отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения  людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.

 

1.Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки.

Власть - это  способность, право или возможность  распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать  решающее воздействие на судьбы, поведение  или деятельность людей с помощью  различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.

Понятие «политическая  власть» шире понятия «государственная».Политическая власть реализуется не только органами государства , но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Однако центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть- своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

Политическая  власть – сложное общественное явление, которое  находится в системе многочисленных связей с другими явлениями политической сферы и всеми остальными областями жизни общества. Она направлена на регулирование общественных отношений, является  инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни. Главными критериями эффективности политической власти  следует считать социально-политическую стабильность общества, полноправное функционирование  и успешное развитие всех сфер общественной жизни, экономический, социальный и духовный прогресс. Любая политическая власть стремится сохранить и укрепить веру народа в существующий порядок, добивается того, чтобы народ признавал его своим, правильным и необходимым. Она заинтересована в том, чтобы предотвратить эрозию ценностной мотивации подчинения, сохранить социально-психологическую основу своего авторитета.

Политическая  власть обладает рядом отличительных  признаков. К ним относятся:

  • право на легальное  использование насилия против антиобщественных элементов;
  • наличие единого центра принятия решений;
  • выполнение роли арбитра в случае конфликтов между представителями  различных социальных групп;
  • обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках  существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;
  • целенаправленное использование СМИ для формирования определенного общественного мнения.

Под источниками  власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Выделяют  также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации  людей и другие.

М. Вебер  источниками власти считал:

Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)

Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)

Право (положение  и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

 

Самый примитивный  источник власти — применение или  угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над  его жертвами).

К методам  прямого насилия нередко прибегает  и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права. Облекать государственное  принуждение в добродетельные упаковки учил правителей ещё Никколо Макиавелли.

В современном, постоянно усложняющемся мире способность  человека подчинить себе других людей  всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном  мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими  данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление.

Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить  в этом отношении примером для  других.

Физические, интеллектуальные, психологические  и нравственные возможности индивидуализированы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Социальным источником власти является право, прежде всего право собственности.

Организационная власть (административный ресурс) тем  заметнее, чем сложнее управляемый  социальный организм. Именно она делает столь влиятельными бюрократические  структуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях  и общественных организациях.

В последнее  время в источник власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих  и изменяющих её.

Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории. Было выделено несколько концептуальных подходов в рассмотрении сущности власти. Например:

  • структурный функционализм (Т.Парсонс, Э. Шилз) рассматривают власть как способ самоорганизации человеческого общества, обусловленный асимметричностью отношений между субъектами, разделением социальных ролей на управленческие и исполнительские.
  • Марксизм связывает феномен власти с отношением к собственности, экономическим господством определенных классов. (Маркс)
  • Бихевиоризм (Г. Лассуэл) сводит понятие власти к субъективной мотивации, взаимодействию отдельных личностей на основе стремления к власти как средству обладания материальными благами или как самоцели.
  • Телеологический подход (Б. Рассел) характеризует власть как способ достижения поставленных целей.
  • Системный поход (К. Дойч) понимает под властью способность мобилизовать общественные ресурсы для достижения социально значимых целей.
  • Для психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм) власть – это попытка индивида бессознательно преодолеть комплекс неполноценности либо в форме господства (садизма), либо в форме подчинения (мазохизма).

Таким образом, политическая власть-это реальная способность  данного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений  и кодификации выгодных ему правовых норм.

 

 

 

 

 

2. Структура  и ресурсы политической власти. Принцип разделения 

властей. Понятие  «легитимность власти».

Отношения власти предполагают наличие субъекта и  объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между  людьми, группами людей, обществом и  его частями, то есть субъектами, наделенными  сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют  люди, обладающие властью или подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может распространяться на отношения между людьми, группами людей и миром вещей, духовным миром, то есть объектами, не способными действовать, выполнять распоряжения.

Субъектами  власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы  государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъектами более высокого уровня — политические элиты и лидеры. Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к  власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано  с тем, что власть открывает широкие  возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.

К субъектам политической власти относятся:

- социальные  общности (народ, нации, классы, социальные  группы и слои).

 Они влияют  на власть опосредованно. В  периоды радикальных политических  перемен, безвластия, анархии эти  общности могут на короткое  время брать политическую власть  непосредственно в свои руки  путем бунта, восстания, революции,  гражданского неповиновения, создания  органов власти "снизу";

 

- государство;

- политические  партии и организации. Правящие  партии оказывают непосредственное  влияние на функционирование  политической власти, оппозиционные  — опосредованное. В некоторых  странах влияние оппозиционных  партий закреплено в законодательном  порядке (право создавать свой "теневой кабинет");

- правящие  элиты, бюрократия, лобби (группы  давления). Политические элиты и  бюрократия существуют в любом  обществе, их влияние на власть  зачастую определяющее. Лоббисты  представляют и проталкивают  интересы различных слоев, группировок,  существующих в обществе. В ряде  западных стран лоббизм признан  официально, и его деятельность  контролируется;

- групповое  и индивидуальное лидерство;

- личная  власть;

- отдельные  личности (граждане) в условиях выборов,  референдумов;

- толпа (охлос). Толпа может брать власть в  свои руки в условиях кризиса,  отсутствия какой-либо организованной  политической силы. Эмоции, а не  рассудок, темные инстинкты берут  верх в толпе. В результате  захвата власти толпой устанавливается  режим охлократии.

От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние  политической жизни общества.

Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так  же естественно присуще людям, как  и руководство. Потому власть зависит  от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. Качества объекта политической власти зависят от политической культуры населения.

Ресурсы власти.

Под ресурсами  власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь(оружие, карательные органы в целом).

Информация о работе Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки