Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:28, реферат
Конфуций (VI-V вв. до н. э.) жил в период напряженной политической борьбы между китайскими царствами и беспорядками внутри самих этих царств. Поэтому вопросы о политической стабильности, методах управления государством и достижения последним богатства и могущества были одними из самых острых вопросов того времени.
Введение………………………………………………………………………………………………………3
1. Этико-политическое учения Конфуция……………………………………………………4
2. Основы учения Конфуция о государстве…………………………………………………6
Заключение…………………………………………………………………………………………………10
Список литературы…………………
Политические идеи Конфуция
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Этико-политическое
учения Конфуция………………………………………
2. Основы
учения Конфуция о государстве…
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
“Лунь юй”
(“Беседы и высказывания”) - является
единственным произведением китайской
классической литературы, которое более
или менее непосредственно
Конфуций (VI-V
вв. до н. э.) жил в период напряженной
политической борьбы между китайскими
царствами и беспорядками внутри
самих этих царств. Поэтому вопросы
о политической стабильности, методах
управления государством и достижения
последним богатства и
Этико-политическое учение Конфуция
Согласно Конфуцию, все отношения в обществе должны строго регулироваться определенными нормами, призванными обеспечить неукоснительное подчинение младших старшим и подданных государю. В связи с этим человек в своем поведении должен всегда руководствоваться сложным комплексом различных этических принципов.
Этико-политическое учение Конфуция получило свое отражение в “Лунь юй”, который, таким образом, является важнейшим источником наших знаний о конфуцианстве. “Лунь юй” сыграл огромную роль в жизни Китая, это была одна из первых книг, которую наизусть выучивал в школе китаец и которой он затем руководствовался в течение всей своей жизни.
Cогласно
разработанной Конфуцием схеме,
Значение
пи (правил) весьма объектно; оно включает
в себя: жэнь - человеколюбие, и прежде
всего, любовь к родственникам и
сородичам; сао - сыновнюю почтительность
к родителям и предкам, уважение
к старшим и подчиненость им; честность
и искренность; постоянное стремление
к внутреннему
Конфуций выдвинул требование об “исправлении имен” (чжэн мин) как важнейший политический принцип. Когда циский Цзингун спросил у Конфуция об управлении, Конфуций ответил: “Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном”
Конфуций ставил перед собой двоякую цель:
1. упорядочить
отношения родства среди самой
родовой знати, упорядочить ее
взаимные отношения, сплотить
родовую аристократию перед
2. обосновать
идеологически
Пройдут века, и бюрократия превратит понятие уступчивость и вежливость, в неотъемлемую часть правил. Правда, вежливость уже будет трактоваться по-иному и сведется лишь к слепому следованию сложившимся церемониям и впоследствии на западе получит наименование китайских церемоний.
Многие принципы поведения, взаимоотношений между людьми и даже отношение к порученным делам, т.е. то, что составляло сущность пи (правил), вырабатывались Конфуцием с учетом некоторых традиционных норм поведения, существовавших в общинах, где представители старшего поколения пользовались непререкаемым авторитетом. Но нормы морали, интерпретированные Конфуцием, не совпадали целиком с нормами обычного права и включали в себя ряд новых моментов. Представление о почитании старшего поколения, бытовавшее в общинах, было вынесено Конфуцием за рамки мелких социальных ячеек и инкорпорировано не только в общество, но и в структуру государственной модели. Согласно схеме Конфуция, правитель возвышался лишь на несколько ступенек над главой семьи. Это должно было оказать реальное воздействие на общинников, ибо Учитель как бы вводил правителя в круг их обычных представлений, подчеркивая, что государство - та же семья, только большая. Такая трактовка легко воспринималась современниками, поскольку в то время для мышления многих китайцев было характерно представление о государстве как о большой семьи. Поскольку правила также заключали в себе много традиционного и привычного, то они должны были легко заучиваться. Изучающих и запоминающий правила должен был как бы незаметно воспринять и заложенную в них идею
естественного перехода возрастной градации в социальную - деление между пожилыми и молодыми, старшими и младшими, высшими и низшими.
