Политические взгляды социалистов - утопистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:15, реферат

Краткое описание

Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.
Целью данной работы является на основании исторических материалов изложить основные идеи выдающихся мыслителей утопического социализма. для достижения вышеизложенной цели, необходимо выполнить ряд задач.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 . Общее представление о социалистах- утопистах…………..4
1.1 Основные черты раннего утопического социализма………………….……….4
1.2 Утопический социализм в России………………………………………………5
ГЛАВА 2 Основные политические идеи социалистов-утопистов…..…7
2.1 Политическая концепция К. Уолца……………………………………….……10
2.2 Теория политического суверенитета Ж. Бодена………………………………13
2.3 Политический дискурс В.В. Розанова в социально-политической мысли…..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 44.19 Кб (Скачать файл)

   Работы французского политического теоретика заняли достойное место в ряду выдающихся произведений о политике. Они оказали влияние на развитие политической мысли Европы. В произведении «Шесть книг о Республике» («Six livres de la Republique») Боден говорит вовсе не о республиканской форме правления, как может показаться из названия. Боден употребил слово «Republique» в том смысле, в каком оно использовалось в древнем Риме. Дословно римское «Res publica» означает «общественное дело» или «государство». Атрибутами государства, с точки зрения Ж. Бодена, является сильная власть, способная сплотить в единое целое всех членов общества.

   Боден утверждает, что суверенитет является абсолютной и постоянной властью, трактуемой римлянами как величие (достоинство)… означающее высшую власть повелевать. Здесь автор восходит к средневековому латинскому слову superanus, производному от класического латинского superus «наивысший, превосходный» Государство, не обладающее суверенитетом, не в силах связать, объединить людей, так как все законы, исходящие из ведомств этого государства, не являются обязательными для граждан. Под суверенитетом Боден понимает абсолютную власть в лице государства, которая выражается в издании законов без согласия подданных. Такое понимание суверенитета вполне соответствовало духу эпохи.

 

   В последней трети XVI столетия Франция стала ареной кровопролитной войны католиков и протестантов, последствия которой ставили под угрозу само существование государства. В попытках сохранить государство выдвигались различные проекты государственного устройства, способного сплотить население. Радикальные варианты решения проблемы Никколо Макиавелли и Томаса Мора не могли быть осуществлены в реальной жизни. Ж. Бодену удалось найти «золотую середину», которая могла стать идеологией государства, способного защищать свои интересы, стоящие выше религиозных и политических распрей. Объективными границами абсолютизма, по убеждению Бодена, являются этические нормы, законы природы и божественные законы, непререкаемые даже для монарха. В его лице верховная власть должна следовать этим ограничениям, в противном же случае, монархия становится тиранией.

 

 

Политический дискурс  В.В. Розанова в социально-политической мысли

 

   Так сложилось, что на протяжении XX века русская культура и представления о ней складывались «вне Розанова». Наша литература и философская мысль стали много беднее без этого мыслителя, преданного долгому забвению и только начавшего издаваться у нас, наряду с такими мыслителями как П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев, Вл. Соловьев, К. Леонтьев, А. Хомяков.

   В.В. Розанов вошел в русскую жизнь как один из самых противоречивых и антиномичных людей своего времени. Всю жизнь он колебался между противоположными, даже взаимоисключающими точками зрения на интересующие его проблемы: христианская религия, иудаизм и еврейский вопрос, проблемы семьи и пола, судьба русских и России. На страницах его произведений мы встречаем множество различных, часто парадоксальных суждений по актуальным проблемам общественной и политической жизни.

   Однако именно политическое наследие мыслителя в настоящее время остается далеко не полностью разработанным. В отличие от философских вопросов понимания или метафизического отношения писателя к вопросам семьи и пола, политические идеи В.В. Розанова не получили серьезного исследовательского анализа и систематизации.

   И не смотря на то, что в последнее время интерес к фигуре В.В. Розанова заметно возрос (публикуются и переиздаются его произведения, проводилась конференция, посвященная анализу его философского наследия, и т.д.), однако, как политический мыслитель он практически не рассматривается. Вместе с тем совершенно не определено место В.В. Розанова именно в системе политических наук, а именно его значение для истории политических идей России.

   Поэтому изучая творчество В.В. Розанова, представленное совокупностью публицистических, литературно-критических, религиозных и других работ, мы делаем акцент на рассмотрении политических идей мыслителя, его оценки тех или иных политических феноменов, мировоззренческих установках и отношении к современным ему политическим реалиям.

   Целью нашей работы является характеристика В.В. Розанова как политического мыслителя с точки зрения определения его места и роли в истории политических идей России конца XIX – первой четверти XX вв.

   В нашем исследовании мы доказываем следующие положения:

– политические идеи В.В. Розанова составляют органическое целое с  его философской и общемировоззренческой  позицией, и во многом их специфичность  обусловлена глубоко религиозным восприятием мира автором;

– не смотря на то, что В.В. Розанов является религиозным мыслителем, в его творчестве можно выделить самобытные политические идеи: суждения о государстве, революции, причинах и истоках терроризма, отношения  к таким идейно-политическим феноменам  как монархия, демократия, либерализм, социализм;

– специфический характер политического наследия мыслителя  обусловлен не только личностным, биографическим фактором (о чем писали многие исследователи  его творчества), но и в большой  степени идейно-теоретическим и  культурно-историческим контекстом развития России XIX–XX вв.;

– значение В.В. Розанова для истории политической мысли России в целом было недооценено, и отношение к нему исследователей было и остается неоднозначным до сих пор. Однако, на наш взгляд, политическое творчество писателя представляет собой нетривиальную трактовку привычных понятий и позволяет шире взглянуть на предметное поле истории политической мысли вообще.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Таким образом, утопический социализм – это этап развития учения об обществе, основанном на общности имуществ, обязательном для всех труде и равном распределении благ. Социальная структура российского общества в основном была представлена крестьянством. Именно его интересы представляли видные представителями русского утопического социализма, в лице Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского.

   Утопический социализм в России в целом нашел свое выражение в так называемом русском общинном социализме Герцена, в основе которого находилось идеалистическое положение о том, что крестьянская община с ее традиционными формами владения землей и самоуправления является носителем социалистических отношений в социально-экономической жизни России, при этом необходимым условием является уничтожение крепостнических отношений и самодержавия.

   Оценивать утопии не следует с точки зрения правильности (или ложности) содержащихся в них идей. Их познавательная и историческая значимость в другом - они есть характеристика общественной мысли с точки зрения достигнутого ею уровня критического осознания существующего положения вещей и способности противопоставить ему социальный идеал, призванный «разбудить» массы, дать им «точку социальной опоры», которой они уже не находят в окружающей их реальности.

В целом, даже с учетом ошибочности  многих выводов и неудач, социалисты-утописты сыграли выдающуюся роль в развитии общественной деятельности.

   В заключение, следует отметить неоспоримый вклад Уолца в развитие теории международных отношений и политической науки. Он заложил основные постулаты неореализма, теории, которая действительно актуальна для анализа международных отношений в наше время, ведь проблема угроз для общества и государства до сих пор не разрешена.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.В.А.Мельник.Минск,«Вышэйшая школа», 1996. 478 стр. 
2.Политология, Л. В. Сморгунов, В. А. Семенов. С.-П., 1996. 205 стр. 
3.Политология,Г.А.Белов.М.,«ЧеРо»,1997.302стр. 
4.Основы политологии, Д. П. Зеркин. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997


Информация о работе Политические взгляды социалистов - утопистов