Введение
Политика неотделима от человеческого
общества, его прошлого, настоящего
и будущего. Особенно возрастает роль
политики в переломные периоды развития
человеческой цивилизации, для которых
характерно нарастание активности людей
в общественно-политической жизни.
Смена устоявшихся политических
структур и отношений, ломка экономических
форм и связей, нарастание социальной
напряженности, кризис духовных ценностей
и ориентиров выдвигают перед
общественными науками необходимость
в новом направлении общественного
развития. Вопрос о смене тенденции
общественного развития не только актуален
теоретически, но и чрезвычайно важен
в прикладном отношении, поскольку
любые политические решения должны
иметь в качестве своей основы четкие
предпосылки.
Долгое время важнейшим
компонентом, господствовавшим в нашем
сознании, была концепция постоянного
и неуклонного прогресса общественного
и политического развития. Однако
концепция «линейного прогресса» не
давала ответа на ряд принципиальных
вопросов, не учитывала ограниченности
возможностей человечества для реализации
идеи о бесконечном росте потребностей
и связанного с этим бесконечного развития.
Поэтому особую роль сегодня
приобретает необходимость осмысления
социальных процессов и, прежде всего,
политического процесса. Философско-теоретический
анализ природы политического процесса
обогащает и конкретизирует сущность
и содержание, движущие силы и тенденции
политического и социально-экономического
развития, культурных и идеологических
отношений, позволяет прогнозировать
их.
- Понятие политического процесса, его содержание и структура
Под процессом вообще (от
лат. processo — продвижение) понимается ход
какого—либо явления, последовательная
смена его состояний, стадий развития,
а также совокупность последовательных
действий для достижения какого—либо
результата1.
Процессуальный подход
в науке дает возможность исследовать
явления и факты в динамике,
в развитии, в движении и оказывать
влияние на эти изменения или
использовать полученную информацию
для иных целей. Это достигается
путем определения изменений
во времени, выяснения стадий,
направления, интенсивности, тенденций
этих изменений, принятии определенных
решений и операций.
Взаимодействие субъектов
политики по поводу государственной власти,
как явление динамическое, предполагает
процессуальный подход, который позволяет
исследовать причины возникновения тех
или иных политических проблем, процесс
выработки и принятия политических решений,
создание новых структур управления, то
есть речь идет о политической практике,
конкретном управлении, обмене информацией
между субъектами политического процесса
и многом другом. Все это составляет суть
политического процесса, который отражает
политическую реальность и является результатом
борьбы интересов различных политических
сил, социальных групп и граждан, их влияния
на властные структуры. Результатом взаимодействия
различных субъектов является создание
устойчивых связей и взаимоотношений,
возникновение новых правил и норм, создание
или воспроизводство политических институтов.
Наи-более существенное
отличие процессуальной трактовки мира
политики состоит в том, что она раскрывает
постоянную из-менчивость различных черт
и характеристик политических явлений.
В данном контексте речь идет о динамической
характеристике, связанной с изменениями
в поведении и отношениях субъектов по
поводу властных интересов, характеристике,
которая разворачивается во времени и
в пространстве.
Под политическим процессом
понимается динамическое измерение
политической жизни, заключающееся
в воспроизводстве компонентов
политической системы общества,
а также в изменении ее состояния;
активность политических субъектов,
связанная с борьбой за власть
и оказанием влияния на властные
структуры.
В политической науке,
как правило, рассматривают процессы
на макро—, мезо— и микроуровнях. Макроуровень
связан с воспроизводством политической
системы в целом, ее основных институтов,
таких как законодательная, исполнительная,
судебная ветви власти федерального или
национального уровня. Воспроизводство
в данном контексте означает не только
выборы или перевыборы этих институтов,
но и непрерывность их работы в течение
определенного цикла, возобновление деятельности
ежедневно, еженедельно, после каждых
отпускных каникул. Мезоуровень политического
процесса включает мезосубпроцессы регионального
уровня: политические события в регионах,
взаимодействие центральных и местных
властей с региональными по выработке
политики определенного региона, воспроизводство
региональных элит и политических систем.
