Политические идеи эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:15, лекция

Краткое описание

Освобождение политической мысли из рамок философии и теологии начинается в эпохуВозрождения (Ренессанса) – периодвкультурном и идейном развитии стран Западной и ЦентральнойЕвропы, охватывающей в Италии XIV - XVI ст., а в других странах - конец XV - XVI ст. Основное содержание этой эпохи - разложение феодализма и формирование новых буржуазных отношений, что сопровождается освобождением от религиозных представлений и формированием светского мировоззрения. Основа идеологии Возрождения - гуманизм, антропоцентризм: человек - центр Вселенной, богоравный по своим творческим способностям

Вложенные файлы: 1 файл

Политические идеи эпохи Возрождения.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

И Августин, и Аквинат стремились обосновать верховенство церкви над светской властью. Особенно резко противопоставлял церковь  и государство Августин. Своим  утверждением о том, что «град  земной», т. е. государственность связана с царством дьявола, он положил начало многим средневековым ересям. Но в то же время, он обсуждал идею обновления «града земного» в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и человека.

 

Созданной системе идеологического обоснования могущества церкви была суждена долгая жизнь. Названный по имени Фомы Аквинского томизм (Фома по латыни - Тома) стал официальной философией католицизма. С окончанием средневекового периода религиозная концепция политики перестает быть господствующей. Христианство преобразило западную традицию в интеллектуальном и социальном смыслах. Но ему не удалось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии.

 

       В христианском  политическом учении государство  рассматривается как некая часть  универсального порядка, правителем  которого является Бог. Цель  государства - сохранение порядка  и гражданского мира. Согласно  Аквинату власть имеет божественный  характер, но оттеняя человеческий аспект в приобретении и пользовании властью, он утверждает, что как приобретение, так и пользование властью могут оказаться противными божественной воле. Идеальной формой правления Аквинат, вслед за Аристотелем и Цицероном считал смешанную из трех «чистых» форм, при которой монарх олицетворяет единство, аристократия -- преобладание надлежащих заслуг, а подданные (народ), также вовлекаемые в дела управления, служат гарантией социального мира и согласия, власть монарха, по мнению Aквината, должна быть ограничена законами. Кроме того, он упоминает о "воле народа", с которой необходимо считаться. Поскольку власть по своей сущности всегда остается божественной, Аквинат считал смертным грехом возмущение и выступление против власти государства. Но в случае невыносимой тирании считал правомерным даже тираноубийство.

 

Кризис феодализма  и зарождение  в его недрах буржуазных общественных  отношений   вызвали  рост  активности   в социально-политической жизни, в  искусстве, науке, в том числе  и в политической мысли.  Этот период  времени в истории человеческого общества получил название Эпохи Возрождения.

 

1.3 Ереси.

 

Ответом на всевластие и произвол церкви и феодалов в этот период истории явились еретические  взгляды и движения, которые в  религиозной форме были революционной оппозицией существующему строю. Первым крупным еретическим движением, была ересь «богомилов», возникшая в X в. в Болгарии. «Богомилы» утверждали, что феодальная собственность и крепостное право созданы «дьяволом», «злой силой», стремились к возрождению демократических традиций раннехристианских общин. Последователями богомилов были еретические учения вальденсов, катаров, альбигойцев.

 С новой силой еретические  движения вспыхнули в конце  XIV в. Их важнейшими этапами  были: восстание Уота Тайлера в Англии в 1381г., выступление Яна Гуса и движение таборитов в Чехии вначале XV в. И хотя еретики повсеместно потерпели поражение, тем не менее, их учения оказали значительное влияние на политическую мысль более поздних времен.

 

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Возрождение и Реформация как антифеодальные, раннее буржуазные течения, подрывающие  устои старого средневекового мира. Кризис римско-католической церкви. Формирование гуманистической культуры, искусства, мировоззрения. Влияние духовного наследия Античности. Утверждение самоценности личности. Использование "Священного писания" для обоснования новых требований и ценностей.

 

Соотношение светской и духовной власти и идея народного суверенитета у  французских юристов и У.Оккама. Учение о всемирной "светской монархии" Данте: разделение духовной и светской власти, идеи всеобщего мира и человечества. Марсилий Падуанский: государство как совершенное сообщество; законодательствующий народ и принцип верховенства естественного закона. Джон Уиклиф и Ян Гус: человек – правомерный "держатель своего"; принцип достоверности внутренних свидетельств веры и отрицание авторитета клира и его особого статуса. Н.Кузанский и Л.Валла: критика правомочности "Константинова дара" как основоположения теории папской власти.

 

Ведущие мыслители этого периода: Н. Макиавелли, Мартин Лютер, Томас Мор,  Томазо Компанелла,   Жан  Боден,  Т. Гоббе, Г. Гроций,  Дж. Локк,  Б. Спиноза.

 

Особенности и характерные черты  этого периода:

 

·       развитие гуманистических  начал в политической теории;

 

·       освобождение политической мысли от теологии;

 

·       анализ проблемы прав и свобод человека;

 

·       анализ закона и  государства, демократического устройство общественной жизни.

2.1 Политические учения  Николо Макиавелли

 

Крупнейшим представителем, основателем  политической мысли Эпохи Возрождения  с полным правом можно назвать  итальянского мыслителя, государственного деятеля, писателя и историка Никколо  Макиавелли (1469-1527 гг.). Происходил он из древней, но обедневшей  патрицианской семьи. В период Республики Макиавелли активно занимался политической деятельностью, в течение 14 лет бессменно занимал место секретаря Совета десяти, выполнял важные дипломатические поручения. После политического переворота, который вернул власть семье Медичи, Макиавелли был заподозрен в участии в антиправительственном заговоре,  отстранён от дел и затем выслан в свое поместье  (близ Флоренции),  где  написал   большую  часть своих произведений.

 

Основные теоретические труды -  ”Государь“, ”Рассуждения о первой декаде Тита Ливия“, ”Искусство войны“ - написаны им после падения Флорентийской республики, когда Макиавелли был отстранён от политической деятельности. Макиавелли первый стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой существуют    ”естественные причины“ и ”полезные правила“, позволяющие ”учитывать свои возможности“, чтобы ”предвидеть заранее“ ход событий и принять необходимые меры. По Макиавелли, высшее правило политики и главная её проблема -  найти тот образ действия, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Вот почему политика не сводится к простому усвоению общих предписаний, ”тут нельзя говорить отвлечённо, ибо всё меняется в зависимости от обстоятельств“. Людям свойственно действовать по природной склонности своего характера и темперамента; один достигает цели ”осторожностью и терпением“, другой -”натиском и внезапностью“, но оба неизменно терпят крах, когда условия требуют изменения манеры поведения, а человек остаётся при прежнем способе действия, ранее приносившем успех.

 

Подготовка политического деятеля  требует не только изучения истории, прежде всего античности (Макиавелли был человек эпохи Ренессанса, боготворившим античную культуру), но и знания современной жизни, постоянного наблюдения и размышления по поводу событий и действующих лиц на  ”авансцене“ истории.

 

Макиавелли ни одну из форм правления (монархия, аристократия, демократия) не считал совершенной и пригодной  во всех обстоятельствах.

 

Размышляя над действиями государственных  деятелей, Макиавелли выдвинул тезис  о том, что политик должен соединять  в себе черты льва и лисицы: лисицы - чтобы избежать расставленных капканов; льва - чтобы сокрушить противника в открытом бою.

 

Макиавелли не был сторонником  принципиального аморализма в политике, он считал, что в чрезвычайных обстоятельствах, когда ”народ развращён“, нужны  и чрезвычайные меры.  ”Государь“ - только  один  из факторов  политической   ситуации,   в  которую  входят  ещё  ”народ“,  ”знать“ и  ”войско“.

 

Главным условием политического успеха Макиавелли считает ”доблесть“, а  не низость души.

 

Движущими силами политики, по Макиавелли, являются фортуна и личная энергия  индивида (под фортуной он понимал  объективную историческую необходимость).

 

Итальянский мыслитель выдвигает  тезис ”цель оправдывает средства“. Он писал, что, как показывает опыт, грандиозные дела творили те князья, которые не считались с обещаниями, а действовали хитростью и  обманом. Приверженцев этого тезиса в литературе часто называют сторонниками ”макиавеллистской политики“, ”макиавеллизма“. В то же время Макиавелли осуждал тех, кто насилием разрушает, а не исправляет.

 

Полагая, что стремление к завоеванию - естественное состояние людей, государств, Макиавелли под политикой понимал, прежде всего, политику силы. Главной опорой политики государства он считал хорошие законы и сильное войско. Выступая за создание постоянной армии, строящейся на основе воинской  повинности,  он осуждал наёмничество.  В своих  сочинениях  Макиавелли  отдаёт  приоритет политическому руководству над военным. Он доказывал, что государь должен лично возглавлять войско в походах и сражениях.

