Политические институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:00, реферат

Краткое описание

Вопрос об общественной необходимости политических институтов был поставлен еще много веков тому назад когда люди, живущие вместе, на одной территории, и в силу самой человеческой природе склонные к спорам, обнаружили, что для бесконфликтного, бескровного разрешения противоречий между ними нужны какие-то всеми принятые установления, те или иные формы общественного распорядка, поскольку они в их коллективных интересах. Так возникли политические институты.

Содержание

Введение
1. Политические институты как субъекты политических отношений
2. Формальные политические институты и их функции
3. Неформальные политические институты (группы давления, клиентелы, кланы, сети) и их роль в политике
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 28.83 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное            учреждение высшего профессионального образования

«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ФГБОУ ВПО «СГГА»)

 

Кафедра правовых и социальных наук

 

 

 

 

Реферат

«Политические институты»

 

 

 

Выполнила:

Ст.гр. ГК-42

Имеева Е.Д.

                                                                                             Проверил:

Колоткин М.Н.

 

 

 

г. Новосибирск, 2014 г.

Содержание

Введение

1. Политические институты  как субъекты политических отношений

2. Формальные политические  институты и их функции

3. Неформальные политические институты (группы давления, клиентелы, кланы, сети) и их роль в политике

Заключение

Список литературы

 

Введение

Институт политический - совокупность ролей и функций, а так же структур, призванных обеспечивать реализацию интересов социальных групп, индивидов.

Многие явления в жизни общества по-научному можно назвать институтами, т.о., эта категория рассматривается в целом ряде дисциплин.

Вопрос об общественной необходимости политических институтов был поставлен еще много веков тому назад когда люди, живущие вместе, на одной территории, и в силу самой человеческой природе склонные к спорам, обнаружили, что для бесконфликтного, бескровного разрешения противоречий между ними нужны какие-то всеми принятые установления, те или иные формы общественного распорядка, поскольку они в их коллективных интересах. Так возникли политические институты.

Тема данной контрольной работы является актуальной, так как многомерный анализ политических институтов - одно из ведущих направлений современной политологии. Целью работы является изучение политических институтов и их роли в политике.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач. Во-первых, рассмотреть политические институты как субъекты политических отношений. Во-вторых, дать понятие формальным политическим институтам, проанализировать их функции. И, в-третьих, рассмотреть виды неформальных политических институтов и их роль в политике.

 

1. Политические  институты как субъекты политических  отношений

Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.

Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики:

- их смысл заключается  в установлении связи бытия  социальных субъектов (социальных  групп, личностей) с проблемами и  интересами, свойственными всей  социальной целостности. Государство  выступает инструментом поддержания  и регуляции этой связи;

- возникая при активном  участии сознания, политические  отношения существуют не в  головах людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях  между социальными группами, государством, партиями;

- деятельный, активный характер  политических отношений позволяет  людям с их помощью влиять  на многие внешние и внутренние  параметры своего существования. Например, такое воздействие можно  оказать на экономическую жизнь  общества через установление  приоритетов экономического развития;

- их специфическим инструментом  оказывается власть, принуждение, авторитетное  влияние, использование силы организации, в качестве которой могут выступать  и партии, и союзы, и государства, движения, институты, возникающие в  результате объединения воли  и действий людей на основе  определенных принципов.

Политический институт - устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе.

Устойчивость политического института достигается за счёт:

- норм, регламентирующих  характер взаимодействия;

- санкций, препятствующих  отклонению от нормативных моделей  поведения;

- опривычивания людьми сложившегося институционального порядка.

Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политический институт объективными, самовоспроизводящимися социальными образованьями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своём поведении на предписываемые модели поведения, на определённые нормы и правила. Вместе с тем политический институт существуют только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий. В современном обществе существуют следующие политические институты: институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм, законов и представительства интересов различных социальных групп в государстве; институты исполнительной власти, регулирующие систему взаимодействий, складывающихся м.органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны; институт государственной службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе; институт главы государства, обеспечивающий устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан; институты судопроизводства, регламентирующие отношения по поводу споров и конфликтов. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, делают взаимодействия людей достаточно определёнными, устойчивыми.

Термин "политика" имеет много значений, но основные из них следующие: 1) целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений (policy); 2) характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований (politics). Так в языке фиксируется наличие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений; и институционального, указывающего на стуктурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. Институтом и называется отношение, организованное на основе определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками:

1) они служат важнейшим  средством определения и выражения  интересов социальных групп, действующих  в обществе;

2) они связаны с реализацией  авторитетных решений, с деятельностью  аппарата власти;

3) направлены на преодоление  противоречий внутри субъекта  политической деятельности.

