Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:29, реферат

Краткое описание

В последние десятилетия мир стал свидетелем впечатляющих изменений. Многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение - экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенный и в то же время более противоречивый термин, чем «политическая система». Понятие «Политическая система общества» получила распространение в ХХ веке. Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя. Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Появление политической системы практически связано с возникновением государства. Государство, согласно Аристотелю, - продукт естественного развития и одновременно - высшая форма общения, включающая все другие формы общения (семья, селение). В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. «Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества». Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Словарь терминов……………………………………………………………4

3. Понятие политической системы……………………………………………5-6

4. Элементы политической системы………………………………………….7

5. Типология политических систем…………………………………………..8-9

6. Государство-основное звено политической системы…………………….10-12

7. Заключение…………………………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

политическая система.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Существуют  и иные типологии политических систем. Так, в зависимости от ориентации на стабильность или перемены они  подразделяются на консервативные, сохраняющие и поддерживающие существующий социальный порядок (СССР), и трансформирующиеся, проводящие социальные преобразования (современная Россия). По характеру взаимодействия со средой политические системы могут быть открытыми (современные западные демократии) или закрытыми (бывшие тоталитарные системы Восточной Европы), а по уровню концентрации или распределения власти - централизованными, где основные рычаги власти сосредоточены в руках центра, и децентрализованными, где значительный объем властных полномочий передан территориальным органам.

 

6. Государство - основное звено политической системы общества

Центральное место в политической системе  общества занимает государство как  единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень "демократичности" политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.

Государство взаимосвязано и взаимодействует  с другими элементами политической системы - партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля.

Выделяя государство как важнейший элемент  политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США, Швеция.

В Конституции  США, например, записано: "Мы, народ  Соединенных Штатов, в целях образования  более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, ... учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки". Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993 г.

Отсылки к народу содержатся и в конституциях Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии. Нередко эти конституционные тексты на практике остаются ничем иным, как декларациями. "Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу" - отмечает М.Н. Марченко.

Примерно  этой же позиции придерживается и  В.В. Путин. Он отметил, "что авторитет  государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения".

Особое  место и роль государства в  политической системе общества определяется тем, что оно сосредоточивает  в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе и в бывшем СССР.

Согласно  Конституции СССР 1977 г. в исключительной собственности государства находились земли, ее недра, а также воды и леса. Советскому государству принадлежали основные средства производства, основной городской и жилищный фонд. По оценкам специалистов это составляло до 95% всех видов собственности. В настоящее время действующее законодательство России имеет тенденцию на отказ от приоритета государственной собственности. В стране проведены приватизация и денационализация. Однако для стабильности государства важным условием является, как показывает опыт многих стран, наличие хорошо развитой государственной формы собственности.

Сравнивая масштабы огосударствления в разных странах, можно отметить, что на долю государственного сектора в экономике  Англии приходится около 53% валового национального  продукта, в национальном доходе Франции - около 48%, в Германии - 47%. Масштабы огосударствления в США и Японии несколько меньше. Тем не менее государственная собственность в этих странах играет значительную роль в качестве материальной базы.

Исключительное  место и роль государства в  политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре правоохранительных и силовых органов (суд, милиция, прокуратура, вооруженные силы, органы государственной безопасности). Кроме того, они не обладают государственно-властными полномочиями.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативные правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.

Государство посредством использования прямых и косвенных методов воздействия на законодательной основе может принимать меры по дозированию информации, распространяемой средствами массовой информации. В каких объемах (в минутах) информируются российские телезрители о деятельности государственных структур и общественных объединений (проправительственных и оппозиционных политических партий), можно узнать из следующей таблицы. Мониторинг был проведен Центром экстремальной журналистики и Союзом журналистов Российской Федерации в конце апреля 2006 г.

Персонаж "Первый  канал" "Россия" НТВ ТВЦ Ren-TV
Президент 35,15 19,04 24,9 30,88 10,49
Администрация президента 1,27 1,76 0,89 1,13 0,35
Правительство 48,03 52,77 51,35 41,76 38,44
ФСБ 0,89 0,56 0,66 0,95 0,45
"Единая  Россия" 7,1 14,2 10,82 16,48 15,85
ЛДПР 0,45 0,51 1,3 0,55 3,22
КПРФ 0,3 3,68 1,77 2,28 1,74
"Родина" 3,29 2,17 4,64 0,77 5,99
Российская  партия жизни 1,34 4,27 1,56 1,48 -
СПС 0,12 - - - 3,56
"Яблоко" - - - - 0,57
СДПР - - - 0,8 0,58
Республиканская партия - - - - 4,1
Народная  партия - - - - 2,03
Независимые депутаты - - - - 2,55
Другие 1,94 0,4 0,71 1,76 8,63

 

7. Заключение

 

Политическая  система общества – широкое социальное явление, охватывающие своим влиянием все стороны общественной жизни. Это самый широкий субъект  политической жизни людей.

Конкретные  пути эволюции политической системы  различны в разные эпохи и в  разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений  постоянен. Такими же инвариантными  являются принципы ее организации, или  принципы политической организации  общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества. В древности, в отдельных регионах, подобные стабильные системы (деспотичного азиатского типа, связанные с так называемым азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушались главным образом в результате нашествий извне и гибели государства. В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества, с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность.

 

Список литературы

 

К. А. Воробьев. Политология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. М.: Академический Проект, 2005.

А. И. Кравченко. Политология. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

М.А. Василик, М. С. Вершинин. Политология: Элементарный курс.М.: Гардарики, 2001.

Д. В. Доленкко. Политология: Учебное пособие. М.: Дело, 2002.

М. Н. Грачев. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999.

К. С. Гаджиев. Политология: Учебник. М., 2001.


Информация о работе Политическая система