Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование вопроса политических режимов, их сущность и сравнительный анализ. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить рад взаимосвязанных задач, а именно:
– раскрыть понятие политического режима;
– рассмотреть типологию политических режимов;
– изучить общие черты и различия авторитаризма и тоталитаризма;
– обозначить предпосылки перехода к демократии:
– исследовать проблемы и перспективы перехода к демократии в современной России.

Содержание

Введение ….……………………………………………………………………… 3
1. Понятие и сущность политического режима ……………………………… 5
2. Типы политических режимов ……………………………………………… 8
3. Общие черты и различия авторитаризма и тоталитаризма …………….. 11
4. Предпосылки перехода к демократии …………………………………… 14
5. Проблемы и перспективы перехода к демократии в современной России 17
Заключение ……………………………………………………………………... 21
Список использованных источников ………………………………………… 23

Вложенные файлы: 1 файл

КР по политологии.docx

— 61.63 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по политологии

Тема: Политические режимы

 

 

 

Ф.И.О. Воронцова Мария Константиновна

(студент)

Государственное и муниципальное управление

специальность / специализация

 

 

Руководитель:

Ф.И.О.

                 Плясуля Галина Ивановна                .

                                доцент                                   .

звание, должность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ….……………………………………………………………………… 3

1. Понятие и сущность политического  режима ……………………………… 5

2. Типы политических режимов ……………………………………………… 8

3. Общие черты и различия авторитаризма  и тоталитаризма …………….. 11

4. Предпосылки перехода к демократии  …………………………………… 14

5. Проблемы и перспективы перехода  к демократии в современной  России 17

Заключение ……………………………………………………………………... 21

Список использованных источников ………………………………………… 23

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Разнообразные политические явления неразрывно взаимосвязаны между собой и составляют определенную целостность, социальный организм, выделяющийся из основного общества. Это их свойство и отражает понятие политической системы. Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные, по характеру взаимодействия со средой – на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти – на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную.

Существует множество и других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых и наиболее распространенных их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим – характер и способы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан)1.

Понятие «политический режим» является важнейшим в европейской политологии, в отличие от американской, отдающей предпочтение по фундаментальности категории «политическая система». Произвольное использование категории «политический режим» не сохранило за ним достаточно четкого содержания. Вследствие этого она до сих пор относится к сущностно оспариваемым понятиям и в рамках различных парадигм трактуется неоднозначно. Таким образом, сторонники системного подхода расширительно интерпретируют понятие «политический режим» и отождествляют его с категорией «политическая система». Это создает известные теоритические сложности, поскольку возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений2.

Целью данной работы является исследование вопроса политических режимов, их сущность и сравнительный анализ. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить рад взаимосвязанных задач, а именно:

–  раскрыть понятие политического режима;

–  рассмотреть типологию политических режимов;

–  изучить общие черты и различия авторитаризма и тоталитаризма;

–  обозначить предпосылки перехода к демократии:

– исследовать проблемы и перспективы перехода к демократии в современной России.

 

Основным методом достижения поставленных целей является изучение учебной литературы по политологии, источники которой указаны в последнем разделе контрольной работы.

 

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

 

Политический режим чаще всего рассматривается как обобщенная функциональная характеристика существующей в обществе политической системы. Имеются в виду, прежде всего, такие характеристики, как способы формирования институтов государственной власти и степень участия населения в этом процессе, приемы и способы осуществления власти, процедуры и механизмы выработки, принятия и осуществления политических решений, степень открытости борьбы за власть и мера политического контроля за функционированием различных институтов и структур общества, а также целый ряд других параметров.

При характеристике политической системы в терминах политического режима особое внимание обращается не только и даже не столько на формально-юридические аспекты институализации и функционирования власти, сколько на реальную природу существующих институтов государственной власти и реальное содержание проводимой ими политики. Это относится в первую очередь к недемократическим режимам. Так, например, Конституция СССР 1936 г. выглядела как вполне демократический документ, хотя реальную практику функционирования сталинской власти, конечно же, следует признать весьма далекой от ценностей и принципов демократии. Но и в современных демократических странах реальная политика определяется не только конституциями. Как писал в связи с этим М. Дюверже, – похожи немного на правила игры, в которой положение фигур зависит от способностей игроков, состава команд, их стратегического выбора, случайностей игры. Любая конституция рисует не одну, а множество схем правления, построение которых зависит от расстановки сил в настоящий момент. Различные политические режимы могут, таким образом, функционировать в одних и тех же юридических рамках».

Разнообразие политических режимов обусловлено, таким образом, не только действующими кодифицированными политическими нормами, но и типом общества, расстановкой социальных и политических сил, традициями, господствующим типом политической культуры и политического сознания и целым рядом других обстоятельств. Учитывая многомерность и многоаспектность категории политического режима, неудивительно, что существует достаточно большое количество различных классификаций режимов. Если иметь в виду, прежде всего, отечественную литературу, то здесь почти безраздельно господствует традиция, в соответствии с которой выделяются три разновидности политических режимов, а именно режимы тоталитарные, авторитарные и демократические3.

Ориентируясь на реальное отражение процесса отправления политической и государственной власти, политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.

Политический режим формируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик правящего режима зачастую определяется не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нравственно-этическими традициями и т.п., но и значительно более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.

Политический режим – более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем – в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х годах), а впоследствии – в режим коллективного руководства при              Л.И. Брежневе.

Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют ото или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеэкономической сферах4.

Таким образом, под политическим режимом понимают совокупность форм и методов осуществления власти и достижения политических целей, определяемую каналами доступа к важнейшим управленческим позициям, характеристиками субъектов, имеющих такой доступ или лишенных его, а также доступными субъектам стратегиями борьбы за него5.

 

2. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

 

Хотя сам термин «режим» появился в западной политической науке еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел после Второй мировой войны, первые известные нам типологии политических режимов (или видов правления) были созданы античными мыслителями – Платоном, Аристотелем, Полибием и Цицероном. В качестве форм правления Платон выделял аристократию, тимократию, олигархию и демократию. Полибий и Цицерон в добавление к аристотелевским ввели еще один тип государственного устройства – смешанный – республику. В период Средневековья и раннего Нового времени политические философы не внесли принципиальных инноваций в характеристику форм правления.

Новый этап в изучении политических режимов начался в XX веке, когда мир вступил в полосу масштабных исторических перемен. Усложнение наблюдаемых исторических реалий потребовало более сложного теоретического инструментария для их описания и объяснения.

За последнее столетие было предложено значительное количество классификаций политических режимов (например, классификации Г. Моски, Г. Алмонда и Г. Пауэлла, Ж. Блонделя, Ч. Эндрейна), имеющих свои достоинства и недостатки.

В российской политологии наиболее распространенной является классификация, выделяющая три типа политических режимов (тоталитарный, авторитарный и демократический) в зависимости от степени контроля государства за различными сферами жизни общества. Она представляет собой упрощенный вариант классификации, разработанной американским ученым Хуаном Линцем, который выделял пять основных типов режимов – демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный и султанистский – исходя из четырех главных характеристик:

 

  1. Степени политической мобилизации граждан;
  2. Уровня плюрализма;
  3. Степени идеологизации;
  4. Конституционности власти лидера, либо правящей группы.

 

Термин «тоталитаризм» (от лат. totalitas – цельный, полный) применяют в отношении политических режимов, существовавших в большевистском СССР, нацистской Германии, фашистской Италии, маоистском Китае. При этом тоталитарный режим обыкновенно определялся через перечисление его «родовых» признаков или черт, в одинаковой мере присущих данным режимам.

Главная черта тоталитаризма – тотальный государственный контроль за функционированием всех общественных структур, плотное участие государства в экономических, социальных, культурных и прочих процессах. Фактически здесь имеет место стирание грани между государством и гражданским обществом, а точнее, поглощение второго первым. Все граждане превращаются, по существу, в государственных служащих, отличающихся лишь сферой деятельности и местом в иерархии.

Практически до конца XX века исследователи активно оперировали термином «тоталитаризм», но крайне ограниченное количество этих режимов заставило политологов пересмотреть традиционную классификацию, сведя ее к двум основным категориям: авторитаризму и демократии. Например, классики сравнительной политологии, занимающейся анализом политических систем различных стран, Габриэл Алмонд и Бингхем Пауэлл считают тоталитаризм разновидностью авторитаризма.

Термин «авторитаризм» (от лат. auctoritas – власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, для которого характерны:

– монополия на власть одного лица, партии, группы или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна;

– полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

– сильноцентрализованная система власти;

– наличие дифференцированных отношений между обществом и государством, характеризующихся сохранением ограниченного плюрализма;

– отсутствие политической конкуренции, наследование и кооптация как главные способы рекрутирования политической элиты;

– отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

– активное использование силовых структур для удержания власти.

 

Демократия – это политический режим, для которого характерны следующие черты:

– политическое и правовое равенство граждан;

– признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать партиям и организациям, оппозиционным к политике правительства;

– наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих, свободных, прямых, соревновательных, равных и тайных выборов, которые характеризуются неопределенностью, необратимостью и повторяемостью;

– построение государственной власти по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

– политический плюрализм;

– публичность власти.

 

Хотя в обыденном сознании бытует основанное на этимологии слова «демократия» представление, что «демократия – власть народа», это далеко не так. Власть не может осуществляться народом – ни народ в целом, ни сколько-нибудь значительная его часть не могут выступать в качестве правителя6.

3. ОБЩИЕ  ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ АВТОРИТАРИЗМА  И ТОТАЛИТАРИЗМА

 

Сторонники выделения тоталитаризма в качестве отдельного типа политического режима основной причиной считают отличие авторитаризма от тоталитаризма. Оно заключается в том, что при авторитаризме в обществе сохраняются автономные области: экономическая, культурная, частная и пр. Правительство контролирует лишь политическую сферу, в которой может, хотя и в ограниченном виде, сохраниться конкуренция7.

Информация о работе Политические режимы