Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:56, реферат

Краткое описание

Для достижения указанной цели реферата необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть политические учения Августина Аврелия и Фомы Аквинского в рамках периода средневековья.
Охарактеризовать изменения во взглядах с наступлением эпохи Возрождения путем изучения идей Никколо Макиавелли.
Разобрать теории Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, представителей утопическо-социалистического направления.

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………………...3
2. Политическая мысль Средневековья……………………………………………………………………..4
2.1 Учение Августина Аврелия…………………………………………………………………………….5
2.2 Политические идеи Фомы Аквинского………………………...……………7
2.3 Взгляды английского философа Уильяма Оккама…………………………………………………………………...…….....10
3. Эпоха Возрождения (Ренессанс)……………………………………………..12
3.1 Мировоззрение и идеи Н.Макиавелли……………………………………................................................13
3.2 Политические идеи Жана Бодена…………………………………………..16
3.3 Гуманизм эпохи Возрождения во взглядах Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы………………………………………………………………………18
4. Заключение…………………………………………………………………….20
5. Список литературы…………………………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

политическая мысль.docx

— 38.78 Кб (Скачать файл)

 

 Эпоха Возрождения  вызволила человека из пут  средневековой схоластики и возвратила  его к самому себе, предоставила  ему возможность свою собственную  жизнь объяснять, не из религиозных  догм, а из самой жизни.

 

 Особенно интенсивно  в это время развивались итальянские  города-государства. Это закономерно  обусловило то, что наиболее крупные  политические мыслители в это  время проявили себя именно  здесь. Они рассматривали политическую  жизнь с земных, практических  позиций. Основное внимание мыслители  этого времени уделили проблеме  человека, сто свободе. Например, Леонардо  Бруни (1370—1441) сделал вывод о том, что свобода воли возможна  только при республиканской форме  правления. Идеалы республиканской  формы организации общественной  жизни отстаивали и другие  мыслители.

 

 

 

 

Мировоззрение и идеи Н.Макиавелли.

Никколо  Макиавелли  (1469—1527)  —  итальянский  политический мыслитель  эпохи  Возрождения.  Работы:  «Государь»,  «Размышления о первой декаде Тита Ливия» и др.

Во взглядах на политику и власть он стал активно проводить антитеократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые «фортуну» и «доблесть». В контексте размышлений автора  под фортуной  имеется  в  виду  совокупность  объективных  условий,  в  которых правит  государь,  под  доблестью  —  личные  способности  и  таланты (субъективный фактор) государя в решении политических задач.

Макиавелли отделяет сферу политики и власти от морали и религии, провозглашая первые автономной системой ценностей. Тем самым он открыл путь рассмотрения политики и власти как самостоятельной  области  человеческой  деятельности  и  отдельного  объекта научного анализа. И этот путь исследования политики оказался плодотворным. Однако при абсолютизации такого метода рассмотрения политики утрачивается полнота и системность общественных связей, разрывается целостность социокультурной ткани, обедняется и искажается понимание сути политики.

Макиавелли  вводит  в научный  оборот  понятие  «государство»  (от лат. status — «состояние») для обозначения политически организованного общества, главным вопросом которого является вопрос о приобретении и удержании политической власти. До Макиавелли для обозначения  государства,  как  указывает  известный  современный исследователь  творческого  наследия  итальянского  мыслителя Е.И. Темнов, в литературе широко использовались понятия: царство, империя,  республика,  монархия,  тирания,  полис,  цивитас,  принципат, доминат, деспотия, султанат и др. Однако после работ Макиавелли  во  многих  европейских  языках  утвердилось  латинское  «stato» (staat — в немецком, state — в английском, etat — во французском, estado — в испанском, stato — в итальянском).

Важной  причиной  политической  динамики  Макиавелли считал изменение соотношения сил между народом и знатью. Он обосновывал  что  для  стабильных  условий  предпочтительно  республиканское правление, а для осуществления важных преобразований или преодоления хаоса необходима монархия.

 Если у мыслителей  прошлого главной была проблема, как использовать государственную  власть, чтобы достигнуть справедливости  и общего блага, то для Макиавелли - проблема самой власти и средств, позволяющих эту власть завоевать, удержать и расширить. Раскрытию  подобных властных технологий  он посвящает свой главный  труд "Государь".

Среди советов, которые он дает политикам, следующие:

  • уметь играть человеческими страстями;
  • полагаться на силу или закон;
  • использовать страх и любовь, но предпочитать воздействие на подданных силой страха;
  • прагматично использовать ложь и отказываться от обещаний.

Идеалом для Макиавелли выступает политик, сочетающий качества льва и лисицы: силу, умение внушить страх у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет об утилитарном использовании религии. Для него религия - это средство влияния в руках государства. Он признает целесообразность и политических убийств. Не случайно прототипом для создания образа государя для него стал Чезаре Борджа, который прославился своей жестокостью и предательствами. Макиавелли вошел в историю политологии как мыслитель, который разграничил общество и государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политические идеи Жана Бодена.

Развитие политический мысли в эпоху Возрождения не ограничилось Италией. Оно проявилось и в других странах. Заметным вкладом в сокровищницу политической мысли явились концепция «государственного суверенитета» французского политического мыслителя, социолога, юриста Жана Бодена (1530—1596). Эту концепцию, остающуюся до настоящего времени в центре политических, дискуссий и политической практики, он изложил в трактате «Шесть книг о государстве».

