Политическая элита (понятие политической элиты, особенности её формирования; политическая элита современной России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Политическая история на протяжении столетий продемонстрировала зарождение и упадок многих идеологических доктрин. Религиозные и национальные идеологии, анархизм и тьер-мондиализм, экологизм и христианско-демократическая идеология направляли мощные политические движения, то завоевывая какую-то часть политического пространства, то отходя на вторые позиции. Мы кратко остановимся на характеристике лишь тех идейных конструкций, которые в последние полтора-два столетия играют наиболее заметные роли на политической арене.

Содержание

1. Основные идеологические течения (либерализм и неолиберализм; консерватизм и неоконсерватизм; анархизм; социализм и социал-демократия; фашизм).
1.1 Либерализм и неолиберализм
1.2. Консерватизм и неоконсерватизм
1.3. Социал-демократия
1.4. Фашизм
2. Политическая элита (понятие политической элиты, особенности её формирования; политическая элита современной России).
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политология 10 вариант.docx

— 36.56 Кб (Скачать файл)

   Сегодня в политологии  сложилось двоякое понимание  фашизма. Одни ученые понимают  под ним конкретные разновидности  политических идеологий, сформировавшихся  в Италии, Германии и Испании  в 20-30-х гг. XX столетия и служивших  популистским средством выхода  этих стран из послевоенного  кризиса. Родоначальником фашизма  был лидер левого крыла итальянских  социалистов в те годы Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на  элитарных идеях Платона, Гегеля  и на концепции “органистского  государства” (оправдывающей агрессивные  действия властей во имя блага  преданного ему населения), проповедовала  крайний национализм, “безграничную волю” государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

      Конкретно-исторические  трактовки фашизма позволяют  увидеть его политические очертания  помимо названных государств  также во франкистской Испании, Японии 30-40-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943-1955), Греции конца 60-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили. Его наиболее характерные черты зримо проявляются в таких идейных разновидностях этой человеконенавистнической идеологии, как неонацизм (базирующийся на принципах расовой чистоты и идеале сверхчеловека); национал-либерализм (сохраняющий те же идеи расистской богоизбранности и этнического гегемонизма, но более терпимо относящийся к индивидуализму и ряду других буржуазных ценностей) и неофашизм (в котором отсутствуют представления об этническом мессианстве, но вместе с тем отрицается и философия индивидуализма; главное значение придается здесь идеям “почвы”, народа, патриотизма, лежащие в основе “естественного государства” с “беспощадным правительством”).

      Такая картина  эволюции фашизма дает возможность  более четко видеть угрозы, которые  исходят от него особенно в  переходных обществах. В них предпосылки  фашизма непосредственно определяются  отсутствием законов, направленных  на борьбу с политическим радикализмом  и экстремизмом (особенно в националистической  форме), отсутствием целенаправленной, поддерживаемой государством пропаганды  против крайних форм политического  участия, благожелательным отношением  к историческим фактам сотрудничества  с преступными режимами или  политическими деятелями, распространением  мессионерских идей и концепций.

   С другой точки  зрения фашизм интерпретируется  как идеология, не имеющая определенного  идейного содержания и формирующаяся  там и тогда, где и когда в идейных и практических устремлениях политических сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчас заслоняет задачи захвата и использования власти. Политическая линия такого движения неразрывно связана с утопическими идеями превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества, агрессивностью политических требований, чертами национального милитаризма, апелляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам. Политическое оформление подобных идеологических учений и доктрин сопровождается отвержением демократии как системы власти, полным приоритетом национального кодекса нравственности над общечеловеческими ценностями, безудержной демагогией в формировании общественного мнения, насаждением культа вождя. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизационного типа, ориентированные на реализацию мифических идей и целей и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.

      Понимая  фашизм таким образом, общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, авторы которых стремятся закрепить чье-либо социальное, национальное, политическое, идеологическое и т.п. превосходство в ущерб другим гражданам и не желающие останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. Акцептация таких черт фашизма несколько драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако она позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.

 

2. Политическая элита (понятие  политической элиты, особенности  её формирования; политическая элита  современной России).

Понятие «элита» происходит от латинского «eligere» (отбирать) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, подразумевающих властвующая часть общества, правящий слой. Если обобщить различные точки зрения, то можно констатировать, что элита - социальная общность, представленная людьми, имеющими высокое положение в обществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в политической и иных сферах деятельности. Критерием определения сущности элиты является способность и возможность элитарного субъекта принимать и реализовывать общезначимые политические решения. Еще философы Древней Греции считали, что править обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правлению государством, считая демократию наихудшей формой правления. Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наиболее развита разумная часть души. Аристотель по этому поводу писал: «Тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю, затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью». Тем самым Аристотель сформулировал общую характеристику правящей элиты.

   В политологии  принято делить элиту на две  составные части: «властвующую элиту»  и «политическую элиту». Причем  особо подчеркивается, что понятия  «властвующая элита» и «политическая  элита» соотносятся как целое  и часть. Властвующая элита включает  в себя различные группы, непосредственно  или опосредованно участвующие  во властных процессах в различных сферах жизнедеятельности общества (политическая, экономическая, военная, идеологическая и другие виды элит).

