Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 14:48, контрольная работа
Политическая культура относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества. Она формируется десятилетиями и даже столетиями, является результатом познания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них. Слова должны соответствовать делам, теоретические политические знания призваны лежать в основе политической деятельности людей, особенно руководителей.
Политические культуры народов существенно различаются между собой в представлениях о том, каким должен быть уровень вмешательства государства в жизнь общества и экономику, следует ли правительству проводить интервенционистскую политику в социальной сфере, командовать экономикой или она должна регулироваться правами частной собственности и другими рыночными институтами, а государству лучше оставаться минималистским. В одних странах внимание фокусируется на удовлетворении государственными службами базовых потребностей населения, в других же люди больше обеспокоены вопросами качества жизни, такими, как защита природы или даже государственная поддержка искусства. Одни культуры основное внимание уделяют результатам правительственной деятельности, например, обеспечению благосостояния и безопасности, другие больше озабочены тем, как протекает политический процесс, соблюдается ли правление закона и процессуальная справедливость.
Таким образом, для понимания специфики политико-культурного состояния конкретного общества необходимо на каждом из уровней политических ориетаций-представлений выделять их основные компоненты и видеть взаимосвязи между ними.
Рассмотрим
признаки современной политической культуры
цивилизованного общества.
1. Политическая толерантность. Она
означает терпимость к иным политическим
взглядам, к чужому поведению, чувствам,
мнениям, идеям, верованиям. Этот принцип
неприемлем в тоталитарных обществах,
поскольку они основаны на твердой вере
в обладание высшей истиной, единственным
рецептом достижения счастья. В демократическом
обществе толерантность обуславливает
возможность легальной борьбы за власть,
существование легальной оппозиции по
отношению к правящей партии, а также согласие
между всеми политическими силами общества
относительно соблюдения «правил игры»
в политической сфере. Особенно важно
соблюдение этого принципа в периоды крупных
политических кампаний (например, выборов),
а также во времена серьезных политических
кризисов.
2. Искусство диалога и компромисса. Плюралистическая
демократия современного общества предполагает
своеобразный эклектизм: сочетание и взаимодействие
самых разнообразных социальных и политических
сил, интересов, потребностей, а это в свою
очередь влечет за собой необходимость
диалога между ними, нахождения общих
позиций, точек соприкосновения. Результатом
диалога является компромисс. Искусство
идти на компромисс — одно из важнейших
качеств, характеризующих высокий уровень
политической культуры, а компромисс—
незаменимый инструмент баланса интересов.
Суть его — в способности четко представлять
приоритет целей, жертвовать менее значительным,
чтобы в итоге добиться более значительного,
не побояться сегодняшних минусов, если
завтра благодаря этому можно получить
серьезные плюсы.
3. Легитимность — признание гражданами своей обязанности
подчиняться правительству, вытекающее
из общей веры в добрую волю властей, из
уверенности в том, что правительство
пришло к власти законным путем и властью
не будет злоупотреблять, а будет ею пользоваться
в соответствии с установленными традициями
и законом, а также интересами населения.
Чем выше легитимность, тем меньше насилия
и принуждения в обществе.
3 Типология политической культуры
Типология политической культуры является одним из самых удобных инструментов для объяснения и прогноза поведения политических субъектов, функционирования политических институтов и политической системы в целом. Для понимания различных типов культуры выделяются различные основания или критерии. Сегодня наиболее известны и применимы три основных типа политической культуры и три производных от них смешанных типа. Они были выделены Алмондом и Вербой на основании характера отношения индивидов к власти, политической системе и представлений о своей политической роли. К основным типам относятся патриархальная, подданническая и активистская политические культуры.
Патриархальная политическая культура (дословно - парохиальная, или приходская, провинциалистская культура) формируется в период дополитических (потестарных) отношений. Для нее характерны общественные ориентации на вождя, лидера. Отношения регламентируются на основе обычая, традиций. Жесткое исполнение норм, правил, консервативность. Объединение людей и групповая идентификация происходят по родовым или клановым признакам. Легитимизация власти на основе обычая (традиционные, племенные, общинные отношения, монархии). Политическое участие подавлено и дифференцируется только исходя из установленного статуса (кланы, касты, семьи, династии и т.д.). Отношение к власти бессознательное и индифферентное. Позиция "прихожанина, или провинциала": игнорирование политики и ее влияния на его жизнь.
Подданническая политическая культура характеризуется сильной ориентацией на государство и политическую систему в целом. Политическая система воспринимается как что-то заданное и стабильное, могущественное и несокрушимое. Отношение к разным частям политической системы может быть разное, но в основном они воспринимаются интегрировано. Отношение к власти полубессознательное, в основном пассивное и лояльно-конформистское. Покорное подчинение государственным чиновникам и законам, хотя чувства по отношению к власти могут быть весьма разнообразны: от признания до глубокой неприязни. Позиция "подданного": систему изменить невозможно (или мало возможно), поэтому лучше ей подчиниться и соблюдать ее правила.
