Политические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы рассмотреть структуру и сущность политических конфликтов, их типы и, что не мало важно, провести анализ политических реалий современной России.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Политические конфликты: сущность, структура и основные особенности. Типы политических конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Политические конфликты интересов и ценностей в современной России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3. Практический вопрос. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Вложенные файлы: 1 файл

политические конфликты.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)




РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Политология»

 

на тему «Политические конфликты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Политические конфликты: сущность, структура и основные особенности. Типы политических конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . 4
  2. Политические конфликты интересов и ценностей в современной России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
  3. Практический вопрос. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конфликт - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Однако в период построения социалистического государства изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины). Из всех сфер общества самой насыщенной различными видами конфликтов является политическая сфера, в которой развертываются многообразные властные отношения, представляющие собой отношения господства и подчинения.

Проблема политического  конфликта – наверное, одна из самых  актуальных проблем современного политического  пространства. Сейчас также остро  стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами - в общем и о способах их регулирования - в частности.

Цель данной контрольной работы рассмотреть  структуру и сущность политических конфликтов, их типы и, что не мало важно, провести анализ политических реалий современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политические  конфликты: сущность, структура и

основные особенности. Типы политических конфликтов

 

Проблема политического  конфликта стара, как мир. Древние  философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие  философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. Важное значение для исследования конфликтов имели учения Гегеля, К. Маркса, М. Дюверже, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга. Анализируя работы этих и других ученых можно придти к выводу, что одного более четкого, отражающего все стороны и признаки этого многогранного явления, определения нет. Единое, что присуще всем трудам, это указание на наличие более стойкого противоборства, ситуации напряженности, столкновения сторон, идей, сил. Следует отметить, или скорее добавить, что политическому конфликту, в отличие от экономического, социального, этнического, религиозного и др., присуще вынесение этого противоборства на уровень властных отношений, т.е. на более высокий социально–политический уровень.

Итак, политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное  противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

Понятие политического  конфликта обозначает борьбу одних  субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми. [4, с. 214]

В качестве объекта  политических конфликтов выступает  специфический социальный ресурс — государственная власть, а также политический статус социальных групп (степень приближенности или удаленности от рычагов власти, способность оказывать влияние на принятие обязательных для всего общества решений) и политические ценности (патриотизм, гражданственность, права и свободы и пр.).

Субъектами  политических конфликтов обычно признают либо социальные группы, либо представляющие их политические институты. Но кого считать  реальным, а кого — номинальным  субъектом политического конфликта? Безусловно, за действиями политических институтов (правительства, парламента, судебных инстанций) стоят интересы социальных групп. Но политические решения, в том числе и так называемые “судьбоносные”, принимают все-таки политические учреждения, пользующиеся в своих действиях известной независимостью от поддерживающих их социальных групп.

Источник и  основа политического конфликта  – противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством, включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов.

В качестве основной, универсальной причины конфликта  можно назвать несовместимость  претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.

Причинами конфликтов также являются:

- вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).

- нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.

- следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольств большинства народа и способствовать возникновению конфликта.

- несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

- различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных

групп, партий.

- зависть.

- ненависть.

- расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается  по следующей схеме:

1.     накопление противоречий и формирование  отношений сторон;

2.     нарастание и эскалация подготовки;

3.     собственно конфликт;

4.     разрешение конфликта.

Первая стадия характеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием  потенциальных союзников, скрытым  накоплением сил. На этой стадии - в  случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта.

Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной  поляризации сторон. Все более  обостряются противоречия. Стороны  перестают воспринимать аргументы  друг друга. Идет активная эскалация  силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.

Третья стадия - самый острый, самый драматичный  этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического  конфликта в военный.

Четвертая стадия - завершение конфликта.

Специфика объекта  и субъектов политических конфликтов придает им ряд характерных особенностей, отличающих этот вид межгрупповых конфликтов от всех других:

1) Преимущественно  открытый характер, большая проявленность столкновения интересов. Политика — это сфера разрешенной обществом борьбы, способ ослабить социальное напряжение разрядкой эмоций в политическом состязании. Отсюда — склонность к внешним эффектам, известная театральность политической жизни;

2) Непременная публичность. Эта характеристика означает, во-первых, что сейчас политика профессионализировалась и осуществляется особой группой лиц, не совпадающей с массой народа. А, во-вторых, это значит, что любой конфликт в этой по-настоящему профессиональной среде предполагает апелляцию к массам (непрофессионалам), активную мобилизацию их на поддержку той или иной стороны;

