Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:15, контрольная работа
Государство как организация политической власти, с одной стороны, и общество, население страны, с другой стороны, неразрывно связаны. Средства и формы, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, а общество, в свою очередь, влияет на государство, определяют политический режим.
Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, т.к. форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
1 Введение 3
2 Понятие «политический режим» 3
3 Виды политических режимов 6
3.1 Демократический 7
3.2 Недемократический 9
3.2.1 Тоталитаризм 9
- коммунизм 10
- фашизм 11
- национал-социализм 11
3.2.2 Авторитаризм 12
4 Заключение 15
5 Список литературы 15
1 вопрос: «Политические режимы»
СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение 3
2 Понятие «политический режим» 3
3 Виды политических режимов
3.1 Демократический 7
3.2 Недемократический 9
3.2.1 Тоталитаризм 9
- коммунизм 10
- фашизм 11
- национал-социализм 11
3.2.2 Авторитаризм 12
4 Заключение 15
5 Список литературы 15
1 Введение
Настоящие время - время становления российской государственности.
Форма государства стала одной из актуальных
тем теории государства и права.
Государство как организация политической власти, с одной стороны, и общество, население страны, с другой стороны, неразрывно связаны. Средства и формы, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, а общество, в свою очередь, влияет на государство, определяют политический режим.
Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, т.к. форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
Эта тема на протяжении последних десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками – Денисовым А.И., Петровым В.С., Лазаревым В.В., Алексеевым С.С. и т.д. Каждый из них по своему развивает эту тему, рассматривая ее в историческом аспекте на примере множества государств с различным государственным устройством.
Целью данной работы является знакомство и обобщение известной литературы русских авторов, касающееся политических режимов.
2 Понятие «политический режим»
При рассмотрении политической системы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство. Существуют часто весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом.
Для характеристики этих процессов применяется понятие "политический режим" - система реальных методов властвования в данном государстве.
Под политическим режимом понимается
совокупность элементов идеологического,
институционного и
Между ним и декларируемым государственным
строем часто наблюдается несоответствие
или даже прямая противоположность /что
особенно характерно для диктаторских
и прежде всего тоталитарных государств./
Именно политический режим определяет
политическую атмосферу общества, в отличие
от сравнительно устойчивых правовых
норм, он подвижен и способен эволюционировать
в различных направлениях. Изучая конкретные
многообразные формы политических режимов,
существовавших в прошлом и настоящем,
нужно, исходя из современных гуманистических
требований к политической науке, руководствуясь
принципом, что, человек, индивидуум - "мера
всех вещей", основа общества и общественного
благосостояния, рассматривать каждый
режим именно по отношению к конкретной
личности, её важнейшим правам и свободам.
Термин «политический режим» появился в 1960-1970 гг. Именно в эти годы в юридической литературе появились издания, в которых этот термин употребляется и разрабатывается его понятие. Например, авторы А.И.Денисов и В.С.Петров подробно разрабатывали и развивали тему сущности и формы государства, хотя их точки зрения по вопросу о «политическом режиме» не совпадали.
Так, Денисов А.И. в своей работе подробно останавливается на вопросах типы государства, сущность государства. Рассматривает точки зрения на государство с глубокой древности до современных дней.
В разделе: «Форма государства» он дает определение форме государства: «Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления»[1].
Политический режим он к «форме государства»
не относит. О нем
Денисов пишет следующее: «От формы правления
государственного устройства отличается
политический режим. Термин политический
режим в теории государства и права, применяется
для обозначения любой классовой сущности
государства, и в этом смысле он тождественен
термину диктатура, либо того или иного
метода осуществления классового господства»[2].
Спустя несколько лет
«Под формой государства понимают организацию политической власти в государстве, взятию в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима» [3].
Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе [4].
Эта точка зрения стала ведущей в теории государства и права, но не единственной. Понимание политического режима в кругах теоретиков государства и права, как бы образовало два лагеря: один из них придерживается мнения, что политический режим относится к форме государства, и в этом близок к Петрову, а другой – относит политический режим к сущности государства, и в этом схож с Денисовым.
Если обратимся к современной трактовке (по универсальному энциклопедическому словарю), то выясним, «политика» - это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использование государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. А «режим» - это государственный строй, метод правления; совокупность правил, мероприятий и норм для достижения какой-либо цели. Объединив оба этих понятия, можно отметить: какой человек стоит у власти, такой политический режим и будет в этой стране.
Воспользовавшись ссылкой на «Википедию», узнаем толкование понятия «политический режим» как способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.
3 Виды политических режимов
Политический режим
является одним из важнейших составных
формы государства. Теоретики государства
и права выделяют политических режимов
несколько видов, подразделяя их
на две большие категории, а именно
демократические и недемократич
3.1 Демократический режим
Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.
Характерные черты демократического режима:
1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов.
2) Периодическая выборность
основных органов государства.
Правительство рождается из
В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
3) Демократия защищает
права отдельных личностей и
меньшинства. Мнение
Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства.
Если же в отношении
меньшинства применяются
4) Равенство прав граждан
на участие в управлении
Современная демократия
- это представительство
3.2 Недемократические режимы
Недемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный и авторитарный.
3.2.1 Тоталитаризм
Понятие тоталитаризма происходит
от латинских слов
“TOTALITAS”- цельность, полнота и “TOTALIS”
- весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом
понимают политический режим, основанный
на стремлении руководства страны подчинить
уклад жизни людей одной, безраздельно
господствующей идее и организовать политическую
систему власти так, чтобы она помогала
реализации этой идеи.
Тоталитарными являются режимы, при которых:
1) есть массовая партия (с жесткой,
полувоенной структурой, претендующая
на полное подчинение своих
членов символам веры и их
выразителям - вождям, руководству
в целом), эта партия срастается
с государством и
2) партия организована не
3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.
4) тоталитаризм строится на
5) при тоталитаризме существует
террористический полицейский
Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие “синдромы” тоталитаризма: не было массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации.