Политическая культура и политическая социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:42, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «политическая культура» относится к часто употребляемым. Эти слова прочно вошли в наш повседневный лексикон. В прессе постоянно встречаются сетования журналистов по поводу низкого уровня политической культуры или её отсутствия как у населения, так и у профессиональных политиков. С другой стороны, отбор новостей, способ их подачи и интерпретации в СМИ тоже часто воспринимаются, как причина, препятствующая формированию и развитию политической культуры. В обыденной речи политическая культура выступает прежде всего как оценочное понятие, как определённый идеал, к которому следует стремиться, или как норма, которую следует соблюдать.

Содержание

Введение.
1. Понятие политической культуры, ее структурные элементы, типология.
2. Тесты.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 14.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Классический политический класс Дарендорф видел в английском истеблишменте. Этим термином обозначается верхний слой (около 10 тыс. человек) общества. Обычно представители истеблишмента оканчивают одни и те же университеты, посещают одни и те же клубы, социопсихологически и культурно представляют собой примерно один и тот же тип личности. При этом они имеют  далеко не одинаковые политические убеждения и, соответственно, идут неодинаковыми политическими путями. Их споры в палате общин носят острый и принципиальный характер во многом  потому, что их участникам не приходится опасаться за свое материальное и социальное будущее. Они имеют все с рождения. Их никто и никогда не лишит принадлежности к истеблишменту.

В Германии подобный политический класс отсутствует. Его место занимают депутаты бундестага, партийные функционеры, лоббисты и т.д. Эти группы и даже их совокупность по своей природе не могут столь эффективно выполнять функцию политического класса. У них нет прошлого, нет истории. До известной степени они  - случайные лица; они - новички, которые еще должны доказать свою политическую состоятельность, самоутвердиться. В целом это делается ими неплохо, но лишено той самой английской надежности, которая обеспечивает обществу незыблемую стабильность. Элита, являющаяся воплощением политической культуры (ее типа, специфики, неповторимости), легче справляется с конфликтами, чем “запуганная группа политических руководителей, которые готовы бежать в кусты, как только им напоминают об ответственности”.

4. Либерально-демократический тип политической культуры. Либерально-демократическая модель политической культуры тесно связана  с либеральной философией и либеральным течением общественно-политической мысли, но ни в коем случае не сводится к этим последним. Основные факторы и этапы формирования и развития либерально-демократического типа политической культуры совпадают с важнейшими вехами формирования и развития гражданского общества и правового государства. Важнейшим компонентом сформировавшейся на этой основе политической культуры стала идея индивидуальной свободы, самоценность отдельного индивида, прирожденных и неотчуждаемых прав каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность.

В наиболее законченной  форме содержание либерально-демократического типа политической культуры нашло отражение в политической демократии, важнейшим компонентом которой стала идея плюрализма, предполагающая господство во всех сферах общественной жизни принципа многообразия: в социальной сфере - различных классов, слоев, заинтересованных групп и т.д.; в культурной сфере - разнообразие этнических, региональных и иных культур, СМИ, отделение церкви от государства и т.д.; в политической сфере - политических сил, движений, партий, организаций, группировок и т.п. В частности, в политической сфере это предполагает равенство всех перед законом, инструментом реализации которого выступает правовое государство.

Одним из центральных  элементов либерально-демократической  модели политической культуры является идея гражданского общества как системы  самостоятельных и независимых от государства социальных институтов и ценностей.

Плюрализм самым тесным образом связан с утверждением в  массовом сознании идеи политического  представительства. Ни один человек  не вправе править другим человеком  без согласия последнего. Поскольку подавляющая масса индивидов не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, постольку демократическая форма правления опирается на принцип представительства различных социальных слоев в системе власти.

В глазах носителя либерально-демократического типа политической культуры право и правовая система представляют собой гарантии свободы каждого индивида выбирать по собственному усмотрению морально-этические ценности, сферу и род деятельности. Закон призван в таком случае гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности, жилища и частной жизни, духовную свободу. В обществе должен господствовать закон, а не люди, функции государства состоят в регулировании отношений между гражданами на основе закона.