   Следовательно, политическая  элита - это лишь часть властвующей  элиты, которая характеризуется  следующими чертами: небольшая, достаточно  самостоятельная социальная группа; высокий социальный статус; значительный  объем государственной и информационной  власти; непосредственное участие  в осуществлении власти; организаторские  способности и талант.

   Желая подчеркнуть  главные характеристики политической  элиты, ее часто отождествляют  с «политическим руководством», «управляющими структурами», «центрами  принятия решений», «центральными  звеньями политической системы».

   Появление и существование  политической элиты обусловлено  следующими факторами:

   - психологическими  и социальными особенностями  людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать  в политике;

   - законом разделения  труда, который требует профессионального  занятия управлением, определенной  специализации;

   - высокой социальной  значимостью управленческого труда  и его соответствующим стимулированием;

   - широкими возможностями  использования управленческой деятельности  для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с  распределением ценностей);

   - практической невозможностью  осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

   - политической пассивностью  широких масс населения, главные  интересы которых обычно лежат  вне политики.

   Зависимость динамики  развития общества от эффективности  политических решений, которые принимает  элита, требует тщательного отбора  граждан для выполнения властно-управленческих  функций. В западных странах политика  давно превратилась в профессию, поэтому процессу элитообразования здесь уделяется серьезное внимание.

   В связи с этим  в различных странах сложились  присущие только им концепции  рекрутирования элиты. Политология выделяет две наиболее характерные сегодня системы: антрепренерская (предпринимательская) и система гильдии. Конечно, выделение их достаточно условно, поскольку на практике используются их различные сочетания.

   Антрепренерская (предпринимательская) система элитообра- зования ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. Отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров. Предполагается конкуренция между кандидатами на руководящие посты, в ходе которой каждый кандидат должен надеяться на собственную изобретательность, остроумие, активность. На второй план отходят профессиональная компетентность, качество образования и т.п. Данная система хорошо приспособлена к требованиям времени и момента. Существенным недостатком является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект.

   Система гильдии  предполагает медленное продвижение  кандидата вверх по ступеням  власти. Это связано с множеством  формальных требований к соискателю  на руководящий пост: уровень  образования, партийный стаж, опыт работы с людьми и т.д. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп или партии. Система рекрутирования закрытая, ориентированная на узкий круг руководящих работников. Она очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И, тем не менее, данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты.

   Особую разновидность  системы гильдии представляет  номенклатурная система. Первоначально  она сложилась в СССР, а затем  получила распространение в других  социалистических странах. Её главная  особенность заключается в том, что назначение руководителей  практически любого уровня осуществлялось  только с согласия соответствующих  партийных органов. Кандидат последовательно  продвигался по служебной лестнице, поднимался со ступеньки на  ступеньку. При такой системе  были исключены конфликты внутри  элиты, обеспечивалась преемственность  политического курса. Вместе с  тем эта система культивировала  угодничество кандидата руководству, показной активизм и т.д. Поэтому со временем закрытый характер номенклатурной системы обусловил деградацию политической элиты. Современная элита делится на четыре группы: правящую, высшую, среднюю и административную. Правящая элита - это те, кто непосредственно обладает государственной властью. Высшую элиту составляют те, кто непосредственно участвует или оказывает существенное влияние на процесс принятия решений. Их не так много, это 100-200 человек, занимающих стратегические посты в правительстве, крупных политических партиях, группах давления, сюда же входят законодатели. Принадлежность к средней элите определяется по трем показателям - уровню доходов, профессиональному статусу, образованию. Средняя элита составляет 5 % взрослого населения (главы исполнительной власти в субъектах федерации, лидеры политических партий). К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления. В административную элиту входят и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных симпатий.

   Структура и социальная  представительность политической  элиты непостоянны. Изменения, происходящие  в обществе под влиянием его  прогресса, оказывают большое влияние  на состав элиты. В подготовке  политической элиты огромная  роль принадлежит партиям, которые  выдвигают из своей среды политических  лидеров, способных отстаивать интересы  тех или иных социальных групп. Роль правящей элиты, как составной  части политической элиты, наглядно  демонстрируют ее функции, которые  зависят от особенностей самой  элиты:

   - стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);

   - организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);

   - коммуникативная (эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях);

   - интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

   Таким образом, политическая  элита - не простая сумма лиц, силой  случая оказавшихся наделенными  властью, а социальная группа, которая  формируется в результате «естественного  отбора» и представляет собой  слой людей, который создается  из личностей, обладающих определенными  способностями, профессиональными  знаниями, навыками, умениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Василенко И. А. Политология: учебник для вузов / И. А. Василенко -М.: Юрайт: Высшее образование,2010-398 с.
  2. Кравченко А. И. Основы социологии и политологии: учебник / А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова- М.: Проспект , 2008 -349 с.
  3. Мухаев Р. Т. Политология: учебник / Р. Т. Мухаев -М.: Проспект , 2010 -640 с.
  4. Политология: учебник для вузов / [А. С. Гречин и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко- М.: ЮНИТИ , 2010 -591 с.
  5. Политология: учебно-метод.пособие/сост.Н.В.Коновалова, А.В.Буханцова.-Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011.-80с.

 


Информация о работе Политическая элита (понятие политической элиты, особенности её формирования; политическая элита современной России)