Политическая система современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Политическая система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – политология. Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
I. Политическая система как предмет изучения науки политологии……...4
I.1. Предмет политической науки……………………………………………...4
I.2. Место политологии в системе общественных наук………………………9
II. Политическая система общества…………………………………………15
II.1. Понятие, структура и функции политических систем…………………15
II.2. Типология политических систем………………………………………..23
II.3. Политическая стабильность и политический риск……………………….29
III. Политическая система современной России……………………………...41
III.1. Эволюция политической системы современной России…………..…41
III.2. Проблемы политической социализации в современной России……...48
Заключение..................................................................................................................57
Список используемой литературы……………………………………………….60

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 419.00 Кб (Скачать файл)

 

III.2. Проблемы политической социализации в современной России

 

Построение в России гражданского общества невозможно без  формирования либерально-демократической  модели политической культуры гражданина, без выработки у россиян активной жизненной позиции, без осознания ими своей сопричастности к происходящим в стране событиям. Гражданами, однако, не рождаются, ими становятся в результате продолжительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, ценностей, традиций. Учеными разных стран немало сделано по изучению процесса освоения людьми политических ориентаций и образцов поведения, т. е. по изучению процесса политической социализации. Термин "политическая социализация" впервые был введен в 1959 году американским ученым Г. Хайменом и в дальнейшем получил устойчивое распространение в научном лексиконе.

Однако выявились и  определенные расхождения во взглядах и подходах исследователей к анализу  основных механизмов, этапов политико-социализирующего процесса, психологических аспектов вовлечения людей в политическую жизнь и т. д. Большое внимание уделяется исследованию специфики процесса политической социализации в отдельных странах, на разных этапах их социально-политического развития. Результаты этих изысканий могут быть до некоторой степени полезны при изучении проблем и особенностей политической социализации в современной России.

Процесс политической социализации осуществляется двумя основными  путями. Первый путь состоит в передаче новым поколениям сложившихся образцов политического сознания и политического поведения, т.е. в передаче политической культуры старшего поколения молодому. Это означает, что процесс социализации носит отчасти консервативный оттенок, ибо в сознание молодого поколения внедряются те ценности, нормы и образцы поведения, которые уже освоены опытом прошлого. "Самых юных толпами гонят учиться, с тем чтобы они смогли выучить наизусть старые ритуалы, и когда они усваивают многословие старших, их объявляют взрослыми",- саркастически замечал М. Штирнер. В качестве основных агентов политической социализации в данном случае выступают такие социальные институты, как семья, школа, церковь и т. д.

Другой путь политической социализации связан с приобретением  личностью новых, ранее неизвестных  политических знаний, с усвоением нового политического опыта. Это происходит в процессе участия индивида в политической жизни страны, а также под воздействием разных факторов. Оба этих пути политической социализации в реальной жизни тесно переплетаются, взаимодополняют друг друга, обеспечивая стабильность политической системы. В условиях кризисного, переходного состояния общества, при смене типов политической культуры возникают серьезные проблемы сохранения и передачи политического опыта, преемственности политических институтов, норм и ценностей. Именно это и наблюдается сегодня в России. В стране одновременно изменились и политическая, и экономическая системы, возник идеологический вакуум, подверглись глубокой коррозии базовые ценности. Россия существует теперь в новых границах, экономический потенциал ее заметно изменился после распада СССР. Это ложится тяжелым бременем на плечи миллионов россиян. Обнищание значительной части населения, ослабление законности и правопорядка, рост преступности, произвол и коррупция чиновников в значительной степени подрывают уважение граждан к существующим политическим институтам и лидерам. Растет разрыв между гражданами и государством, между разными группами населения, наконец, между поколениями россиян.

В этих сложных условиях возникает ряд вопросов. Что может объединить граждан страны? Как помочь им преодолеть чувство политического бессилия, бессмысленности участия в политической жизни? Как воспитывать у них активную жизненную позицию, чувство гражданского долга? Очевидно, необходимо детально исследовать основные направления формирования политической культуры и на основе полученных знаний разработать действенную систему воспитания гражданских качеств личности. Известно, что воспитание гражданина - основа демократической системы. Соединенные Штаты Америки, например, добились немалых реальных успехов по реализации на практике идей и принципов политической культуры гражданина, успешно воспитывая у американцев чувство гордости за свою страну, готовность служить ее процветанию.

