Политические и правовые учения в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

Можно выделить следующие периоды развития Древней Греции: крито-микенский (XIII – XII вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII –VI вв. до н. э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (конец IV – I вв. до н. э.). Основой хозяйственной жизни в крито-микенский период было дворцовое хозяйство. Дворцы возникали на рубеже III – II тыс. до н. э., одновременно в разных районах острова Крит.

Вложенные файлы: 1 файл

Политические и правовые учения в Древней Греции.docx

— 28.31 Кб (Скачать файл)

     Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное  общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что  наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.

     Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет  естественно-правовое положение Сократа  о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало.

     Дальнейшее  развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано  с именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял попытку  всесторонней разработки науки о  политике. Политика как наука у  него тесно связана с этикой. Научное  понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики.

     Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты  в качестве добродетелей изучаются  и в этике. Этика предстаёт  как начало политики, введение к  ней.

     Аристотель  различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием  уравнивающей справедливости является “арифметическое равенство”, сферой применения этого принципа - область  гражданского - правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).

     Основным  итогом этических исследований, существенным для политики, является положение  о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными  людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.

     Государство, по Аристотелю, - продукт естественного  развития. В этом отношении оно  подобно таким естественно возникшим  первичным общениям, как семья  и селение. Но государство - высшая форма  общения, обнимающая собою все остальные  общения. В политическом общении  все другие формы общения достигают  своей цели и завершения. Человек  по своей природе существо политическое, и в государстве завершается  развитие этой политической природы  человека. 
 
 
 

     Период  эллинизма

     Кризис  древнегреческой государственности  отчётливо проявился в учениях  о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а  затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.

     Политико-правовая мысль этого периода нашла  своё выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

     По  своим философским воззрениям Эпикур был продолжателем атомистического  учения Демокрита. Природа, по его мнению, развивается по своим собственным  законам, без участия богов.

     Этика - связующее звено между его  физическими и политико-правовыми  представлениями. Этика Эпикура  носит индивидуалистический характер. Свобода человека - это его ответственность  за разумный выбор своего образа жизни.

     Главная цель государственной власти и основания  политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими  взаимного страха, непричинения ими  друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой  жизни и удалении от толпы. Исходя из этого, государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.

     Основателем стоицизма был Зенон. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно “разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании”. Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого ”естественного закона”, который имеет в то же время божественный характер и смысл.

     В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение  людей друг к другу, их природная  связь между собой. государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.

     Отталкиваясь  от универсального характера естественного  закона стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.

     Учение  стоиков оказало сильное влияние  на взгляды Полибия - греческого историка и политического деятеля. Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

     Историю возникновения государственности  и последующей смены государственных  форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “закону  природы”. Всего имеется шесть  основных форм государства, которые  в порядке их естественного возникновения  и смены занимают следующее место  в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

     Обычаи  и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчёркивал  взаимосвязь и соответствие между  добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством  их государственной жизни. 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Мы  видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители  были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому  можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и  о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     1. Бурханов Р.А. Политические учения  античности.: Учебно-методическое пособие. - Нижневартовск: издательство Нижневартовского педагогического института, 1995.

     2. Нерсесянц В.С. Политические учения  Древней Греции. М.: Наука, 1979.

     3. История политических и правовых  учений. Учебник под ред. В.С.Нерсесянца. М. : Инфра-М, 1996. 
 
 

Информация о работе Политические и правовые учения в Древней Греции