Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:35, контрольная работа
Термин политический режим – производный от латинского слова regimen, т.е. направление, в переносном смысле кормило, правитель – появился в западной литературе еще в XIX в., а в широкий научный оборот вошел после Второй мировой войны. Но по сей день есть немало вариантов употребления и трактовок этого понятия. Политический режим характеризует совокупность приемов и методов осуществления поли-тической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни.
Политические режимы
I. Понятие политического режима, его сущность и основные признаки. Характеристика основных типов политических режимов.
В политической науке для описания социального характера и порядка отношений правителей и управляемых, а также методов и эффективности властвования в целом используется категория политического режима. Термин политический режим – производный от латинского слова regimen, т.е. направление, в переносном смысле кормило, правитель – появился в западной литературе еще в XIX в., а в широкий научный оборот вошел после Второй мировой войны. Но по сей день есть немало вариантов употребления и трактовок этого понятия. Политический режим характеризует совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни.
Одно из первых определений политического режима в политической науке дал французский ученый Морис Дюверже. Он понимал политический режим как особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой – способы политического участия партий и групп интересов.
Французский политолог Жан-Луи Кермонн (автор одного из самых популярных во Франции учебников по политологии «Западные политические режимы») уточнил формулу М. Дюверже: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период». Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.
В науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями.
В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.
Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.
Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.
На сегодняшний день предложено великое множество классификаций политических режимов. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – «западный» и «восточный»; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический и светский режимы.
Часто политические режимы конструируются в контексте более широких теорий, и построение классификации редко выступает как самостоятельная исследовательская задача.
Ряд исследователей предполагают, что классификация политических режимов в максимальной степени должна сочетать теоретическую последовательность с эмпирической адекватностью. Рассмотрим некоторые из них:
Классификация «охлократия – олигархия – тирания». Это древнегреческая классификация, в которой мыслители того времени пытались главным образом ответить на вопрос, кому принадлежит государственная власть и от чьего имени осуществляется управление.
Классификация «либеральный – умеренный – репрессивный режимы». Данная классификация была предназначена для описания методов, используемых режимом в поддержании своего господства.
Классификация «демократический – авторитарный – тоталитарный режимы». Является наиболее распространенной.
Сравнительная таблица общих характеристик основных политических режимов
Характеристика | Демократический | Авторитарный | Тоталитарный | Посттоталитарный | Султанистский |
Политический плюрализм | Ответственный плюрализм | Ограниченный, безответственный плюрализм; может быть слабая оппозиция | Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть) | Нет (партия все еще формально монополизирует власть) | Нет (ни одна группа не свободна от власти деспота); нет правового порядка |
Социальный и экономический плюрализм | Да | Может быть | Нет возможности для параллельного общества или теневой экономики | Ограниченный, но ответственный (в зрелых режимах оппозиция часто создает «вторую культуру», «параллельное общество» или теневую экономику) | Существует, но могут быть непредсказуемые деспотические вмешательства |
Идеология | Приверженность гражданским принципам и правилам конкуренции; уважение прав меньшинства, законности и ценности личности | Нет четко разработанной руководящей идеологии | Наличие руководящей и направляющей идеологии, описывающей достижимую в будущем утопию | Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются приверженность и вера граждан; смещение акцента с идеологии на прагматический консенсус | Манипуляция символами; прославление правителя; отсутствие руководящей идеологии |
Мобилизация | Низкая мобилизация, при понимании ценности высокого уровня участия; терпимость к мирной, соблюдающей правила оппозиции | Нет политической мобилизации, кроме исключительных случаев | Экстенсивная мобилизация в большое число созданных режимом организаций; мобилизация основана на энтузиазме | Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация в госорганизации поддерживает необходимые конформизм и покорность | Низкий уровень; периодически бывают мобилизации для насилия над группами, указанными султаном |
Лидерство | Лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов; власть их ограничена конституционно | Власть лидера (малой группы правителей) ограничена вполне предсказуемыми, но плохо определенными нормами | Неопределенные границы, большая непредсказуемость лидерства, часто харизматического; рекрутирование на высшие посты зависит от приверженности и успешной карьеры в парторганизации | Высшие лидеры практически не бывают харизматиками; их рекрутируют из официальной партии, а деятельность в основном ограничивается парт-структурами, процедурами и механизмами «внутренней демократии» | Лидерство сильно персонифицировано; отсутствуют рационально-легальные ограничители; покорность лидеру базируется на страхе или ожидании награды; его окружение рекрутируется из членов семьи, друзей либо людей, обеспечивающих насилие со стороны режима; мощная династическая тенденция |
Признаки политического режима
Политический режим определяет, как осуществляется власть, как функционируют политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а также обеспечивает достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.
Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.
Признаками политического режима являются:
механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;
порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями;
реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; существование системы сдержек и противовесов;
система методов осуществления политической власти (разрешительные – запретительные, убеждение – принуждение, экономические – внеэкономические);
характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное; каковы формы этого участия: организованные, стихийные;
состояние прав и свобод в обществе; признание или непризнание властью естественных неотчуждаемых прав личности и гражданина; реальность их гарантий;
способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
характер влияния, оказываемого политической культурой основных групп общества на динамику и направленность политического процесса;
наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством; существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;
политический и юридический статус и роль армии в обществе;
политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.
Типы политических режимов
В политологии выделяют четыре основных типа политических режимов:
авторитарный – власть одного лица, органа;
тоталитарный – всепроникающий, всеподчиняющий;
либеральный – свободный, предоставляющий гражданские права и свободы;
демократический – вовлекающий народные массы в процессы политического управления.
На практике способ реализации государственной власти выступает чаще всего в таком симбиотическом проявлении: авторитарно-тоталитарный режим; либерально-демократическое правление.
Тоталитарный режим
Тоталитаризм – это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета «Тайме» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».
В 1956 г. американские политологи – К. Фридрих и 3. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима:
официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Таким образом, господствующая идеология носит хилиастический характер. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества – мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т. д. – подчинены идеологии;
монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции. Населению отводится роль поддержки генеральной линии партии;
система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы;
монополия партии на средства массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой и др.;
монополия на средства вооруженной борьбы. Господствующая партия монополизирует контроль над силовыми структурами государства — армией, полицией, спецслужбами. Происходят политизация этих структур и их использование в политических целях;