 

 Ж- Боден полагал, что  государство обладает специфическим  признаком — суверенитетом. Этот  признак отличает государство  от всех других социальных  организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть — это - постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная  власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой  другой власти. Эта власть не  может быть поделена, ее законы  обязательны для исполнения всеми. Концепция суверенитета стала важнейшим вкладом Бодена в политическую теорию.

Дальнейшее развитие политической мысли будет связано с обсуждением проблем: кто является носителем суверенной власти (одно лицо или народ), должен ли суверенитет быть единым. Сам Ж. Боден развивал идею единого и неделимого суверенитета, что, по его мнению, воплощается в монархии. Позже смысл абсолютной власти монарха выразит французский король Людовик XIV в знаменитой фразе: "Государство - это я".

 Боден отверг утверждение  о том, что власть монарха происходит  от бога. Он считал, что народ  имеет право на убийство тирана, а не монарха, власть которого  основывается на законах. В монархической  власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуманизм эпохи Возрождения во взглядах Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

В эпоху Возрождения наряду с политическими идеями, обосновывающими необходимость возникновения и утверждения буржуазного строя, имели место и учения, которые отрицали этот строй. Эпоха Возрождения — это время возникновения утопического социализма, представителями которого явились Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла и другие.

 Идеолог народного  течения в немецкой Реформации  Томас Мюнцер (1490—1525) в своих работах  «Обоснованная защитная речь», «Разоблачение  ложной веры» и других проповедовал  борьбу за общественный порядок  без классовых различий и частной  собственности, действующий па основе  «божественного права» и «общей  пользы». Он выступал за переход  государственной власти в руки трудового народа.

 Мыслитель, политический  деятель Томас Мор (1477—1525) был  лорд-канцлером Англии. В 1516 году  он издал труд «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства  и о новом острове Утопии». Эта книга впоследствии получила  краткое название «Утопия» («место, которого нет»). Она обессмертила  имя своего автора и дала  название одному из направлений  общественно-политической мысли — утопическому социализму.

 В книге «Утопия»  Т. Мор описал бедствия народных  масс; впервые в истории показал, что причиной этих бедствий  является частная собственность, которая, позволяя сосредотачивать  имущество в руках немногих, влечет  за собой бедность и нищету  всего остального населения- Уничтожить  бедствия людей, полагал он, можно  только «совершенным уничтожением  частной собственности». «...Я полностью  убежден, — писал Мор,— что  распределить все поровну и  по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожить собственность».

 За свои убеждения  Томас Мор был казнен королем. Политические идеи Т. Мора получили  развитие в трудах Томмазо  Кампанеллы (1568—1639) — итальянского  философа, мужественного борца против  средневековой схоластики и инквизиции, за освобождение своей Родины  от испанского владычества. 27 лет  Кампанелла провел в тюремном заключении.

 Свои политические  идеи с наибольшей полнотой  Т. Кампанелла изложил в романе  «Город солнца». В этом произведении  он изобразил идеальный общественный строй в государстве Солнца.

 По мнению Кампанеллы, все люди рано или поздно, но неминуемо придут к коммунистическим принципам организации общественной жизни соляриев. Это обязательно произойдет, полагал он, ибо человек по своей природе является общественным существом, коллективное начало в нем сильнее индивидуалистического.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, последовательно рассмотрев самые распространенные идеи в эпоху Средневековья и Возрождения, мы можем прийти к выводу, что цель реферата достигнута, задачи решены.  Философы раннего Средневековья отдавали приоритет церковной власти над государственной, но уже к окончанию данного периода можно отметить постепенный сдвиг теорий к акценту на права отдельной личности, что в конечном счете привело к антропоцентризму эпохи Ренессанса.

 

Возрождение и Реформация стали самыми знаменательными событиями позднего западноевропейского Средневековья, выступив одновременно в качестве своеобразного моста, по которому совершался переход от эпохи средневековья к периоду Нового времени. XVI в., завершая собой средневековое развитие, с другой стороны, открывал перспективу Нового времени, утверждая принципиально новые стандарты человеческого бытия в индивидуальном и общественном плане. В области политической мысли гуманистический идеал самодовлеющей личности выражался в решительном разрыве со средневековой традицией, в поиске новых принципов обоснования государственной власти и деятельности правителей. И они нашлись, причем в самых разнообразных формах: рассмотрение личности правителя в работах Макиавелли, его понимание государства как политического состояния общества или же утопический социализм Т.Мора и Т.Кампанеллы, предшествовавший марксизму.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. В.А. Ачкасов, В.А. Гуторов «Политология. Учебник для ВУЗов»
  2. В.И.Буренко «Политология». – М.: КНОРУС. – 392 с.
  3. Г.Л.Акопов, С.А.Кислицын «Политология» - Ростов н/Д:Феникс, 2009. – 350 с.
  4. Плеханов Г. В. Избр. философ, произведения. — Т. 2. — М,. 1956.
  5. Гергей Е. История папства. М., 1996, С. 49, 100.
  6. Пугачев В. П. Политология: Справочник студента.-- М., 2000.
  7. http://politologiyalekcii.ru/etapy/
  8. http://otherreferats.allbest.ru/political/00131803_0.html
  9. http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/politol/p2.html
  10. http://knowledge.allbest.ru/political/3c0b65635b2bd68a5d53a89421316d26_0.html

 

 

 

 


Информация о работе Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения