Политические партии и общественые движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 04:37, статья

Краткое описание

Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
- представительство социальных интересов;
- выработка программных установок, политической линии партии;
- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;
- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;
- подготовка и выдвижение кадров.

Вложенные файлы: 1 файл

политические партии и общественые движения.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Место и роль партии в  политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в  обществе. К числу наиболее общих  функций политических партий относятся:

- представительство социальных интересов;

- выработка программных  установок, политической линии  партии;

- формирование общественного  мнения, политическое образование  и политическая социализация  граждан;

- участие в борьбе  за власть и в ее осуществлении,  в формировании политической системы общества;

- подготовка и выдвижение  кадров.

В рамках указанных функций  возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы  и методы осуществления одних  и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.

Важное место в деятельности партии занимает представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.

Как указывалось выше, генетически образование партий обусловлено дифференциацией общества на классы и другие социальные образования, имеющие различные интересы. XIX – начало XX вв. – это время резкого размежевания социально-классовых позиций. Это не значит, что партийная система общества является точной копией социально-классовой структуры общества. Всегда оказывалось, что есть различные варианты классовой политики: социал-демократическая и коммунистическая – у рабочего класса, либеральная и консервативная – у буржуазии. Формирование национальных и религиозных партий, выходящих за классовые рамки, говорит о многомерности социальной структуры общества, о наличии различных слоев, претендующих на активное участие в политической жизни в качестве ее субъектов.

Последние десятилетия  принесли значительные перемены в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену  классовым партиям с середины XX в. стали приходить так называемые "общенародные партии", или "партии для всех". Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Для того, чтобы добиться успеха, прежде всего на выборах, партия должна сегодня учитывать интересы целого блока сил. Партии стремятся к завоеванию большинства голосов и в соответствии с этим строят свою стратегию и тактику, стремясь к согласованию различных интересов. Облик партии формирует сейчас не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики.

Данная концепция отражает объективные перемены в жизни  общества, однако термин "партия для  всех", как нам представляется, нельзя понимать буквально: ни одна партия, поскольку она представляет один из возможных вариантов политики, не может удовлетворять всех. Несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они, прежде всего, ориентируются, так и с точки зрения их общей идейно-политической ориентации.

Интересы различных  социальных групп агрегируются, выражаются в процессе выработки политической программы и осуществления политического  курса партии. С этим связана следующая  функция партии – выработка программных установок, социально-экономической и политической стратегии. Партия, как правило, имеет долговременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-либо строго выраженную идеологическую систему, определенная идеологическая приверженность проявляется в ее конкретной деятельности и защищаемых ею ценностях.

Выделяют прагматический и идеологический стили деятельности партии. Прагматические партии ориентированы  на практическую целесообразность действий, на поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Партии прагматического типа избегают принятия догматизированных, претендующих на строгую научность и истину в последней инстанции программ. В качестве программы такой партии зачастую выступает предвыборная платформа. Прагматические партии не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам. Идеологические ограничения не играют для них существенной роли, и ими порой жертвуют при заключении различного рода соглашений, образовании коалиций и др.

Идеологические (или мировоззренческие, доктринальные) партииопираются на строго определенную идеологическую доктрину. Для них характерно отстаивание соответствующих идеалов и принципов, стремление смоделировать общество с определенными идеологическими установками и претворить их в жизнь.

Признание членами партии ее программных установок – необходимое  условие прочности внутрипартийных  связей. Не исключается, однако, существование  в партии различных политических фракций и борьба между ними. Идейно-программные различия имеют свои пределы, и нарушение их может привести к организационному расколу и возникновению новых партий. В то же время некоторые партии (коммунистические, например) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами. Опыт свидетельствует, что запрещение фракционной борьбы неэффективно и ведет к идейно-политическому закостенению партии.

Партии стремятся не только к развитию и обновлению различных  политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Этому служат публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, в печати, на митингах и собраниях. Партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии общественным мнением.

