Политическая власть как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:59, реферат

Краткое описание

Вся жизнь людей неразрывно связа¬на с властью, которая является наи¬более мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирова¬ния их противоречий и конфликтов. Ключевая разновидность вла¬сти – власть политическая – обладает колоссальными конструирую¬щими способностями, представляет самый мощный источник разви¬тия общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая фор¬ма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать чело¬веческие сообщества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Политическая власть: источники, виды, отличительные признаки, основные функции и принципы политической власти……………………………………………...4
2. Типология политической власти……………………………………………………10
3. Ресурсы политической власти………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая власть как социальный феномен.docx

— 43.14 Кб (Скачать файл)

Государственная власть –  форма политической власти, её ядро, характеризующаяся реальной возможностью и способностью влиять на характер деятельности и поведение всех граждан государства в целях управления общественными процессами, обеспечения организованности и порядка в обществе. (1, стр. 80-84)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типология политической власти

 

Власть является одним  из ключевых понятий политологии. Вся  жизнь человеческого общества связана  с властью, которая призвана защищать интересы людей, воплощать их планы, урегулировать конфликты и противоречия. Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение  людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного  производства, которое невозможно без  подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности  и стабильности общества.

 В основу типологии  политической власти положены  особенности элементов власти  – субъекта, объекта и ресурсов  – и способы их взаимодействия (7, стр 3).

Типология власти в зависимости  от субъекта власти (у кого в руках  она сосредоточена):

– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия –  власть одного человека);

– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;

– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);

– самоуправленческая –  власть всех членов общества, народовластие.

Типология власти в зависимости  от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и  т. д.

Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:

– законодательная –  органы, принимающие властные решения (например, парламент);

– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных  органов (например, правительство);

– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).

 

Типология власти по методам  воздействия на объект: демократическая  – широкие гражданские права  и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы  всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.

Типология власти по широте охвата различных структур:

– мегавласть – власть в  рамках международного сообщества (имеют  международные организации –  ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация  по безопасности и сотрудничеству в  Европе) и т. д.;

– макровласть – власть в рамках центральных государственных  институтов (президент, правительство  страны, парламент и т. д.);

– мезовласть – власть в  рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.);

– микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и  т. д.).

Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые  она опирается:

– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными  ценностями, материальными благами;

– социальная власть – влияние  на положение широких слоёв населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;

– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;

– принудительная власть –  контроль общества путём применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ресурсы политической власти

 

Как и любое отношение, политическая власть предполагает как  минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект), на другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).

Власть как способность  и возможность проводить свою волю вопреки сопротивлению других основана на использовании различных  методов и средств к которым  относятся влияние, авторитет, закон, прямое насилие. С их помощью власть оказывает воздействие и достигает  поставленных целей. Совокупность методов  и средств, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществить  влияние на объект – это ресурсы власти (2, стр. 63-65).

Разнообразные ресурсы власти могут классифицироваться по разным признакам. Так, по характеру они  делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные (от лат. utilitas - польза, выгода) ресурсы - это материальные и социальные блага, связанные с  удовлетворением повседневных интересов  и потребностей человека. Это могут  быть средства, промышленные и продовольственные  товары, услуги в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем, разнообразные  льготы и привилегии. С их помощью  власти, особенно государственная, может  привлечь на свою сторону не только отдельных лиц, но и целые слои населения.

Принудительные (силовые) ресурсы  власти - это меры административного  и уголовного воздействия. Они предусматривают  установление государством в законодательном  порядке административной и уголовной  ответственности. В первом случае речь идёт о юридической ответственности за административное правонарушение - виновное действие или бездействие, которое нарушает общественный порядок, правила пограничного режима, движения транспорта, таможенные правила, правила охоты, рыболовства и т.д. Мерами административного наказания могут быть предупреждение, административный штраф, арест, конфискация предметов контрабанды и др. Уголовная ответственность означает, что лицо, совершившее преступление, обязано отвечать за своё действие. Меры наказания определяются приговором суда. Это могут быть лишения свободы, принудительные работы, конфискация личного имущества и даже лишение жизни. Силовые ресурсы политической власти выполняют функцию обеспечения обороны страны, безопасности государственной власти, охраны внутреннего правопорядка. Такими ресурсами являются армия, различные службы безопасности, полиция, прокуратура, суды, а также принадлежащие им техника, вооружение, тюрьмы и т.д.