Существует неразрывное единство политических институтов и политической деятельности: политическое действие "опредмечивается" в институциональном образовании (в соответствующем учреждении, юридической регламентации и т.д.), и, наоборот, институциональное образование постепенно "распредмечивается" в политическом действии ( становится его объектом, средством, критерием, целью).

Существует множество сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются субъектами политики, другие - выступают а качестве ее объектов, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты. движения, но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

Следует иметь в виду, что в политике, как и в любой иной сфере социальных отношений, нет постоянного закрепления атрибутов субъекта или объекта за определенным неизменным носителем - все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта ( когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство выступает объектом политики, когда на него направлено воздействие тех или иных политических сил, например в целях его реформирования, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта политики, например в предвыборной борьбе, и может служить объектом, когда к ней применяются меры государственных репрессий, регулирования деятельности и т.д.

При стремлении к максимальному сужению круга субъектов политических отношений, в конечном счете при доведении их количества до единицы возникает тоталитарная модель построения политических отношений; а при признании естественности множественности интересов и способов их выражения в политике - плюралистическая модель.

 

2. Формальные политические  институты и их функции

Формальные институты представляют собой универсальные правила поведения в стандартных ситуациях, т. е. правовые нормы. Эти универсальные нормы распространяются на всех акторов.

Возможные формы политических институтов

Можно выделить две модели формирования государственных институтов власти. Согласно первой модели, для отстаивания всеобщих интересов любому сообществу нужны четыре типа институтов, чтобы регулировать общие интересы, - институты законодательной власти. Для воплощения в жизнь принятых решений - институты исполнительной власти. Для разрешения возникающих конфликтов и интерпретации правил - институты судебной власти. Для применения негативных санкций по отношению к нарушителям норм - институты принуждения. Вторая модель исходит из доминирования одной социальной группы в обществе (элиты, олигархии, правящего класса, клана и т. д.). Для утверждения своего господства эта правящая группировка создает четыре типа институтов. Законодательные институты - для обеспечения легитимности над подданными, исполнительные - для реализации принятых решений, судебные - для разрешения конфликтов между властвующими и подвластными, институты принуждения - для репрессивного подавления тех, кто оказывает власти сопротивление.

И в той и в другой модели институты оказываются теми же самыми. Однако политические системы будут различаться как количеством институтов, так и их композицией (институциональным дизайном). Таким образом, разнообразие институциональных разновидностей политических систем (варианты сочетаний разнообразных политических институтов) может значительно превышать количество реальных случаев.

Представленные на схеме институты носят в основном формальный характер. Это преимущественно формы политической деятельности, способы организации, законы, определяющие формальные структуры политической системы и механизмы осуществления власти. Функционирование этих институтов основывается как на убежденности в их необходимости и правомочности (легитимности), так и на угрозе применения и самом применении формальных или неформальных санкций. Противопоставление партийных систем: двухпартийная - многопартийная; избирательных систем: мажоритарная - пропорциональная; форм центральной власти: президентская - парламентская носит самый общий характер. На самом деле могут существовать промежуточные формы политических институтов (например, система двух с половиной партий). Таким образом, количество возможных формальных политических институтов может быть гораздо большим, чем на приведенной схеме.

 

3. Неформальные  политические институты (группы  давления, клиентелы, кланы, сети) и  их роль в политике

Неформальные институты - это своего рода неформальные правила, которые регулируют отношения заинтересованных акторов. Такого рода институты формируются в результате взаимодействия «лицом к лицу».

Понятие «группы давления» пришло из американской политологии. В отличие от политических партий, они не преследуют цель осуществления власти. ограничиваются лишь оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению, оставаясь при этом все же вне ее.

Группы интересов - это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.

Отдельные индивидуумы и группы предъявляют различные требования лицам, принимающим политические решения. Этот процесс называется артикуляцией интересов. Следующей функцией групп интересов является агрегация интересов, то есть согласование посредством дискуссий множества частных требований и установление между ними определенной иерархии. Третья функция - интеграция, то есть приближение интересов, которые различные группировки представляют вовне, к мнениям их рядовых членов. Наконец, четвертая функция групп интересов - это информирование органов, принимающих политические и административные решения.

Группы интересов удовлетворяют следующие общественные потребности: политический институт клан клиентела

1. Передают настроения  и требования определенных общественных  слоев правительству.

2. Влияют на законодательный  процесс, разрабатывают законопроекты  и представляют их на рассмотрение  правительств.

Информация о работе Политические институты