Идеологическая функция политической партии предполагает также политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание членов общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни и в конечном итоге способствует их политической социализации.

Функция осуществления  власти политической партией включает в себя:

- участие в подготовке  и проведении выборов в органы  государственной власти и управления;

- парламентскую деятельность  партии, ее работу в партийных  фракциях парламента и местных органов власти;

- участие в процессе  подготовки и принятия государственными  органами политических решений;

- политическое рекрутирование  и др.

В современном демократическом  обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки со стороны избирателей, создание и расширение своего электората.

В результате изменений  в социальной структуре общества, образовательном уровне населения, воздействия средств массовой информации партии теряют стабильное влияние на избирателей. Происходит "эрозия поддержки партий", как это определяют американские социологи У.Кротт и Г.Джекобсон. Многие избиратели меняют свою партийную приверженность от выборов к выборам, или поддерживают кандидатов разных партий на выборах различного уровня в зависимости от того, как последние обещают решить те или иные проблемы.

Партии, завоевавшие депутатские  мандаты, формируют парламентские  фракции или партийные группы. Фракции вносят на рассмотрение парламента различные предложения, готовя законопроекты, выступают с запросами правительству, участвуют в составлении повестки дня, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парламентских фракций от разных партий формируются руководящие и рабочие органы парламента (комиссии, комитеты, бюро и т.п.).

В странах Запада действует  принцип автономии партийных  фракций в парламентах и муниципалитетах, в соответствии с которым фракции  непосредственно не подчиняются  партийным органам, включая партийные  съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные программы и установки, сообразуясь с конкретными условиями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие определенной внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и даже санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фракции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать соответствующим образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосования"). Наряду с официальным принуждением и другими мерами, наиболее действенными оказываются перспективы не попасть в число партийных кандидатов на следующих выборах.

Осуществление власти правящей партией выражается не только в инициирующей и консультативной роли в парламенте, но и в формировании и подчинении исполнительных органов. Политические партии участвуют в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

Правящая партия посредством своей парламентской фракции, через своих представителей в государственном аппарате участвует в принятии политических решений, соответствующих интересам представляемых ею общественных групп. Партийные органы и форумы определяют цели и задачи партии таким образом, чтобы их конкретная реализация в виде законопроектов и иных государственных актов оставалась прерогативой самих парламентариев, а также административных органов, хозяйственного аппарата и др. Общая практика в условиях демократии такова, что партии не вторгаются непосредственно в государственную систему. Правящие партии стремятся избегать прямой увязки своей политики с действиями правительства, местных исполнительных органов, подчас дистанцируются от них с тем, чтобы снять с себя ответственность за те или иные непопулярные меры. Таким образом, партия и ее органы как бы "отчуждены" от государства и влияют на него лишь опосредованно. В результате партийные органы и организации сохраняют сугубо общественный характер и выполняют свои функции на негосударственной основе.

Политическая партия выступает  как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического  участия граждан и замену стихийных  форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии развивают как прямые, так и обратные связи народа и государства.

Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом  обществе. В странах с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть складывается политическая монополия правящей партии, которая узурпирует властно-политические функции. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ  ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Патрия в переводе – часть. В политическом смысле –  наиболее активная политическая часть. Как политический институт появились недавно. 3 этапа создания партии по Вебберу: 1) формирование аристократических группировок (действуют нелегально как правило). В России – движение декабристов. 2) политический клуб, 3) формирование массовых политических партий. 2 причины создания партий – введение всеобщего избирательного права, рост сознательности рабочего класса. 1863г в Германии возникает 1-я классовая политическая партия – всеобщий рабочий союз. Первые партии в 1898г – РСДРП. 1902 – эссеры. 1905 – буржуазные партии – кадеты, октябристы. Много черносотенных партий – национальная монархическая партия. Политические партии имеют ряд признаков: 1) наличие идеалогии, 2) поддержка народа или его части. 3) наличие организационной структуры, 4) цель (главная цель – завоевание власти). ФУНКЦИИ партий: 1) посредническая, 2) представление интересов, 3) объединение граждан, 4) электрольная (выборы), 5) функции политического образвания граждан, 6) осуществление власти. 
Липсет и Роккан: 5 обстоятельств выбора партии – 1) общественное полжение гражданина. Чем выше общественное положение, тем более человек становится консервативным. чем ниже, тем более радикален. 2) уровень доходов, чем выше, тем выше консерватизм, чем ниже, тем больше радикализм. Уже средний класс голосует за социалистические партии. 3) образование, 4) место жительства. Житель деревни более консервативен. Горожане радикальны. 5) религиозная принадлежность. 
СТРУКТУРА ПАРТИИ – 1) лидер, 2) аппарат партии, 3) члены, 4) сочувствующие партии (от них зависит победа или поражение на выборах), 5) финансирование (легельные/нелегальные). 1 источник финансирования – членские взносы, 2 источник – сборы и пожерьвования, 3 – собственные предприятия (типографии и издания), 4 – государственно финансирование – государство выплачивает всем деньги из бютжета. 1-ой была Шведция, кто так начал делать (72 год). Цель – поддержка многопартийности. По закону о партиях 2001г введено государственное финансирование. 5) поддержка от зарубежных организаций/правительств (не допустимо). Большинство российских партий за счет этого и существуют.

 

 

Важным элементом политической системы общества являются политические партии. Без политических партий невозможна никакая политическая система, так как в этом случае не будет второго, важнейшего после государства, элемента. 
Политические партии являются неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества. По данным американского политолога К. Лоусона, в конце 1970-х гг. более чем в 100 странахфункционировали свыше 500 партий, а ныне более чем в 190 государствах мира их число приблизилось к тысяче. 
Партии - весьма своеобразный феномен политической жизни. Они непосредственно связаны с интересами той или иной социально-классовой общности, этнических или религиозных образований. По существу, партии выполняют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности политических институтов. Такой процесс проходит в острой политическойборьбе, в чем находят конкретное отражение перипетии социально-классовых отношений. 
Партии, как политический институт, не только объективно обусловлены, но и являются отражениемполитической жизни общества. 
Политическая партия (от лат. "партио" - часть, дело) - добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве. 
Этимологически понятие "партия" означает часть, сторону целого, элемент. Политическая партия - это часть населения, класса, социального слоя или слоев. В учебной, монографической, справочной литературе встречается более 200 определений и называется более 30 различных разновидностей партии. Это обусловлено сложностью вычленения наиболее сущностных характеристик партии. Тем не менее, почти все определения разделяют мнение французского политолога Ж.-Л. Кермонна о том, что «партия есть организованная сила, объединяющая граждан одной политической тенденции для мобилизации мнения по определенному количеству целей и для участия в органах власти, либо для ориентирования власти на достижение своих требований». Итак, политическая партия - это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление. 
Кроме историко-политологического определения партий существует и юридическое определение. Оно должно регламентировать: 
• политический статус и функции партии; 
• постоянный характер деятельности; 
• непременное участие в выборах; 
• степень политического участия; 
• уровень организации; 
• возможности в сравнении с другими политическими институтами; 
• число членов партии и даже название. 
С точки зрения юридической не считаются партиями непостоянно действующие организации типа союзов избирателей, различных ассоциаций и т.п. Важнейшей государственной процедурой, представляющей официальное признание партии, дающей ей государственную защиту, является регистрация. Пройдя официальную государственную регистрацию, партия получает право на участие в выборах, на налоговые льготы, государственное финансирование и т.п. 
Сущность политических партий. Существует множество подходов к определению сущности политическихпартий: 
- понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б.А. Констан де Ребекк (1767— 1830), французский философ и писатель); 
- трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина); 
- институциональное понимание политической партии как 
организации, действующей в системе государства (М. Дюверже). 
Наиболее важной характерной чертой партии, как политического института, отличающей ее от других общественных организаций, является стремление к власти.

Информация о работе Политические партии и общественые движения