Политическая мысль Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:39, контрольная работа

Краткое описание

Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. РАННИЙ ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 4
3. ПЕРИОД РАСЦВЕТА ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 7
4. ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 11
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 15

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 32.96 Кб (Скачать файл)

 Человек по своей  природе существо политическое, и в государстве завершается  развитие этой политической природы  человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА  ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Кризис древнегреческой  государственности отчётливо проявился  в учениях о государстве и  праве эллинистического периода. В  последней трети IV века до нашей  эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала  под власть Македонии, а затем  Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.

Учения Эпикура, стоиков  и Полибия являлись отражением политико-правовая мысль этого периода.

По своим философским  воззрениям Эпикур был продолжателем  атомистического учения Демокрита. Природа, по его мнению, развивается по своим собственным законам, без участия богов.

Этика - связующее звено  между его физическими и политико-правовыми  представлениями. Этика Эпикура  носит индивидуалистический характер. Свобода человека - это его ответственность  за разумный выбор своего образа жизни.

Главная цель государственной  власти и основания политического  общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении  взаимной безопасности людей, преодоления  ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.

Основателем стоицизма был  Зенон. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно “разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании”. Судьба в учении стоиков выступает  в качестве такого «естественного закона», который имеет в то же время  божественный характер и смысл.

В основе гражданского общежития  лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает  как естественное объединение, а  не искусственное, условное, договорное образование.

Отталкиваясь от универсального характера естественного закона, стоики обосновывали представление  о том, что все люди - граждане единого мирового государства и  что человек - гражданин вселенной.

Учение стоиков оказало  сильное влияние на взгляды Полибия - греческого историка и политического деятеля.

Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства  играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

Полибий пишет: «Хотя каждая власть имеет полную возможность и вредить другой, и помогать, однако во всех положениях они обнаруживают подобающее единодушие, и потому нельзя было указать лучшего государственного устройства».

Историю возникновения государственности  и последующей смены государственных  форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “закону природы”. Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Обычаи и законы характеризуются  Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.

 

 

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы видим, что уже в  Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители  были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому  можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и  о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в  разнообразных сферах теории и практики.

Каждое время, обращаясь  к творческому наследию древних  греков, по-своему учились у них, интерпретировало их теоретические  достижения и их духовный опыт при  решении актуальных проблем своей  современности.

Громадное влияние на последующее  развитие политико-правовой идеологии  оказало учение Платона. Под его  воздействием складывались философские  и социально-политические взгляды  Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими     мыслителями  эпохи Просвящения.

Далеко за пределы античности вышло влияние политико-правовых идей Аристотеля.

Широкое распространение  в последующей   политической мысли получило предложенное им определение  государства как объединение  граждан ради общего блага.

В политическую идеологию  Средневековья  и  Нового времени  из аристотелевского  учения перешли  классификация форм государства, положения  о причинах смены политических состояний, смешанном государственном устройстве.

Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство  и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам.

В прошлом и ныне представители  различных теоретических и идейно-политических направлений, школ и движений постоянно  черпали и продолжают черпать  из истории древнегреческой философской  и политико-правовой мысли разнообразные  сведения, знания и аргументы для  обоснования отстаиваемых ими позиций, критики в адрес своих противников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979.
  2. История политических и правовых учений. Учебник под ред. О.Э. Лейста. М.: Зеркало, 1999.
  3. История политических и правовых учений. Учебник под ред. В.С.Нерсесянца. М.: Инфра-М, 1996.
  4. История политических и правовых учений. Хрестоматия под ред. О.Э. Лейста. М.: Городец, 2000.
  5. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Наука, 1988.

Информация о работе Политическая мысль Древней Греции