Политические процессы и политические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:10, контрольная работа

Краткое описание

Введение
Политика неотделима от человеческого общества, его прошлого, настоящего и будущего. Особенно возрастает роль политики в переломные периоды развития человеческой цивилизации, для которых характерно нарастание активности людей в общественно-политической жизни.
Смена устоявшихся политических структур и отношений, ломка экономических форм и связей, нарастание социальной напряженности, кризис духовных ценностей и ориентиров выдвигают перед общественными науками необходимость в

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 50.52 Кб (Скачать файл)

 Первая особенность  политического процесса в России  состоит в нерасчлененности политики  и экономики, социальных и личных  отношений. Политика не отделена  от других сфер жизни в силу  незрелости институтов гражданского  общества, которые должны ее ограничивать  и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

 В условиях перехода  России к рыночной экономике  статусная дифференциация дополняется  социально-экономической, классовой,  которая сталкивается с первой. Нарастающее экономическое неравенство  в обществе, вызванное перераспределением  государственной собственности  через приватизацию и акционирование, вступление в свои права института  частной собственности формируют  разнородную массу политических  интересов и выражающих их  сил. Прежняя политическая однородность  разрушена, теперь ей противостоит  государство как организованная  сила. Однако, поскольку монополия государства на собственность и ресурсы сокращается, постольку растет желание правящего класса любой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, в связи с чем сам правящий класс пытается самоорганизоваться, создать партию власти.

 Отсюда вытекает вторая  особенность политического процесса  в России - отсутствие консенсуса  между участниками политического  жизни. В России не было традиции  консенсуса, и ее невозможно было  укоренить за несколько лет  реформ. Другая же причина конфликтности  политического процесса кроется  в различном понимании ценностей  свободы и демократии у зарождающихся  политических сил, а также в  их неравных возможностях активного  участия в реформаторском процессе  и удовлетворения собственных  интересов.

 Новые политические силы, представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при переходе к рыночной экономике, чем, например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой экономики». Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).

 Третья особенность  политического процесса в России  состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского обще-ства весьма условны.

Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме  лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные  партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.

 Отсутствие дифференциации  и специализации политических  ролей и функций у субъектов  и носителей власти обусловлено  российской политической традицией,  заключающейся в концентрации  власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время  - у монарха, а в советское  - у властвующей коммунистической  партии. Малейшее ослабление политического  господства монопольно властвующего  органа приводило к конфликтам, потере управляемости социальными  процессами и в конечном счете к революциям.

 В современных условиях  ситуация концентрации политического  господства в России не преодолена, несмотря на формально-юридическую  декларацию принципа разделения  вла-стей и функций. Только теперь большинство политических функций конституционно сконцентрировано в руках президента страны. Сохранение в подобных объемах власти в президентских структурах во многом является результатом несформированности институтов гражданского общества, недифференцированности групп интересов.

 Четвертая особенность  политического процесса в России  выражается в отсутствии интеграции  среди его участников, что является  следствием отсутствия в обществе  единой коммуникационной системы.  Вертикально организованный политический  процесс функционирует через  диалог между властью и обществом,  в котором последнее доносит  свои требования до властных  структур посредством разветвленной  системы пред-ставительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога. Несформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. В условиях советского тоталитарного режима единственным легальным каналом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. Такая форма позволяла власти контролировать умонастроения большинства общества, целенаправленно формировать их. В период так называемой хрущевской оттепели система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм коммуникации, которые имели латентный (скрытый) характер. Так появились диссидентские организации, косвенно представлявшие власти требования определенной части интеллигенции. В этот же период достаточно активно шел процесс формирования групп интересов, связанных с «теневой экономикой».

 Не создана разветвленная  система представительства интересов  и в наши дни. А наибольшими  возможностями здесь обладают  правящая элита и бюрократия, контролирующие ресурсы и политическое  влияние. Партийная система в  России еще не в состоянии  выступать эффективным каналом  трансляции требований от широких  социальных общностей к власти. Вероятно, поэтому доминирующей  формой политического представительства  стали заинтересованные группы, отражающие специфические интересы  и требования отраслевого, регионального,  этнического характера. Реальные  различия в мате-риальном, культурном, этническом, социальном, территориальном аспектах групп и общностей приобретают латентные формы представительства.

 Пятая особенность  политического процесса в России  выражается в том, что в его  основе лежит активный политический  стиль, состоящий в навязывании  обществу нововведений со стороны  правительства. Активная роль  государства, как в формировании  проблем, так и в интеграции  интересов различных групп вызвана  культурно-религиозной, этнической  и политической неоднородностью  общества.

Эту интеграцию различных  субкультур участников политического  процесса государство проводит методом  навязывания им определенных ценностей  и стандартов политической деятельности. Тем самым властные структуры  делают поведение субъектов политики предсказуемым.

 Во взаимодействии  «власть - общество» политическая  инициатива принадлежит государству,  поскольку оно концентрирует  власть и ресурсы в своих  руках. Однако отсутствие дифференциации  политических ролей и функций  институтов государственной власти  приводило к тому, что процесс  принятия решений был анонимным.  Принцип «коллективной ответственности»  порождал традицию безответственности  политической власти за последствия  принимаемых решений. Кроме того, неструктурированность политического процесса обусловливала появление неконституционных органов, которым принадлежало исключительное право на принятие стратегических решений.

 Шестой особенностью  российского политического процесса  является высокая концентрация  политической власти и ресурсов  в руках правящей элиты, что  заставляет контрэлиту и оппозицию  оформляться и выступать в  качестве радикальных движений, а не политических оппонентов. Острое противоборство правящей  элиты и контрэлиты выступает  следствием культурно-политической  неоднородности самой элиты, разные  группы которой ориентируются  как на либеральные, так и  на социалистические ценности. Идеологическое  противостояние дополняется процессом  кристаллизации интересов на  основе экономических факторов - частной собственности, конкуренции,  рынка и т. д. Усиливающееся  имущественное неравенство углубляет  конфликтность политических взаимодействий. Интеграция сторонников правящей  элиты и контрэлиты происходит  не на рациональной, а на эмоциональной  и символической основе (симпатии  или антипатии к лидерам, имиджу, символике и т. д.). Стремление  правящей элиты монопольно кон-тролировать политический процесс порождает желание у оппозиции использовать радикальные средства борьбы для того, чтобы заставить официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке политического курса. При этом сохраняющаяся маргинализация общества повышает значение эмоциональных и символических факторов политического взаимодействия. Их преобладание оттесняет на второй план принятие и реализацию конкретных решений. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность принимаемых политических решений.

 Седьмая особенность  политического процесса в России  заключается в том, что тотальная  маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран. С изменений во внешней политике начинал реформы М. С. Горбачев, провозгласив «новое мышление» и «общечеловеческие ценности» основами своего внешнеполитического курса. Такой же логике следовал Б. Н. Ельцин, выступая с доктриной «партнерства во имя мира» с западными странами.

 Однако уступки во  внешней политике в обмен на  финансовую поддержку правящего  режима не продвинули страну  по пути реформ, а лишь усиливали  финансово-экономическую зависимость  России от западных стран, ослабляя  национальную экономику. Совершенно  очевидно, что западные страны  не стремятся оказывать технологическую  и инвестиционную поддержку, поскольку  это может создать в лице  России конкурентоспособную державу.  Осознав это, руководство современной  России стало проводить самостоятельную  внешнюю политику, ориентированную,  прежде всего, на интересы российского  общества.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги, отметим еще  раз, что политический процесс - это:

ход развития политических явлений, совокупность действий различных  политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления  определенных политических целей;

форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени;

один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.;

обозначение конкретного  с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирование общества, формирования политической партии, движения, избирательной компании и др.).

В целом политический процесс  выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни, определяется исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере. Это определяет специфику категории политического процесса. Она выражается в том, что политический процесс сориентирован на отображение реальности, которая выстроена не в соответствии с теоретическими представлениями лидеров и предписаниями науки, а является совокупным результатом переплетения различных типов политического поведения групп и граждан и деятельности институтов власти; реальности, в которой взаимодействуют различные субкультуры, взаимоисключающие традиции и многие другие факторы, непрерывно вносящие в течение событий нечто новое и нестандартное. В политическом процессе действуют живые люди со всеми своими стереотипами и предрассудками, люди, то включающиеся в отношения с государством, а то, не понятно почему, игнорирующие свои политически значимые интересы. Поэтому политический процесс не несет в себе какую-либо предопределенность в развитии политических событий.

Тем не менее, современный  политический процесс характеризуется  рядом общих задач, которые проявляют  себя неодинаково в различных  исторических условиях и странах, а  также на тех или иных стадиях  деятельности его собственных субъектов.

Внутри ему присущи  переплетения и взаимосвязь революционных  и реформаторских начал; сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс; восходящих и нисходящих тенденций развития.

По мере усложнения и демократизации общества видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления  политики. В этой сфере по сравнению  с прямым более активно проявляют себя представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, группы поддержки и давления. Характерны диалектические противоречивые тенденции развития: необратимость и незавершенность, поступательность и неповторимость, направленность и непредсказуемость, стабильность и изменчивость.

На сегодняшний день развитие политического процесса демонстрирует  все возрастающую роль политики в  качестве мощного орудия общественных сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого существенного элемента в политике - политической власти.

 

 

 

 

 

 

 

1. Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.

2. Козырев Г.И. Политология: Учебник для вузов. М.: Юрист, 2006.

3. Панарин А.С. Политология: Учебник. М.: ООО « ТК Велби», 2003.

4. Политология. Учебник для вузов / под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2003.

5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА,2001.

6. Мюллер К., Пикель А. Смена парадигм посткоммунистической трансформации // Социологические исследования. 2002. № 9.

7. Шутов А.Ю. Политический процесс. – М., 1994.

8. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

9. Ельчанинов М.С. Трансформация России: синергетические аспекты // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3.

10. Белов А. А., Елисеев С. М. Политические процессы и институты в современной России: Учебно—методическое пособие. СПб., 2006.

11. Политология: учеб./А. Ю. Мельвиль. М., 2004.


Информация о работе Политические процессы и политические отношения