В советской России в  условиях однопартийности действовал жесткий идеологический контроль, осуществлялось однонаправленное политическое образование. Шло формирование авторитарного подданнического сознания, а политическое участие граждан носило в значительной степени ритуальный характер. Утратила ключевое положение в воспитании нового поколения семья. Социализирующие функции были в значительной степени переданы специализированным институтам воспитания и образования (детские дошкольные учреждения, школы, интернаты, пионерские лагеря и т. д.). Но и в этих условиях советские люди проявляли высокие образцы служения Отечеству, патриотизм и самоотверженность, особенно в годы Великой Отечественной войны.

"Воспитание и наставление  начинается с самых первых  лет существования и продолжается  до конца жизни",- писал Платон. То же мы находим и у Ф. Ларошфуко: "Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет". От своих родителей дети получают первые уроки политических знаний и стереотипов поведения, обретают чувство любви к родной земле. "Любовь к родине начинается с семьи",- отмечал английский философ Ф. Бэкон.

В России семья как  социальный институт переживает нелегкие времена. Передача от поколения к  поколению социально-политического опыта, основных норм и ценностей в переходное время протекает особенно болезненно. Среди представителей среднего и старшего поколения преобладают прежние ценностно-политические ориентации, традиционные стереотипы политического мышления и поведения, что неизбежно вступает в противоречие со многими устремлениями и установками подрастающего поколения. Молодежь с присущим ей максимализмом стремится вырваться из-под "власти отца" и в семье, и в обществе. Молодое поколение лучше адаптируется к новым социально-политическим реалиям, и происходит разрыв поколений. Стабильность социально-политического развития страны возможна лишь в сочетании новаций и традиций как взаимосвязанных сторон культуры общества. В противном случае Россия в очередной раз может пережить национальную трагедию.

Чрезвычайно важна для  политической социализации школа. Так, всемирно известный американский поэт У. Уитмен, подчеркивая роль школы в воспитательном процессе, писал:

"А ты, Америка, 
Думаешь ли ты о своем сегодняшнем дне? 
Думаешь ли о будущем - темном иль светлом, добром иль злом? 
Оно в глазах детей, в учителях и в школе".

За последнее десятилетие  формировавшаяся долгие годы система  школьного и внешкольного образования  разрушилась. Мало осталось детских  кружков, студий. Практически бездействуют некогда массовые детские и молодежные организации, занимавшиеся ранее патриотическим воспитанием молодого поколения. Миллионы детей оказались предоставленными сами себе. Образовавшийся вакуум породил безнадзорность и беспризорность детей и подростков, привел к чудовищному росту преступности, к наркомании среди подростков (согласно статистике, и среди детей младшего школьного возраста) и т. д. Все это заставило всерьез задуматься над возникшими проблемами. Кое-где уже восстанавливается деятельность детских и юношеских организаций. Возрождается традиция скаутского движения. Под эгидой МВД и армейских подразделений начали действовать военно-спортивные и военно-патриотические лагеря, в том числе и для трудных подростков. Лидеры детских организаций, учителя, воспитатели в лагерях оказывают немалое влияние на формирование личности ребенка. При этом социализация, осуществляемая в школе, в среде сверстников может существенно отличаться от домашнего воспитания. Как положительный опыт в формировании у подрастающего поколения гражданских качеств следует отметить, что изданы новые учебники по общественным дисциплинам, в школе введен курс "Граждановедение".

Политической наукой уже накоплен немалый опыт по изучению эффективности политической социализации детей. Доказано, что полученные в детстве знания о политике оказывают существенное влияние на будущие воззрения и политическое поведение индивидов, а значит, и на функционирование политической системы общества в целом. Уже в детском возрасте складывается разное личное отношение к политике - либо как к процессу борьбы за господство, в ходе которой приемлемы самые разные методы и средства и возможны уступки в вопросах морали, либо как к законопослушному поведению и легитимной деятельности (возможно и формирование аполитичной личности).

В России всегда большую  роль играла армия. Весьма многогранной и в целом плодотворной была деятельность различных военно-спортивных и военно-патриотических организаций, в которую в той  или иной степени были вовлечены  миллионы людей. Армия обязана играть определенную роль в воспитании чувства гражданственности, патриотизма, преданности своей Родине. При активном участии воинских частей в стране возрождаются военно-исторические клубы. Ряд политиков заявляет о необходимости возрождения системы военно-патриотического воспитания. Реформирование армии, отказ от использования ее при разрешении внутренних конфликтов, обращение к героическому прошлому страны, образам выдающихся отечественных полководцев, многочисленным примерам беспредельного мужества защитников Отечества - все это должно сыграть положительную роль. Важно, чтобы в результате всех преобразований военнослужащие - от солдата до маршала - чувствовали себя полноправными гражданами своей страны, несущими ответственность за ее судьбу.