Активистская политическая культура (дословно - партиципаторная, участническая культура). Для нее свойственна ориентация на активное включение в политический процесс и оказание влияния как на политическую систему в целом, так и на отдельные ее сегменты. Отношение к политике сознательное и зависит от конкретной политической ситуации и способов осуществления власти. Относительно высокий уровень информированности о политической жизни и предъявление требований к политической системе. Поддержка политических курсов и лидеров находится в зависимости от исполнения этих требований. Позиция "участника": политическую систему можно менять и совершенствовать.
К производным типам смешанной политической культуры Алмонд и Верба относят патриархально-подданническую, подданнически-активистскую и патриархально-активистскую культуры.
Патриархально-подданническая политическая культура характерна для периода перехода от традиционных обществ к политическим и складывания централизованных государств. Утрачиваются ориентации на племенную, феодальную либо местную знать (земляческие, клановые структуры). Формируются ориентации на специализированные государственные институты.
Подданнически-активистская политическая культура выражается в доминировании авторитарно-лояльные конформистские ориентации на политическую систему. Наряду с ними существуют ориентации на политическое участие, критику, претензии на влияние (на "вход" в политическую систему).
Патриархально-активистска политическая культура характерна для обществ, осуществляющих переход от клановых, патриархальных к демократическим отношениям, минуя жесткие авторитарные формы. На фоне клановых, земляческих установок возникают активные установки на участие в политике.
Кроме названных типов Алмонд и Верба описали тип политической культуры, который они считают наиболее распространенным в демократических странах. Это некий средний, подданнически-активистский тип, который они назвали гражданской культурой.
Под гражданской политической культурой они понимают культуру "умеренности", которая является продуктом длительного закрепления либерально-демократических ценностей, участия гражданина в управлении обществом, принятии политических решений. Она - результат укрепления доверия между гражданами и властью, рассредоточения власти между многими секторами принятия решений, существования взаимной ответственности и сотрудничества. Смысл ее в том, что граждане не нуждаются в постоянном и активном участии во власти и выдают ей некоторый кредит доверия, предоставляющий власти относительную свободу действий в период между выборами. Уровень готовности участвовать во власти и реальное участие не совпадают, что создает резерв влиятельности граждан, который всегда держит власть в ситуации повышенной ответственности. Тем не менее, степень участия граждан в принятии решений весьма высока, что достигается за счет выполнения ими значительного числа ролей в структурах гражданского общества и местного самоуправления.
Таким образом, гражданская культура - это сочетание лояльности граждан к политической системе с их установкой на реальное влияние на политический процесс и реализацию политического курса.Это культура устойчивого, стабильного демократического общества, которая воспроизводит атмосферу социального и политического доверия.
Г. Алмонд предложил и иную типологию политической культуры, подразделив ее, в зависимости от степени варьирования ценностей и убеждений внутри общества, на пять типов: гомогенный, фрагментированный, доиндустриальный и тоталитарный.
Гомогенная политическая культура характерна, прежде всего, для США, Великобритании и других англосаксонских стран, однако многие из ее компонентов сегодня свойственны большинству западных стран континентальной Европы. Ее отличают секулярность, множество конкурирующих субкультур, плюрализм, сосуществование, единые правила игры, взаимодополняющие и общие ценности, индивидуализм, легитимность всех относительно самостоятельных политических акторов, рациональность, прагматизм, экспериментаторство.
Заключение
Политическая культура является
чрезвычайно многообразным и крайне сложным
феноменом. Она несводима лишь к политическому
поведению отдельных людей, общества в
целом. Политическая культура, как конкретной
социальной общностью, так и обществом
в целом, может быть объективно воспринята
и понята только с учетом целого ряда моментов.
Важную роль в общей структуре политической
культуры играет политическое сознание.
Кроме того, развитие, уровень политической
культуры зависят от динамичности и конкретного
содержания политической социализации.
Осваивать политическую культуру
- это означает учиться политике, ибо политика
и есть проявление культуры, становиться
активным участником политической жизни,
формировать в себе политическое сознание
и самосознание, овладевать политическим
мышлением.В любом случае культурная политика
обязана исключить возможные перекосы
во взаимодействии государства с гражданским
обществом.
Политическая стабильность
в обществе создается не только благодаря
эффективной социально-экономической
политике, удовлетворяющей растущие потребности
индивидов, но и путем целенаправленного
формирования их политической культуры.
Поскольку политическая культура создает
направленность и характер политической
деятельности, ее уровень во многом определяет
способность общества к прогрессу и созиданию.
Список используемой
литературы
1. Политология: Учебное пособие
для вузов / Сост. и отв. редактор А.А. Радугин.
- М.: Центр, 2009. - 224 с.
2. Гаджиев К. Размышления о политической
культуре современной России // Мир, экономика
и межд. отн. - 2010. - №2 - С.26 – 39
3. Джунусов А.И. Политическая
культура: концептуальные аспекты // Социально-политический
журнал. 2011. № 11 – 12
4. Житенев В.С. Политическая культура:
опыт формирования и проблемы. М., 2008.
5. Карпухин О.И. Культурная политика
России: цели и способы реализации. // Соц.
- полит. журнал. - 2009 - №1. - С. 44 – 56
6. Кефели И.Ф. Культура и цивилизация.
// Соц. - полит. журнал. - 2012. - №4. - С. 122 –
127
7. Политическая культура России:
преемственность эпох. // Полис.-2007.- № 2.
- С. 156-164