Политические отношения и процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 16:39, реферат

Краткое описание

Смена устоявшихся политических структур и отношений, ломка экономических форм и связей, нарастание социальной напряженности, кризис духовных ценностей и ориентиров выдвигают перед общественными науками необходимость в новом направлении общественного развития. Вопрос о смене тенденции общественного развития не только актуален теоретически, но и чрезвычайно важен в прикладном отношении, поскольку любые политические решения должны иметь в качестве своей основы четкие предпосылки.

Содержание

Введение
3
1. Сущность политических отношений и процессов
4
2. Историческое развитие политических процессов и политических отношений
8
3. Типы и виды политических отношений
12
4. Стадии политического процесса
14
5. Политические решения и этапы их принятия
16
6. Политические процессы в современной России
17
Заключение
20
Список используемой литературы
21

Вложенные файлы: 1 файл

полит.процессы и отношения.docx

— 49.06 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение

3

1. Сущность политических отношений и процессов

4

2. Историческое развитие политических процессов и политических отношений

8

3. Типы и виды политических отношений

12

4. Стадии политического процесса

14

5. Политические решения и этапы их принятия

16

6. Политические процессы в современной России

17

Заключение

20

Список используемой литературы

21


 

 

 

Введение.

Политика неотделима от человеческого  общества, его прошлого, настоящего и будущего. Особенно возрастает роль политики в переломные периоды развития человеческой цивилизации, для которых  характерно нарастание активности людей  в общественно-политической жизни.

Смена устоявшихся политических структур и отношений, ломка экономических  форм и связей, нарастание социальной напряженности, кризис духовных ценностей  и ориентиров выдвигают перед  общественными науками необходимость  в новом направлении общественного  развития. Вопрос о смене тенденции  общественного развития не только актуален теоретически, но и чрезвычайно важен  в прикладном отношении, поскольку  любые политические решения должны иметь в качестве своей основы четкие предпосылки.

Долгое время важнейшим  компонентом, господствовавшим в нашем  сознании, была концепция постоянного  и неуклонного прогресса общественного  и политического развития. Однако концепция «линейного прогресса» не давала ответа на ряд принципиальных вопросов, не учитывала ограниченности возможностей человечества для реализации идеи о бесконечном росте потребностей и связанного с этим бесконечного развития.

Поэтому особую роль сегодня  приобретает необходимость осмысления социальных процессов и, прежде всего, политического процесса. Философско-теоретический  анализ природы политического процесса обогащает и конкретизирует сущность и содержание, движущие силы и тенденции  политического и социально-экономического развития, культурных и идеологических отношений, позволяет прогнозировать их.

 

  1. Сущность политических отношений и процессов

 

Понятие политического процесса имеет очень большое значение в политической науке, так как  именно при помощи этой категории  осуществляется описание и анализ динамической стороны политической системы. При  этом имеется ввиду функционирование всех элементов политической системы: системных и внесистемных, институализированных и неинституализированных, открытых и теневых. Политический процесс представляет собой совокупность действий всех субъектов политической системы, направленных на достижение их политических целей и приводящих к изменению политической системы. Поскольку в политическом процессе участвуют живые люди, развитие политического процесса зачастую приобретает иррациональный и нелогичный характер, который не вписывается в строгие рамки теории. Разрыв между теорией и практикой преодолевается с помощью описания политического процесса. Политический процесс демонстрирует как политические субъекты исполняют свои роли, воспроизводят одни элементы политической системы, разрушают другие, развивают и создают третьи.

Политический процесс  может протекать в режиме стабильно  функционирования, когда политические субъекты лишь воспроизводят систему  уже сложившихся отношений в  сфере политики. Второй режим протекания политического процесса - это режим  развития. Процесс политического  развития выражается в усвоении политическими  субъектами новых норм поведения, соответствующих  новым реалиям жизни, а также  в институциональных изменениях, ведущих как к усложнению и  структуризации политических институтов, так и повышению адаптивности политической системы к новым  условиям. Третьей разновидностью режима существования политического процесса является режим упадка политической системы. Этот процесс характеризуется  дезинтеграцией элементов политической системы, утратой управленческих возможностей, потерей легитимности.

Большое внимание при изучении политического процесса уделяют  процессам принятия политических решений  и процессам политического участия. Поскольку все политические субъекты стремятся оказать влияние на принимаемые государственной властью  политические решения, постольку именно процесс принятия и реализации политических решений становится центральным  элементом политического процесса. Политические решения принимаются  в результате взаимодействия различных  государственных институтов, политических партий, общественных организаций, лоббистских  группировок, средств массовой информации и общественного мнения.

Политические решения - это  выражение баланса реальных политических сил на данный момент по конкретному  вопросу. Определяющую роль в политическом процессе играют центральные органы власти, так как именно они определяют циклы политической активности: от выборов к выборам в демократических странах, от съезда к съезду - в тоталитарных. Очевидно, что участие граждан в принятии политических решений оказывается второй важной составляющей политического процесса.

Политическое участие - это  совокупность всех действий, которые  принимаются гражданами для оказания влияния на государственные решения  и выбор политических лидеров. Исследователи  выделяют два типа политического  участия: мобилизованное и автономное. Автономное участие характерно для  демократических политических режимов. Оно выражается в сознательной активности граждан, которые добровольно включаются в процесс принятия политических решений через различные способы  выражения своего мнения (выборы, референдумы, митинги, демонстрации и т.п.). Мобилизованное участие - это вынужденное участие  в политике, когда политическая активность граждан зависит от неполитических стимулов (страх, долг, подкуп и т. п.). При этом, мобилизованное участие никак не влияет на принятие политических решений. Решения уже приняты, а граждане должны их поддержать. Такая форма политического участия характерна для традиционных обществ и тоталитарных режимов. Особой формой участия или скорее неучастия является абсентеизм (англ. «absent» - отсутствовать). [3.с.126]

К абсентеизму могут привести различные обстоятельства, но в целом  причины этого феномена можно  сгруппировать по четырем пунктам:

1) апатия к политическим проблемам в связи с погруженностью в личные проблемы (профессиональная деятельность, увлечения, частная жизнь);

2) отчуждение от политической системы, которое выражается в неверии в существующие политические институты, отказе участвовать в их деятельности и отстаивании мнения о том, что политика обслуживает только интересы элиты;

3) «аномия», т. е. потеря веры в собственные силы и возможности;

4) доверие к существующему положению вещей, вера в стабильность институтов власти, их законность и справедливость, вера в то, что все будет хорошо и без активного личного участия в политике.

Политические отношения - это такие отношения, которые  возникают в обществе во время  политического процесса и характеризуют  отношения господства и подчинении, а также взаимовлияния политических субъектов в сфере государственной  власти, т. е. в сфере политической. Политические отношения являются одним  из основополагающих элементов любой  политической системы, а также важнейшей  характеристикой общества, поскольку  именно форма и структура политических отношений непосредственно влияет на образ жизни всего общества. Рыночная экономика может существовать как в авторитарных, так и демократических  политических системах. Но именно политические отношения задают весь фон обычной  человеческой жизни. О том, что сквозь призму политических отношений можно  определить человечность (или бесчеловечность) общества, писал известный французский  политический социолог Р. Арон.

Политическая жизнь сложна и многообразна. Политические субъекты находятся в постоянном движении, в действии и противодействии. Политические события наполняют ежедневную жизнь стран и затрагивают интересы миллионов людей. Политические элиты упрочняют свое положение, одни элиты сменяются другими, формируется и набирает вес молодое поколение элит. Политические партии проводят свои съезды и конференции. Государственные властные структуры видоизменяются, перестраиваются.

За всем многообразием  политической жизни, кажется, невозможно выявить закономерности ее протекания, но политические действия имеют объективную  причину, последовательный характер и  последствия.

Политический процесс - это  совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию  политической власти для реализации своих политических концепций, идей и интересов.

Политический процесс - динамическая характеристика политической жизни, он раскрывает глубинные изменения  политической системы, ее эволюцию во времени и пространстве.

Другими словами, политический процесс - это совокупность отношений  между субъектами политики.

Политические отношения - взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью.

Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные. Политический процесс  раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменений ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Политический процесс-это «совокупная  деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных  лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле - деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений». [2.с.26]

  1. Историческое развитие политических процессов и политических отношений

Современный исторический период характеризуется нестабильностью  политических процессов во многих странах  мира. В 70-90-е гг. в политологии  резко возрос интерес к процессам, связанным с переходом от авторитарных систем правлении к демократическим. Это связано с процессами, происходившими и происходящими в Испании, Португалии, Греции, Восточной Европе, Латинской Америки, России и некоторых других странах. Так как основным «вектором», определившим развитие событий в этих странах, стал процесс перехода от авторитарных режимов к демократическим, этот процесс получил название процесса демократизации, а научное направление, изучающее процесс демократзации, получило название «транзитология» (англ. «transition» - переход).

Среди современных ученых, занимавшихся и продолжающих заниматься этой проблематикой, следует отметить известных в политологии авторов: С. Хантингтон, Д. Растоу, Г. Алмонд, Д. Аптер, Л. Пай, С.Эйзенштадт, А. Пшеворский, Р. Даль, Г. О’Доннелл и др.

Однако еще в середине XIX в. французский ученый и политический деятель Алексис де Токвиль сформулировал общий закон общественного развития в индустриальную эру, согласно которому борьба за равенство - это основной процесс современной жизни. Причины этого процесса кроются как в потере аристократией авторитета, так и в новых буржуазных отношениях. Этому глобальному закону подвержены все страны без исключения. Но равенство может быть в двух видах: «равенство рабов» и «равенство свободных». При этом он заметил, что «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Токвиль полагал, что для любой страны нет ничего опаснее, чем слишком быстрые демократические реформы, так как общество не успевает адаптироваться к новым условиям и выработать демократические традиции, без демократических традиций новые институты окажутся недееспособными, что приведет к крушению всего процесса демократизации и возврату к прежним авторитарным методам управления.

Большой вклад в изучение процессов перехода от авторитаризма  к демократии сыграли и классики социологии: О. Конт, Ф. Теннис, М. Вебер, Т. Парсонс и др. Они разрабатывали общесоциологическое направление, получившее название «социология развития», которая выделяла два основных типа обществ: традиционное и современное. Традиционное общество характеризуется устойчивостью и неподвижностью, традициями и основанным на традициях типом легитимности, доиндустриальным способом производства, сословностью и иерархией сословий. В основе современного общества лежат другие принципы: преобладание инноваций над традициями, индустриальный способ производства, ориентация на индивидуума, а не на группу, легально-рациональный тип легитимности власти, стремление к равенству всех граждан. Следует отметить, что в современных условиях практически невозможно встретить традиционные общества, которые не испытали влияния современной цивилизации, а это затрудняет сравнение современных обществ с традиционными.

В 50-х гг. XX в. в рамках социологии развития появилась теория, описывающая процесс перехода от традиционною к современному обществу. Эта теория, ставшая респектабельной заменой марксизму, получила название «теория модернизации». На стыке теории модернизации и политологии возникла «теория политической модернизации». Теория модернизации исходила из того, что процесс перехода от традиционных обществ к современным - это общий процесс для всех стран мира. Однако в одних странах (прежде всего странах Западной Европы) он начался раньше и зародился спонтанно, а в других - начался позже и под влиянием уже модернизировавшихся стран. Первый тип модернизации получил название оригинальной модернизации, а второй тип - догоняющей модернизации.

Информация о работе Политические отношения и процессы