Силовые ресурсы являются наиболее действенными, поскольку их использование приводит к лишению  людей собственности, свободы, а  иногда и самой жизни. Политическая власть использует силовые ресурсы  той или иной мере довольно часто. Чаще всего она прибегает к  ним тогда, когда её влияние на общество посредством других средств значительно ослабляется, в частности в периоды экономических и политических кризисов. Преобладание силовых ресурсов в осуществлении власти бывает в полицейском государстве. Принудительные ресурсы власти включают в себя силовые, но не сводятся к ним. Принуждение может быть как физическим, направленным на повреждения тела, так и психологическим, направленным на повреждения психической природы человека, или моральным, направленным на достижение желаемого поведения вопреки внутренним моральным убеждениям индивида. В принуждении следует различать также использование силы и насилия.

Использование силы - это  принуждение, ориентация на страх, как  предусмотрены и допускаются  законом. Насилие - это использование  силы, принуждения стороной, которому такое право не предоставляется  законом. Использование силы является принуждением, насилия стоит вне закона. Нормативные ресурсы власти - это разнообразные социальные нормы, регулирующие многообразные общественные отношения.

Важнейшими из них в  осуществлении политической власти являются правовые и политические нормы, о которых говорилось выше. Политическая, в том числе государственная, власть может осуществляться и на основе таких норм, которые не имеют  формализованного характера, например нормы морали, традиции, обычаи, ритуалы  и т.д. Разграничение утилитарных, принудительных и нормативных ресурсов политической власти является достаточно условным. Так, использование утилитарных  и принудительных ресурсов в основном тоже регулируется соответствующими нормами. Действие нормативных правовых ресурсов опирается на силу государственного принуждения и может подкрепляться утилитарными ресурсами.

Согласно основных сфер жизнедеятельности  общества выделяются экономические, социальные и духовно-информационные ресурсы  власти. Специфическим - демографическим - ресурсом политической власти является сам человек. Люди выступают универсальным ресурсом власти уже потому, что создают другие ресурсы (6, стр. 212-219).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной контрольной работе была предпринята попытка исследовать феномен политической власти как общественного явления, рассмотреть различные формы и функции власти, выявить основные ресурсы и структуру.  Также была предпринята попытка исследовать феномен легитимности как основания политической власти.     

Проведенная работа позволяет  прийти к следующим выводам.

Политическая власть - форма  социальных отношений, характеризующаяся  способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы или  политические интересы общества в целом.

Средство власти - богатый арсенал тактики: от патронажа до администрирования, устрашения, насилия. Поскольку небезболезненные механизмы власти сосредотачиваются у отдельных лиц, реализующих основные цели власти в соответствии с законом её укрепления, возможно противоречие между субъектом власти и её объектом - народом.   

Политическая власть реализует  ряд важных функций, таких, как, например, организаторская и воспитательная функция, функция контроля, социализации и другие.

Важным аспектом здесь  также является понятие ресурсов политической власти – средств, технологий, которые используются субъектами политической власти для достижения цели. К важнейшим ресурсам относят силовые, экономические, социальные и информационные ресурсы. Необходимо помнить, что не существует какой-либо определенной иерархии ресурсов – все они используются в той или иной мере постоянно, с учётом поставленной цели.

Легитимность также  является феноменом, понимание сути которого, способно помочь в выяснении сущности политической власти, её оснований.

Легитимность - (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с  властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться  на силовое принуждение.

Сегодня проблемы политической власти, её легитимности, функционирования являются актуальными в связи с развитием общества и науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Основы политологии. Учебное пособие. В.Ю. Балабушевич, канд. филос. наук, доц.; А.В. Пепеляев, канд. филос. наук, доц.; А.Ю. Дергачев, канд.ист. наук, доц; В.В.Балахнин, ст.преп. Новосибирск 2012 г.- 269 стр.

2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с. ISBN 5-7567-0133-8.

3. С.С. Малетин. ПОЛИТОЛОГИЯ. Авторизованное учебное пособие для студентов заочного отделения Новосибирск – 2008 г. – 35 с.

6. Шляхтун П. П. Политология (Теория и история политической науки). Учебное пособие / К.: Лыбидь, 2005 – 576 с.

7. Шапкарина Т. Ю. Шпаргалка по политологии (№7). Ответы на экзаменационные билеты. Издат.: Аллель-2000. 64 стр.

 

 

 

 


Информация о работе Политическая власть как социальный феномен