Политическая элита в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:21, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «элита» происходит от латинского «eligere» (отбирать) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется в виду властвующая часть общества, правящий слой. Если суммировать различные точки зрения, то можно констатировать, что данным понятием обозначается социальная общность, представленная людьми, имеющими высокое положение в обществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в политической и иных сферах деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

1 вопрос.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

В процессе осуществления  рыночных реформ и становления демократического общества российская элита взяла  курс на проведение глубоких экономических преобразований, достижение политической стабильности, обеспечение порядка и безопасности, построение правового государства, формирование гражданского общества, повышение уровня доходов населения, развитие среднего класса, укрепление обороноспособности страны.

В период демократических  преобразований в России в 1990-е гг. существенно изменился состав высшего руководства страны, правительства, парламентской и региональной элиты. Эти изменения коснулись ряда социальных параметров - возраста, образования и др.

По возрасту. Элита в России «помолодела» на 10-15 лет. Выборы в Государственную Думу в 1993 г. показали, что средний возраст депутатов составляет 46 лет; членов правительства - 52 года. При Президенте РФ В.В. Путине в 2002 г. средний возраст элиты составил 51,5 года.

По образованию. Хотя российская элита всегда была одной из самых образованных в обществе, все же резкий скачок образовательного уровня элиты произошел в период президентства Б.Н. Ельцина. Лица с высшим образованием в правительстве и высшем руководстве составили 100%. В составе элиты резко возросла доля лиц с учеными степенями. Например, команда первого Президента РФ Б.Н. Ельцина на две трети состояла из докторов наук. В правительстве 68% его состава имели ученую степень, в парламенте  - 35%.

Таким образом, в 1990-е  гг. в России власть стала более  образованной. При этом в составе российской элиты наблюдалось снижение доли технократов и значительно повысилась доля гуманитариев, особенно экономистов и юристов (24,5% состава элиты).

По данным исследований российской элиты, проводимым сектором изучения элиты Института социологии РАН, при Президенте РФ В.В. Путине в 2002 г. доля лиц с высшим образованием во властвующей элите страны составила 100%; доля лиц, имеющих ученую степень - 21%; доля лиц, получивших экономическое и юридическое образование, - 25,7%.

В любом обществе, переживающем трансформацию и глубокие структурные преобразования, в составе элиты встречаются и случайные люди, «временщики». Каким образом должны решаться вопросы сменяемости и обновления состава государственных служащих в случае их неспособности оперативно решать острейшие социально-экономические вопросы или в случае сокращения чиновничьего аппарата в ходе административной реформы?

В развитых странах, например в США, в случае неизбрания президента на новый срок вся его бывшая команда, федеральные служащие (а это около 100 тыс. человек) покидают Вашингтон, уезжая в родные штаты, уступая место новой команде.

На поле высокой  политики селекция кадров для политической элиты страны осуществляется через политические партии, выступающие механизмом подготовки и продвижения лидеров во властные структуры. Кроме того, подготовка профессиональных кадров для чиновничьего аппарата в Германии и Японии, например, длится 7-8 лет.

Среди факторов, способствующих эффективности функционирования властных структур, следует выделить следующие:

  • регулярная сменяемость руководящего состава государственного аппарата;
  • конкурсный характер отбора претендентов на руководящие должности;
  • обеспечение демократического контроля со стороны гражданского общества за деятельностью чиновников;
  • регулярная отчетность выборных лиц перед избирателями и т.д.

Для России, вставшей на путь демократических преобразований, проблема формирования демократической политической элиты стоит особенно остро. В целях успешного социально-экономического развития весьма актуальной является задача подбора высокоответственных работников госаппарата, обладающих всеми необходимыми профессиональными знаниями и демократическими убеждениями. Процессы модернизации требуют пополнения и притока в состав правящей элиты энергичных, прагматичных новаторов, способных эффективно и квалифицированно управлять общественными процессами, налаживать связь с организациями гражданского общества.

Каким же образом  можно укомплектовать государственные структуры действительно достойными и талантливыми кадрами? Главным принципом при подборе кадров в руководящие звенья госаппарата должны быть компетентность и профессионализм, а не только лояльность и личная преданность. Высококвалифицированных специалистов необходимо готовить. Механизм подготовки и отбора кадров на высшие руководящие должности должен совершенствоваться по линии последовательной реализации принципов научности, демократичности и эффективности.

Наряду с  хорошим базовым образованием важно, чтобы государственные служащие не были бы лишены таких важнейших качеств, как служение Родине, отстаивание общенациональных интересов. Важно, чтобы вузы выпускали не просто узких специалистов, а планетарно мыслящую политическую элиту с высоким уровнем гражданской и политической культуры; «либерал-государственников», сочетающих либерально-демократические и патриотические ценности.

После распада  СССР и в период осуществления  радикальных реформой 1990-е гг. в России в политической сфере происходили негативные процессы, среди которых: дестабилизация политических институтов, ослабление роли государства; деструкция политической сети управления; разрушение управленческих связей; минимизация контрольных функций государства; разрыв горизонтальных и вертикальных хозяйственных связей.

Важно отметить, что в период 2000 - 2005 гг. состоялась существенная упорядоченность в государственном механизме, начато проведение административной реформы. Политическая система становится более моноцентричной и упорядоченной. Наблюдаются процессы усиления власти центра, восстановления управленческой «вертикали» власти, оптимизации федерального механизма управления, усиления государственного контроля над регионами, становления властной «вертикали» в управлении регионами.

Итогом этих реформ явилось восстановление субординации элитных групп: усиление федеральных элит по отношению к региональным. Кроме того, усиление центра и контроля над территориями снизило опасность их неуправляемости и неподчинения региональных элит центральной власти.




Информация о работе Политическая элита в современной России