Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 18:20, контрольная работа
Становление мусульманско-правовой мысли явилось результатом возникновения вначале VII в. на Аравийском полуострове новой монотеистической религии — ислама, формирование которого неотделимо от деятельности пророка Мухаммеда (570—632). Под "мусульманским правом" (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии. Шариат ("путь следования") – это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т. е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего не должны делать. В основе шариата лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.
3. превращение государства, по сути, в монархию при сохранении за ним лишь названия Халифат (Халифат Аббасидов);
4. распад единого мусульманского
государства и завоевание
Ибн Халдун выделял
три разновидности форм правления:
1. «естественную»
монархию, где управление подданными
осуществляется исходя лишь из корыстных
личных побуждений правителя, его субъективных
оценок и прихотей. По сути, это то, что
в современной типологии политических
режимов принято называть режимом личной
власти, применительно к современных для
Халдуна формам правления этому соответствовал
Султанат, как преимущественно сильная
светская власть;
2. «политическую»
монархию, где правление основывается
на рациональных, «разумных» критериях,
проведение политики защиты «земных»
интересов и противодействия всему тому,
что наносит вред подданным. Ибн Халдун
оценил эту форму двояко: с одной стороны,
он подчеркивал ее позитивные стороны
(осуществление «рациональной» справедливости),
с другой критиковал за то, что политика
правителей при данной форме не связана
религиозными ценностями. Под этими критериями
Халдуна не трудно узнать концепцию «добродетельного
града» Фараби и других предшествующих
ему мыслителей;
3. Халифат,
где власть Халифа над подданными опирается
на мусульманско-правовые основы и одновременно
направлена на защиту веры и свершение
земных дел. Иными словами, законами Халифата
являются не субъективные желания правителя
или чисто рациональные принципы, а принципы
священного мусульманского права, в которых
«идеальным образом учитываются все без
исключения интересы подданных, даже такие,
которые не могут быть поняты рационально».
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что политическая теория Ибн Халдуна явилась той вершиной, достигнув которой мусульманско-правовая политическая теория, по сути, остановилась в своем развитии.
Информация о работе Политическая и правовая мысль в исламе (VI – XIVвв.)