Идея покорности
сверху донизу - одна из основных идей
этики конфуцианства. Сюда относятся
покорность и почитание родителей
(сяо), подчинение младших братьев
старшему брату и уважение младшими
братьями старшего брата (ди), подчинение
подданных своему правителю. Все
это нашло отражение в понятии
“преданность” (чжун). Чтобы сгладить
недовольство низов господством
наследственной аристократии, Конфуций
предлагал господствующему
Основы учения Конфуция о государстве
Во взглядах
Конфуция на устройство государства
правила выполняли функцию
Обычное право,
на котором держалась жизнь общин,
и парождающееся
Конфуций настаивал на том, чтобы правители укрепили свое господство, строго соблюдали древние обряды: “Если в верхах соблюдается ритуал, народом легко управлять”.
Во времена
Конфуция, когда большинство населения
входило в общины с их органами
самоуправления, сила личного примера
продолжала играть немалую роль. Взоры
людей были обращены прежде всего
на руководителей общины, глав больших
семей. Поскольку им приходилось
вершить суд в общинах, то они
сами обязаны были следить за выполнением
норм обычного права, и не только наблюдать,
но являть собой образец их выполнения.
В каждой общине нормы обычного права
обладали всеобщьностью. Конфуций заимствовал
эту идею всеобщности и
Согласно
учению Конфуция, идеальные правила
существовали только в древности, поэтому
только тогда в Поднебесной царили
порядок и культура. Идеализация
древности, использование древности
в качестве самого весомого аргумента
в политических спорах и теоритических
построениях стали
можно назвать певцом древности, но и ориентировал свою модель государства как бы в прошлое. Идеальное прошлое должно было, по замыслам Конфуция, играть роль идеального будущего. Поэтому все лучшее, что было связано с пи, - это лишь отражение тех пи, которые уже были в древности.
У Конфуция нет четкой и подробной схемы организации управления; этим занялись впоследствии легисты. Но он выдвинул и разработал ряд принципиально новых идей, ставших фундаментом всей дальнейшей китайской государственности, особенно императорского периода. Именно Конфуцию принадлежит честь создания образа китайского бюрократа.
В своих
суждениях о государстве
Здесь прежде всего следует обратить внимание на то, что Конфуций не мыслит цзюнь цзы в отрыве от государственной службы, административной деятельности. Цзюнь цзы здесь не отшельник, а активная личность, занимающая вполне определенное положение в обществе и государстве. Цзюнь цзы, как правило, должен выступать в функции первого советника, т.е. премьер-министра или самого правителя. Об этом свидетельствуют Пути, согласно которым должна
протекать его деятельность и где он обязан проявить свои личные качества. Из четырех сфер деятельности три самым непосредственным образом связаны с управлением. Каким же всетаки должен быть цзюнь цзы и как следует вести себя сановнику, если он мечтает получить сей высокий титул? Конфуций начинает с самого соискателя - он должен не зазноваться, не заискивать, а держаться всегда с достоинством, уважать самого себя как личность. Это - главное, поэтому из всех четырех проявлений Дао, сфер поведения, на первое место Конфуций ставит ци син (его собственное
поведение). Если человек не обладает чувством собственного достоинства, не борется за него, не может его отстоять, если человек не уважает самого себя, то у него нет надежд стать цзюнь цзы, ибо уже не государственная личность.
Вторая сфера деятельности претендента на звание цзюнь цзы - его служба у сильных мира сего. Как уже надлежит исполнять здесь свой долг, чтобы и на этом Пути заслужить звание цзнь цзы? Диапазон трактовки второго качества цзюнь цзы весьма широк, если в первом случае мы имеем дело лишь с раболепным исполнением чужой воли, то во втором - перед нами предстает образ активного администратора, способного и на самостоятельные решения.
Из трех
управленческих сфер деятельности цзюнь
цзы две связаны с его
И последнее, четвертое проявление Дао - использование народа, т.е. путем каких методов использует сановник народ на государственных повинностях (трудовых, воинских), какую налоговую политику он проводит, как вершит суд. Во всех этих делах, в этой сфере контактов с народом он должен всегда исходить из принципа л (справедливости).