3) Повышенная  частота. Конфликтов в политической  сфере сегодня много больше, чем  в остальных. Главным образом  потому, что многие конфликты неполитической сферы жизни людей (которую принято называть гражданским обществом), не находя своего мирного разрешения, переливаются в сферу политическую, то есть требуют для урегулирования государственного вмешательства. Так, любой трудовой конфликт в принципе является делом двух договаривающихся сторон и может быть разрешен их полюбовным соглашением. Но если такого соглашения достичь не удается, острота конфликта нарастает, и каждая из сторон начинает апеллировать к государственным инстанциям, пытаясь использовать их возможности себе на благо;

4) Всеобщая значимость. Каким бы частным или локальным  ни был политический конфликт, но завершается он принятием  решения на государственном уровне, а оно обязательно для всех  членов общества. Таким образом,  чуть ли не любой политический конфликт поневоле затрагивает каждого из нас;

5) “Господство  – подчинение” как осевой  принцип. Поскольку политические  конфликты разворачиваются в  социальном пространстве, где доминирующей  осью является вертикаль государственной  власти, их главной целью неизбежно становится установление политического господства оказавшейся сильнее стороны. Отсюда — острота политических конфликтов, их частые “срывы” в крайние формы — путчи, мятежи, восстания;

6) Возможность  использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликта. Из всех видов власти в обществе только государственная обладает правом легального применения силы. Поскольку государство как политический институт является непременным участником практически всех политических конфликтов, всегда существует большой соблазн в качестве последнего аргумента использовать силу, причем на совершенно законных основаниях. Это делает политические конфликты потенциально более опасными и разрушительными по своим последствиям. [2, с. 153]

Различают три основных типа политических конфликтов (табл. 1).

Таблица 1.

Тип конфликта

Описание

  1. Конфликты интересов
  1. Преобладают в экономически развитых, стабильных государствах. Протекают в форме борьбы вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д. Наиболее легко поддается урегулированию, т.к. всегда можно найти компромиссное решение
  1. Конфликты ценностей

2. Характерны  для развивающихся государств  с неустойчивым государственным  строем. Требуют значительных усилий  для урегулирования, т.к. компромисс по поводу «свободы», «равенства», «терпимости» труднодостижим, или даже вообще не возможен

3. Конфликты  идентификации

3. Характерны  для общества, в котором субъект  отождествляет себя с определенной  группой (этнической, религиозной  и т.д.), а не с обществом (государством) в целом. Возникает в этнически разнородных обществах.


 

В зависимости  от состава участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты – государство и их коалиции), государственным (субъекты – ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты – региональные политические силы), местным.

В современных условиях, когда политические конфликты в большей своей части индивидуализируются, а массы чаще всего остаются в стороне в роли безучастных или более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное взаимодействие развертывается преимущественно по “горизонтали”, где противостоят друг другу различные ветви власти или различные политические партии и группировки.

Сказанное о  вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных противостояний дает основание для вывода о разделении политических конфликтов на два основных вида:

-  “вертикальный” конфликт между существующей в данной социальной системе властью и общественно-политическими силами, интересы которых не только не представлены в структуре властных органов, но и игнорируются, а в некоторых случаях и подавляются;

-  “горизонтальный” конфликт внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий и их распределения между группировками властвующей элиты. [2, с. 160]

Особый интерес  представляют межцивилизационные конфликты. Здесь необходимо обратиться к статье американского исследователя-аналитика, социального философа и политолога С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Сэмюэль Хантингтон рассматривает цивилизацию как наивысшее культурное образование, объединяющее людей и обеспечивающее им определенную степень культурной самобытности. В этом смысле цивилизация определяется как общими объективными элементами, такими, как язык, история, религия, обычаи, общественные институты, так и субъективной самоидентификацией людей. Цивилизационная идентичность, по мнению автора, будет играть все более важную роль в будущем, и в дальнейшем мир будет формироваться в значительной степени под влиянием взаимодействия нескольких главных цивилизаций и одновременно углубления различий между ними. Наиболее значительные по своим последствиям конфликты будущего произойдут на своего рода культурных границах, разделяющих эти цивилизации. При этом, основное внимание автор уделяет нарастающему конфликту между западной цивилизацией и остальным миром.

Конфликт цивилизаций  разворачивается на двух уровнях. На микроуровне группы, обитающие вдоль  линий разлома между цивилизациями, ведут борьбу, зачастую кровопролитную, за земли и власть друг над другом. На макроуровне страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают из-за влияния в военной и экономической сфере, борются за контроль над международными организациями и третьими странами, стараясь утвердить собственные политические и религиозные ценности. «Центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между «Западом и остальным миром», и реакция незападных цивилизаций на западную мощь и ценности». [6, с. 254]

Информация о работе Политические конфликты