Микроуровень политического процесса
включает совокупность микросубпроцессов,
составляющих локальный политический
субпроцесс. Его также можно представить
как равнодействующую акций (действий)
различных местных политических субъектов.
Политический процесс
в целом выступает как результат
сложения и взаимодействия субпроцессов
макро—, мезо— и микроуровня, как результат
воздействия групп интересов всех уровней
на органы власти, что приводит к принятию
решений, учитывающих локальные, региональные
и центральные интересы.
Политический процесс
рассматривается как один из
общественных процессов, наряду
с экономическим, идеологическим, правовым;
а также как форма функционирования политической
системы общества, эволюционирующей во
времени и в пространстве. Так, А. Дегтярев
рассматривает политический процесс как
«социальный макропроцесс, во—первых,
характеризующий временную последовательность
целостных состояний общения людей по
поводу власти в пространстве ее легитимного
поддержания; во—вторых, выражающий равноденствующий
результат индивидуальных и групповых
микроакций, то есть совокупной политической
активности данного сообщества; в—третьих,
включающий способы взаимодействия государства
и общества, институтов и групп, политической
системы и социальной среды, правительства
и гражданина; и в—четвертых, одновременно
воспроизводящий и изменяющий структурно—функциональную
и институциональную матрицу (иерархию
правил и форм) политического порядка
(системы)»1.
1.2. Содержание и структура
политического процесса
Содержание политического
процесса может быть различным.
Оно может быть связано с
реформой политической системы,
разработкой какой—либо концепции
развития, формированием общественного
мнения по проблеме, затрагивающей
интересы власти и общества, проведением
выборов и т. д.
Содержание политического
процесса в современной России составляет
реализацию принятой в 1993 г. Конституции,
которая предполагает построение в стране
демократического правового социального
светского государства, соблюдающего
права и свободы человека, и гражданского
общества, взаимодействующего с этим государством.
Более конкретно смысл последних реформ
означает укрепление и повышение эффективности
исполнительной власти, реформирование
государственного аппарата, развитие
рыночных отношений, утверждение прозрачности
в действиях государственных органов,
партий, общественных организаций, развитие
политического плюрализма и конструктивной
оппозиции власти.
На содержание политического
процесса оказывает влияние состояние
политической системы, всех политических
институтов и политических отношений,
а именно: степень разделения
и уравновешенности законодательной,
исполнительной и судебной власти; уровень
централизации (децентрализации) власти;
взаимодействие партийных и государственных
структур, прямо или косвенно влияющих
на процесс принятия политических решений;
способы принятии и реализации политических
решений; соотношение прав и прерогатив
центральных, региональных и местных органов
власти; взаимосвязи внутри правящего
слоя (отношения между правящей и оппозиционной
элитами, уровень коррумпированности,
степень бюрократизации чиновничества).
На состояние политического процесса
в данной стране оказывают влияние также
мировые тенденции.
Одной из наиболее
распространенных современных мировых
тенденций является демократизация.
Отечественный политолог В. Никонов,
определяя направленность политического
процесса в современной России,
полагает, что для придания ему
демократической направленности
необходимо соблюдение двух принципов.
Первый из них гласит:
«:политический процесс должен действовать
и развиваться в соответствии с правилами
и процедурами, которые неподконтрольны
одному человеку, даже самому могущественному»,
исходя из чего политические лидеры не
должны определять правила, по которым
они будут играть.
Второй принцип заключается
в том, что «существующая реальность,
конфликты, которые порождает
эпоха, не должны диктовать
процесс создания политической
системы, не должны находить
своего немедленного разрешения
в тот момент, когда создается
новое демократическое государство.
Потому что стремление примирить
интересы всех участников политической
игры на стадии создания новой
конституции грозит будущими
конфликтами, природу которых
невозможно предсказать полностью»1.
Структуру политического
процесса некоторые исследователи
определяют как совокупность
взаимодействий между акторами,
а также их логическую последовательность2.
Другие к структуре относят следующие
элементы: субъекты, объекты, средства,
методы, ресурсы3.
Временные и пространственные
единицы измерения политического
процесса, а также факторы, влияющие
на политические изменения, нормы,
регулирующие отношения между
его участниками, называются параметрами
политического процесса. Изменения
параметров политического процесса
зависят от совокупности факторов,
как внутренних по отношению
к нему, так и внешних. К внутренним
факторам относятся характеристики
субъектов, взаимоотношения между
ними, распределение властных ресурсов,
логика политического процесса.
Внешние факторы — это социально—экономические,
социокультурные условия, существующие
в данном обществе, мировые тенденции,
которые образуют взаимодействующую
с политическим процессом среду.
Внешняя среда оказывает определенное
корректирующее воздействие на
политический процесс, поддерживает
его протекание в рамках определенных
норм и правил. Отсутствие этих
двух видов воздействий (ситуации,
сложившейся в данной стране,
и международных отношений) на
политический процесс приводит
к его консервации, автаркии
и застою всех социальных отношений.
Ведущими субъектами
или акторами политического процесса
выступают политические институты, основные
из которых — государство и гражданское
общество, а также политические партии,
общественные организации, группы по интересам,
отдельные граждане. Из многочисленных
акций (действий) и интеракций (взаимодействий)
различных акторов складывается общий
ход и результаты макропроцесса, который,
в свою очередь, состоит из микропроцессов
или субпроцессов. Следует учитывать,
что деятельность политического института
за-ключается не только в его способности
принимать эффективные решения, но и во
взаимодействии различных групп давления,
продвигающих свои интересы через данный
институт, в реализации личных планов
различных граждан в рамках данного института.
Поэтому при анализе учитываются как макрорезультаты,
так и формирующие их микропроцессы.
Деятельность политических
акторов характеризуется такими показателями,
как: потенциал, вид действий, способы
взаимодействий.
Потенциал зависит
от их состава (индивидуальные
или групповые), степени организованности,
мобилизованности субъекта, объема
ресурсов.
Вид действий является
функцией средств, форм и методов
политической борьбы. Его могут
формировать парламентские формы,
связанные с работой органов
представительной власти, или уличный
митинг; насильственные или ненасильственные
виды политической активности; официальные
или неофициальные воздействия
субъектов по поводу доступа
к ресурсам и рычагам власти.
Способы взаимодействий
определяются типами отношений
между акторами. Имеются различные
варианты политических взаимодействий:
конфронтация, нейтралитет, компромисс,
союз, консенсус. В основе данного деления
лежит принцип соотношения социальных
интересов и политических позиций вступающих
в контакт субъектов.
Конфронтация предполагает
открытое противоборство политических
субъектов. Нейтралитет способствует
временному выходу субъекта из
поля активных взаимодействий. Компромисс
основан на взаимных уступках,
целью которых является поддержание
стабильного статус—кво в отношениях
между субъектами. Союз — более тесные,
возможно даже дружественные формы политического
взаимодействия, когда объективно существуют
пересечение интересов и некоторое совпадение
позиций. Консенсус достигается за счет
согласия по всем ключевым позициям при
почти полном совпадении в понимании каждым
своих интересов.
К ресурсам акторов
политического процесса могут быть отнесены
знание, наука, технические и финансовые
средства, система информации, организация,
идеология, настроения масс, общественное
мнение и т. д. В качестве объекта политического
процесса выступает, как правило, общество,
состоящее из различных классов и социальных
групп, а также индивидов. К средствам
можно отнести как ненасильственные, связанные
с коммуникативными, действия, так и средства
государственного давления. Способом
осуществления власти, методом функционирования
политической системы выступает политический
режим, который определяет форму политического
процесса (демократическую или авторитарную)
и воздействует на его содержание.
Наиболее распространенная
точка зрения заключается в
том, что структура политического
процесса рассматривается через
призму взаимодействия государства
и гражданского общества, государственного
управления и политического участия,
политической системы и ее
социальной среды, а также с
позиции деятельности социальных
субъектов и функционирования
политических институтов, составляющих
содержание целостного макропроцесса.
Взаимодействия между
правящей группой, осуществляющей
функ-ции управления, и другими группами
общества, влияющими на властвующую элиту,
сотрудничающими либо конкурирующими
друг с другом, образуют общее содержание
политического процесса, понимаемого
как переход от одной структуры баланса
сил к другой.