 

 

Заключение.

Существует много типологических схем политической культуры, построенных на различных подходах к ней. На пересечении характеристик субъекта и объекта политической культуры вырисовывается личный профиль политических ориентаций опрашиваемого человека. Политическую культуру можно классифицировать по формационному и классовому признакам, по идеологическим основаниям, по отношению к социальному процессу, к демократии с точки зрения международных отношений. Типологию политической культуры можно построить также по ее субъектам, исходя не только из их социального статуса, но и из их демократических характеристик: пола, возраста, образования, доходов, религиозности. Подлинный облик национальной политической культуре придает ее конкретизация на примере реального общества.

В условиях демократического процесса развития складывается новый тип политической культуры, представляющий синтез исторического опыта развития политических отношений. Он формируется на месте декларировавшейся "демократической", "единой и единственной" политической культуры социализма, а на деле - авторитарной, статической и внутренне разнородной, фрагментарной, корпоративной. Сегодня в нашей стране существует ряд конкурирующих политических субкультур. В ходе их взаимодействия в условиях демократического обновления общества должна сформироваться политическая культура нового типа, основанная на демократической культуре достоинства.

Вместе с тем политическая борьба в условиях демократии неизбежна. Но ее надо вести в рамках законности, сопоставления позиций, мирного разрешения возникающих конфликтов, взаимодействия различных политических сил. Основная функция новой политической культуры - культуры согласия - поддержание развития на основе использования конфликта, противоречия как главного метода социально-политического развития.

2. Тесты.

1. Кто ввел в научный  оборот термин «политическая  культура»?

а) Г. Алмонд;

б) М. Вебер;

в) Ж.-Ж. Руссо;

г) И. Гердер.

2. Выберите составляющие определения «политическая культура» из предложенных ниже:

а) правильное представление  граждан о политике;

б) система политического опыта, знаний, стереотипов образцов поведения;

в) сфера гармоничного сосуществования различных общественных групп;

г) совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы.

3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:

а) подданническая политическая культура;

1) интересы государства преобладают над частными интересами, государственное регулирование политического процесса;

б) элитарная политическая культура;

2) человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита;

в) интегрированная политическая культура;

3) участники политического процесса повинуются и подчиняются, превращаются в объекты принуждения;

г) бюрократическая (этатическая) политическая культура.

4) высокая степень согласия по основополагающим вопросам политического устройства, плюрализм, низкая степень политического насилия.


а) Подданническая политическая культура - (3) участники политического процесса повинуются и подчиняются, превращаются в объекты принуждения;

б) Элитарная политическая культура - (2) человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита;

в) Интегрированная политическая культура  -  (4) высокая степень согласия по основополагающим вопросам политического устройства, плюрализм, низкая степень политического насилия;

г) бюрократическая (этатическая) политическая культура  -  (1) интересы государства преобладают над частными интересами, государственное регулирование политического процесса.

4. Выбор той или иной модели политической социализации зависит от:

а) ориентации на активное участие личности в политической жизни;

б) типа господствующей в обществе политической культуры;

в) гармоничного взаимодействия общества и личности;

г) ни один из названных выше факторов не влияет на выбор.

5. В политической социализации современной России основную роль играют:

а) внешние обстоятельства (историческая, экономическая обстановка, природно-географический фактор, влияние других стран);

б) средства массовой информации, особенно телевидение;

в) семья, ближайшее окружение индивида;

г) накопленный поколениями опыт.

 

Список литературы.

1.   Ирхин, Ю. В. Политология:  Ю. В. Ирхин. М., 2006.

2.   Политология : под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. М., 2005.

3.   Политология: учеб. пособие для техн. вузов / под ред. М. А. Василика. М., 2005.

4.   Седов, Л. А. Традиционные черты российской политической культуры в их современном преломлении: Л. А. Седов / Общественные науки и современность. 2006. № 3.


Информация о работе Политическая культура и политическая социализация