Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:16, контрольная работа
Приступая к описанию теорий, концепций, жизненных периодов известного немецкого философа Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его творчества. Канта принято называть основоположником немецкой классической философии. Действительно, почти все виды классического и современного философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии
Введение…………………………………….……..……3 стр.
1 Теория познания И. Канта………………………..….4 стр.
2 Этическая концепция И. Канта………………….…16 стр.
3 Проблема справедливой власти……………….…..18стр.
Заключение…………………………………………....24 стр.
Список использованной литературы………………...28 стр.
Естествознание, по мнению Канта,
осуществляет соединение живого созерцания
с рассудочной деятельностью, пронизывающей
опытное знание. Получается, что
природа реальна только в «эмпирическом
смысле», как мир явлений –
феноменов. Понятие же «ноумен» –
это то, что «не есть объект нашего
чувственного созерцания», а есть «умопостигаемый
предмет». Это понятие введено
Кантом, чтобы подчеркнуть
Третья часть учения Канта
о познавательных способностях человека
о разуме и антиномиях. Именно исследование
способностей разума и позволяет
дать ответ на вопрос, как возможна
метафизика (философия). Предметом метафизики,
как и предметом разума, является
Бог, свобода и бессмертие души. К
ним обращаются соответственно теология,
космология, психология. Однако при
попытке дать научное содержательное
знание о Боге, душе, свободе разум
впадает в противоречия. Эти противоречия
отличны по своей логической структуре,
а особенно по содержанию, от обычных
противоречий: возникает «двусторонняя
видимость», т. е. не одно иллюзорное утверждение,
а два противоположных
Тезис Антитезис
I антиномия.
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.
Мир не имеет начала во времении границ в пространстве, он бесконечен во времени и впространстве.
II антиномия
Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых людей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого.
Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого.
III антиномия
Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность (причинность через свободу)
Нет никакой свободы, все совершается в мире по законам природы
Противоречия эти для Канта неразрешимы. Однако Кант опровергает все существующие «теоретические» доказательства бытия Бога: его существование можно доказать лишь опытом. Хотя в существование Бога надо верить, так как этой веры требует «практический разум», т. е. наше нравственное сознание.
Учение Канта об антиномиях
сыграло громадную роль в истории
диалектики. Этим учением перед философской
мыслью было поставлено множество философских
проблем и прежде всего проблема
противоречия. Встал вопрос об уяснении
противоречивого единства конечного
и бесконечного, простого и сложного,
необходимости и свободы, случайности
и необходимости. Антиномии послужили
сильным импульсом для
Обстоятельную разработку кантовская теория получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности»(1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792).
Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» Согласно канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей – ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.
Нравственный долг Кант формулирует
в форме нравственного закона,
или нравственного
В кантовском учении о нравственности следует различать «максимы» и «закон». Первые означают субъективные принципы воли данного единичного лица, а закон – это выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности. Поэтому такой закон Кант называет императивом, т. е. правилом, которое характеризуется долженствованием, выражающим обязательность поступка. Кант подразделяет императивы на гипотетические, исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и категорические, которые обязательны при всех условиях. Что касается нравственности, то в ней должен быть только один категорический императив, как высший ее закон.
Кант считал необходимым подробно исследовать всю совокупность нравственных обязанностей человека. На первое место он ставит долг человека заботится о сохранении своей жизни и соответственно здоровья. К порокам он относит самоубийство, пьянство, обжорство. Далее он называет добродетели правдивости, честности, искренности, добросовестности, собственного достоинства, которым противопоставлял пороки лжи и раболепия.
Важнейшее значение Кант придавал совести как «нравственного судилища». Двумя главными обязанностями людей в отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как боговоление, определяя «как удовольствие от счастья других». Участливость он понимал как сострадание другим людям в их несчастьях и как разделение их радостей.
Кант осуждал все пороки, в которых выражается человеконенавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Главной добродетелью он считал человеколюбие.
Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение: оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.
Кант был убежден, что
неизбежная конфликтность
Нельзя не отметить и такую ныне актуальную проблему, которая рассматривается в социальной философии И. Канта как проблема первенства морали по отношению к политике. Кант выступает против таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй.
Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти».
2 Этическая концепция И. Канта.
Среди трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы — вопросы теоретического разума — от вопроса практического разума: что я должен делать?
Изучение этики Канта
продолжает развиваться с 20-х годов.
Существует много разнообразных
оценок этики Канта. С точки зрения
метафизики, наиболее ценными являются
идеи Канта о свободе и об автономии
этики. Современные исследования кантовской
этики являются попыткой дать новые
способы ее переосмысления и новые
подходы реконструкции
Учение о нравственности
находится в центре всей системе
Канта. Канту удалось обозначить,
если и не объяснить полностью, целый
ряд специфических черт морали. Нравственность
не есть психология человека как такового,
она не сводится ни к каким-то присущим
всем людям элементарным стремлениям,
чувствам, влечениям, побуждениям, ни к
каким-то особенным уникальным переживаниям,
эмоциям, побуждениям, отличным от всех
остальных психических
3 Проблема справедливой власти
"Самая трудная" из
его проблем, которая,
"Трудность, которую, - согласно его автору, - ясно показывает уже сама идея этой задачи, состоит и следующем: человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он, как разумное существо, желает иметь закон, который определил бы границы свободы всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает, где это ему нужно, делать для самого себя исключение". Оказывается, автоматизма гражданского общества как целого, столь благотворно сказывающегося на общем культурно-нравственном прогрессе человеческого рода, все-таки недостаточно для того, чтобы уберечь людей, взятых в отдельности, от агрессии со стороны сограждан, склонных к нарушению в отношении других тех же самых законов, на которые они готовы опереться в интересах своей собственной безопасности.
Потому-то человек и "нуждается
в господине", который сломил бы
его собственную волю и заставил
бы его подчиняться "общепризнанной
воле", обеспечивающей свободу каждого.
Но человек может найти для
себя такого господина лишь в пределах
все того же человеческого рода.
А это будет опять-таки человек
со всеми его животными
Суть проблемы сводится к тому, что "верховный глава сам должен быть справедливом" и в то же самое время быть человеком, т.е. существом нуждающимся в ком-то, кто заставлял бы его идти по пути справедливости. Человек может лишь приближаться к нему, никогда его не достигая. "Только приближение к этой идее вверила нам природа", - пишет Кант, имея в виду идею абсолютно справедливого "верховного главы" государства, который был бы "в то же время человеком". И тут же делает примечание, согласно которому, быть может, где-то у "наших соседей во вселенной "каждый индивид в течение своей жизни полностью достигает своего назначения", однако "у нас не так". На земле "только род может на это надеяться", но не индивид.
Как уже отмечалось, Кант говорит о "всеобщем", т.е. общечеловеческом - гражданском обществе, которое должно охватит все население земли, весь живущий на ней человеческий род. Дело в том, что согласно седьмому основоположению рассматриваемого кантовского трактата, "проблема создании, совершенного гражданского устройства за висит от проблемы установления законосообразных внешних отношеншений между государствами и без решения этой последней не может быть решена". Иначе говоря, совершенное гражданское общества возможно лишь как всемирное, где внешние отношения между отдельными государствами построены на тех же самых принципах, что внутренние отношения гражданского общества, конституированного виде обособленного, государственного образования.