В настоящее время  восстанавливается в армии институт священников. Православная вера (православие  для нашей страны - вера большинства) не только благословляет воинскую службу, но и обязывает нести ее достойно, учиться хорошо владеть оружием и, если потребуется, надежно защищать Отечество. Православная церковь всегда причисляла воинов, защитивших Родину ценой своей жизни, к сонму мучеников и святых. Такие известные духовные наставники, как Сергий Радонежский, Гермоген, благословляли воинов на ратный подвиг. Известно немало примеров беззаветного мужества, проявленного служителями церкви в суровые годы военных испытаний.

В Московском патриархате  существует Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, ведающий вопросами духовного просвещения и образования в армии. Несколько лет назад начали создавать воинские части для верующих христиан. Это, например, гарнизон инженерно-строительных войск в поселке Арсаки, куда направляют служить студентов Духовных академий, Богословского института и семинарий. Подобным образом комплектуются воинская часть в городе Чехове, часть войск связи в Химках.

Многие препятствия, сдерживавшие долгие годы роль религиозных объединений  в жизни общества, ликвидированы. Церковь получила право диалога с детьми и молодежью. Создано Всероссийское молодежное православное движение Русской Православной Церкви. Отделения этого движения есть в Смоленской и Новгородской епархиях.

Русская Православная Церковь, например, четко определила свое место  в обществе. Церковь отказалась от участия в политике - она стремится подняться над политической борьбой и распрями, сконцентрировать внимание на решении проблем духовно-нравственного возрождения общества. Это встречает живой отклик в умах и сердцах людей.

В настоящее время идет напряженный поиск оптимальной модели взаимоотношения между государством и религиозными объединениями. Не удивительно, что вокруг проекта закона РФ "О свободе совести и религиозных объединениях" летом 1997 года развернулась острая дискуссия. Очевидно, в современных условиях, когда в стране на десятилетия была практически утрачена живая традиция массовой религиозной деятельности, есть необходимость обратиться к мировому опыту. Останавливаться на советской модели взаимоотношения государства и церкви нет необходимости. В большинстве же стран Европы всеми способами стараются поддержать историческое вероисповедание граждан, хорошо понимая зависимость между традиционной религией и государственностью, четко осознавая, что от духовного единства в немалой степени зависит и сила государства. Это, например, такие страны, как Греция, Ирландия, Швеция, Англия, Испания и др.

В США все религиозные  организации отстранены от светской жизни на фоне вероисповедного нейтралитета государства. Но это вовсе не означает отчуждения церкви от общества. Как отмечает американский исследователь Дж. Уилсон, "официальное отделение Церкви от Государства не является фактическим". Более того, в США есть социальное, и даже политическое, партнерство государства и религиозных кругов, прежде всего протестантских. Американское государство рассматривает религию как средство поддержания социального порядка и консенсуса в обществе. Слова "In God We Trust" ("Мы полагаемся на Бога"), появившиеся в 1865 году на американских денежных знаках, стали национальным девизом. Многие политические и религиозные деятели активно проводят мысль, что быть верующим - означает быть хорошим гражданином, а участие в религиозной деятельности является признаком включенности в политическую систему страны. На местном уровне в церковный актив входят в основном представители среднего класса, активно проповедующего основные ценности американского общества и заинтересованного в сохранении его стабильности.

Сегодня в России остро  стоит вопрос о необходимости  выработки действенной формы солидарности граждан страны независимо от их происхождения и положения. Многонациональный характер Российского государства сложился исторически. В этой связи представляется важной и перспективной трактовка российской надэтнической общности как согражданства и разработка национально-государственной доктрины. Она призвана объединить граждан страны и определить основные ориентиры общественного развития. Однако ряд общественных деятелей и ученых выступает против самой идеи создания национально-государственной доктрины.

Изучение опыта других стран показывает, что там также  сталкивались с аналогичными проблемами и небезуспешно их решали. Представляет интерес трактовка американскими  исследователями понятия "гражданская  религия" (civil religion). По словам Дж. Уилсона, "гражданская религия" рождается в гуще народной жизни и проявляется в приверженности ценностям и идеям, отражающим в повседневной жизни верность национальной цели, морали и традициям общества. По сути дела, "гражданская религия" - это своего рода интерпретация различных верований в свете политического опыта.

Россия переживает сейчас процесс смены национально-государственной  символики, возрождения старых традиций и церемоний. Умелое использование  политической символики придает  эмоциональный накал восприятию политических знаний, постижению исторических свершений, пробуждает в гражданах чувство гордости за свое Отечество.

Информация о работе Политическая система современного общества