 

Макиавелли строил классификацию  войн на учёте реальных общественных отношений, освобождая её от религиозных наслоений. Макиавелли, например, выделял один из видов войн, которые возбуждаются честолюбием государей и республик, стремящихся укрепить и расширить своё владычество. В ходе этих войн причиняется существенный ущерб государству, но жители не изгоняются из своего края. Другим видом войн он считал те, которые связаны с выселением целого народа из страны. Главная цель таких войн - не покорить страну, а овладеть ею, изгнать или истребить её жителей.

 

Заслугой Макиавелли явилось также  исследование военной организации, её устройства. В трактате ”О военном искусстве“ им разработаны принципы  военного  искусства,  способы военных действий,  требования  к военачальникам.

 

В период становления буржуазных общественных отношений появляется целая плеяда выдающихся мыслителей (XVII - первая треть XIX вв.).

2.2 Политические учения  Томаса Гоббса

 

Среди них необходимо выделить Томаса Гоббса (1588-1679 гг.), английского философа, представителя механистического материализма. Он родился в семье священника; окончив Оксфордский университет (1608), поступил гувернёром в аристократическую семью герцога Девонширского, с которой был связан до конца жизни. С 1640 г. Гоббс находился в эмиграции во Франции; вернулся на родину в 1651 г. после упрочения диктатуры Кромвеля, политику которого пытался идеологически обосновать. Философско-политические взгляды Гоббса сведены в его книге ”Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского“ (1651 г).

 

Мир, по Гоббсу, есть совокупность вещественных субстанций – тел. Среди них он выделяет естественные и искусственные тела. Таким искусственным телом является государство. Человек занимает промежуточное положение между естественными и искусственными телами: он является естественным телом, но, в качестве гражданина, участвует в создании искусственного тела - государства. В естественном (догосударственном) состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Равная способность к вожделению и захвату одних и тех же вещей ведёт к непрестанной борьбе. Поэтому естественное состояние - это война ”всех против всех“. Здесь действует естественное право, которое Гоббс трактует как свободу делать всё для самосохранения, в том числе и посягать на чужую жизнь. Но естественное право совершенно не обеспечивает превосходства и никому не даёт гарантии безопасности. Это может сделать, по Гоббсу, только государство, которое устанавливает и контролирует выполнение свода естественных законов (позволяющих для установления всеобщего мира разумно пойти на взаимное ограничение прав всех людей). По мысли Т. Гоббса,  государство возникло на основе общественного договора, и было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате общественного договора на государя (или государственные органы) были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа, полагал Гоббс, - высший закон государства. Гоббс всячески превозносил роль государства, признаваемого им абсолютным сувереном. Возвеличение Гоббсом  мощного государства было одной из первых теорий буржуазной диктатуры, основную задачу которой мыслитель усматривал в прекращении гражданской войны.

 

Возникающее государство (демократическое, аристократическое или монархическое) таким образом, ценно само по себе. Гоббс из всех типов государственного устройства отдаёт предпочтение монархии, которая, по его мнению, обеспечивает непрерывность волеизъявления суверена, внутреннее единство воли в государстве и её единство с исполнительными органами.

2.3 Политические учения  Джона Локка

 

Другим представителем этого периода  является  Джон Локк (1632-1704 гг.), английский философ-просветитель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Дж. Локк родился в пуританской семье мелкого землевладельца, окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем преподавал. В 1668 г. избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 г. домашним врачом,  а затем секретарём лорда Эшли (видного общественного деятеля времен Реставрации), Локк приобщается к активной политической жизни.

 

 Политическая теория Локка,  изложенная в ”Двух трактатах  о государственном правлении“, направлена  против патриархального абсолютизма  и рассматривает социально-политический  процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления.

 

Основной целью правительства  является защита естественного права  граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения  естественных прав, равенства и свободы люди соглашаются учредить государство. Но кто бы ни обладал конкретной властью в государстве, ему вменяется в обязанность управлять согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов.

 

В отличие от абсолютистской теории государства Гоббса, правительству,  согласно Локку, передаётся только некоторая часть ”естественных прав“ (отправление правосудия, внешних сношений и т.п.) ради эффективной защиты всех остальных  - свободы слова, веры и, прежде всего, собственности.

 

Каждый человек передаёт государству  и правительству часть своих  прав. Отношение человека к государству  и правительству определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, охраняющим эту собственность. Народ остаётся безусловным сувереном. Несоблюдение правительством правил ”общественного договора“ (главным образом неприкосновенности собственности, гарантирующей индивидуальную свободу) делает его незаконным и даёт право подданным на сопротивление. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса.

 

Локк формулирует идею правового  государства, утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам. По его мнению, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную)  и ”федеративной“ (внешних сношений), причём само правительство также должно неукоснительно подчиняться закону.

Информация о работе Политические идеи эпохи Возрождения