Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 23:11, контрольная работа
Тема моей контрольной работы – политическая мысль в эпоху Просвещения (Руссо, Дидро, Монтескье, Вальтер – по выбору). Мы рассмотрим политическую мысль в эпоху Просвещения на примере философских взглядов и работ Руссо.
Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) – крупнейший представитель демократического левого фланга Просвещения, страстный поборник социальной справедливости, создатель философско-политических трактатов, ставших вольно или невольно основой идеологии Великой французской революции. Произведения Руссо вызывали в памяти потомков либо ненависть, либо восхищение, но только не равнодушие или академический интерес. Руссо был одним из идеологов французского просвещения.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Политико-правовое учение Руссо………………………………………4
1.1 Политический радикализм………………………………………...…..6
1.2. Теория естественного права………………………………………..…7
1.3 Теория общественного договора………………………………….…..8
II. Социально-политическая философия………………………………..10
2.1 Происхождение неравенства………………………………………....12
2.2 Религиозное мировоззрение……………………………………….…13
Заключение……………………………………………………………..…15
Список используемой литературы………………
2.2 Религиозное мировоззрение
Свое отношение к религии Руссо кратко изложил в восьмой главе четвертой книги «Общественного договора». Он был далек от мнения, что религия – «опиум для народа». И все же в этой главе содержатся острые выпады против официальной феодально-клерикальной идеологии:
Во-первых, Руссо резко осуждает христианство за связи с существующими политическими организациями. Он часто критиковал христианство и за то, что оно слишком мало ценит земную, гражданскую жизнь и вопреки здравому смыслу занято почти исключительно «небесными помыслами».
Во-вторых, в христианских государствах, продолжал Руссо, никогда нельзя с точностью узнать, кому следует повиноваться – светскому повелителю или священнику. И вообще христианская религия учит главным образом повиновению и смирению. Христианин с глубоким безразличием выполняет свой гражданский долг; для него не важно и то, кто и как управляет людьми.
Свои религиозные воззрения Руссо с достаточной полнотой изложил в работе «Исповедании веры савойского викария».
Корни идеи «естественной религии» савойского викария следует искать отчасти в осмыслении Руссо некоторых догматов кальвинистского вероучения, отчасти в некоторых сентиментально-мистических религиозных учениях XVII-XVIII вв., вроде религии любви и экстаза Франциска Сальского или «квиетизма», проповедавшего мадам Гюйон6.
Решая вопрос о природе души, Руссо в духе христианского богословия признавал, что душа бессмертна, что в загробном мире ее ждет другая жизнь и, чтобы заслужить счастливую загробную жизнь, люди должны вести добродетельный и честный образ жизни.
Но для истинной религии, считает мыслитель, нет необходимости верить, что человек испорчен от рождения, что на нем якобы лежит проклятие первородного греха. Поэтому человек от природы должен быть добр и совершенен.
К догмам «гражданской религии» Руссо сделал следующие дополнения: нет религии одного народа, которая исключает все остальные религии, следует терпеть все религии, которые не противоречат долгу гражданина.
Такова, в основном, религиозная программа Руссо, закономерно дополняющая его морально-философское учение о природе и человеке. Эта религиозная программа требовала все того же возврата к природе, возрождения чувства непосредственного, интуитивного ее переживания, растворения себя в ней и растворения ее в своем собственном существе. Эта программа в значительной степени стала достоянием французской буржуазной революции. Якобинцы с их культом «верховного существа», противопоставлявшимся культу разума и атеистическим тенденциям «бешенных», явились во главе с Робеспьером, верными учениками Руссо с его религией добродетели и чувствительного сердца.
Заключение
Итак, мы рассмотрели политико-правовое учение Руссо и его социально-политическую философию.
Политическая концепция Руссо оказала громадное воздействие как на общественное сознание, так и на развитие событий в период Великой французской революции.
Огромен вклад этого величайшего мыслителя французского Просвещения в разработку и исследование идей социального равенства, народного суверенитета.
Руссо осознавал, что политическое равенство граждан нельзя обеспечить, пока сохраняется общественное неравенство. Решение проблемы философ видел в том, чтобы уравнять имущественное положение граждан. Руссо считал, что такой порядок вполне осуществим при сохранении частной собственности мелких размеров, основанной на индивидуальном труде.
Социальная доктрина Руссо, по признанию И. Канта и Г. Гегеля, послужила одним из главных теоретических источников немецкой философии конца XVIII - начала XIX в. Его программа перехода к справедливому обществу путем коренной перестройки государственной власти легла в основу идеологии политического радикализма.
Бюсты Руссо, во время Великой французской революции, наравне с бюстами героев древности, украшали революционные клубы и залы официальных собраний законодательных органов. Прах его был перенесен в Пантеон, отдельные эпизоды его жизни изображались на революционной сцене. Чувствительная фразеология Руссо придала оттенок «сентиментализма» речам революционных ораторов и, в частности, Робеспьера и Сен-Жюста, которые считали себя его идейными учениками.
«Франция чтит его память за то, что он «нес рабам дары свободы… гнал тиранов, королей», за то, что он – «всех мудрых назиданье, друг человечества прямой».7
Список используемой литературы
1 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник Москва, издательство «Инфра-М» 2003г., стр. 24
2 Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. Москва, Издательство «Мысль», 1991г, стр.213.
3 Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. Москва, Издательство «Мысль», 1991г, стр.270.
4 Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. Москва, Издательство «Мысль», 1991г, стр.274
5 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник. 4-е издание. Москва, издательство «Инфра-М» 2003г., стр. 589
6 Лейст Н.И История политических и правовых учений. Хрестоматия. Москва, издательство «Городец». 2000 г., стр. 41
7 Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. Москва, Издательство «Мысль», 1991г, стр.279