Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 20:22, реферат
Краткое описание
Сущность всех государств проявляется в их функциях. Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности. Государства выполняют разнообразные функции, которые принято подразделять на две группы: внутренние и внешние. Внутренние функции государства — это основные направления деятельности конкретного государства на своей территории, внешние функции — это основные направления его деятельности во взаимоотношениях с другими государствами, на международной арене.
Сущность всех государств проявляется
в их функциях. Под функциями государства
принято понимать основные направления
его деятельности. Государства выполняют
разнообразные функции, которые принято
подразделять на две группы: внутренние
и внешние.
Внутренние функции государства
— это основные направления деятельности
конкретного государства на своей территории,
внешние функции — это основные направления
его деятельности во взаимоотношениях
с другими государствами, на международной
арене.
Основными внутренними функциями
существующих в настоящее время государств
являются следующие: 1) защита существующего социально-экономического
строя, 2) регулирование отношений господствующего
социального слоя с другими классами,
социальными слоями, общественными группами,
3) регулирование всей совокупности социальных
отношений — национальных, межнациональных,
семейных и т. д.)., 4) регулирование экономической
жизни, 5) обеспечение организованности,
упорядоченности в обществе, охрана установленных
законов и правопорядка, а также интересов
общества в целом, 6) регулирование взаимоотношений
общества с природой, 7) воспитательная
функция и другие.
Внешние функции современных государств
направлены на то, чтобы отстаивать свои
интересы на международной арене, в международных
отношениях. К числу внешних функций относят
следующие: 1) защита суверенитета и территории,
2) укрепление обороны и обеспечение государственной
безопасности. 8) поддержание нормальных
отношений и развитие сотрудничества
с другими странами, 1) участие в международном
разделении труда, 5) участие в решении
глобальных проблем и другие.
Государство обеспечивает экономическую,
социально-политическую стабильность
общества. С помощью власти, силы, убеждения,
.экономического и неэкономического принуждения
оно нейтрализует дезорганизующие тенденции,
поддерживает определенный порядок в
обществе. Реализуя цели и интересы господствующего
социального слоя, государство вместе
с тем осуществляет управление общественными
делами. Оно является единственным политическим
институтом, который в конкретных ситуациях
обеспечивает приоритет общих целей над
частными. Важнейшей функцией государства
является обеспечение прав и свобод граждан!
Вместе с тем современные государства
в той или иной мере выполняют функцию
социальной защиты не задействованных
по тем пли иным причинам в экономической
и политической жизни граждан.
Все функции, которые выполняет
государство, являются политическими.
Они никогда не были и не могут быть социально-нейтральными.
Поддерживая ли порядок в обществе, осуществляя
ли социальную защиту граждан, нейтрализуя
ли действия деструктивных сил и т. д.,
государство всегда так или иначе затрагивает
интересы различных классов, социальных
слоев и групп. Их реакция па действия
государства бывает самой различной —
от полной поддержки до активного сопротивления.
В зависимости от того интересы каких
социальных слоев общества — прогрессивных
или реакционных — при осуществлении
своих функций государство реализует
оно или ускоряет, пли тормозит прогрессивное
развитие общества. Так было, есть и будет
до тех пор пока общество является социально
неоднородным, дифференцированным па
классы, социальные слон и группы, интересы
которых не только противоположны, но
и нередко взаимоисключают друг друга.
государство — это вместе с тем и
прежде всего основной институт господствующей
в конкретном обществе политической системы,
совокупность взаимосвязанных учреждений
и организаций, осуществляющих регулирование
политических отношений, управление общественными
делами, выполнение властных функций.
Как политический институт от других
политических институтов государство
отличается рядом признаков. Во-первых,
для государства характерно наличие публичной
власти, которая складывается из аппарата
управления и органов принуждения. К аппарату
управления относятся чиновники законодательных,
исполнительных, распорядительных и прочих
органов, численность которых по мере
развития государства растет. Аппарат
принуждения в каждом государстве представлен
армией, полицией, органами государственной
безопасности и т. д. Во-вторых, существенным
признаком государства является взимание
налогов с населения, которые в значительной
мере используются на содержание аппарата
управления и принуждения, а также па выполнение
общественных дел. Современные государства
взимают самые разные налоги: налог на
прибыль, налог па добавленную стоимость,
налог на экспорт и импорт, налог с оборота,
налог с продаж и т. д. В-третьих, для государства
характерна определенная территория,
на которую распространяются полномочия
данною государства. В-четвертых, каждое
государство характеризуется конкретными
нормами права, которые закрепляют существующую
власть и обязанности граждан. В-пятых,
для государства характерен суверенитет.
От других политических институтов государство
также отличается тем, что для него характерны
«монополия неэкономического принуждения,
не допущения принуждения и насилия со
стороны частных лиц, отдельных групп
и т. п., исключительное право издавать
обязательные для всех законы, исключительное
право эмиссии денежных знаков, право...
выпускать займы, осуществлять бюджетную
политику...» (Политология: Энциклопедический
словарь. — М., 1993. — С. 69).
2. Структура и функции государства
Сущность всех государств проявляется
в их функциях. Под функциями государства
принято понимать основные направления
его деятельности. Государства выполняют
разнообразные функции, которые принято
подразделять на две группы: внутренние
и внешние.
Внутренние функции государства
— это основные направления деятельности
конкретного государства на своей территории,
внешние функции — это основные направления
его деятельности во взаимоотношениях
с другими государствами, на международной
арене.
Основными внутренними функциями
существующих в настоящее время государств
являются следующие: 1) защита существующего социально-экономического
строя, 2) регулирование отношений господствующего
социального слоя с другими классами,
социальными слоями, общественными группами,
3) регулирование всей совокупности социальных
отношений — национальных, межнациональных,
семейных и т. д.)., 4) регулирование экономической
жизни, 5) обеспечение организованности,
упорядоченности в обществе, охрана установленных
законов и правопорядка, а также интересов
общества в целом, 6) регулирование взаимоотношений
общества с природой, 7) воспитательная
функция и другие.
Внешние функции современных государств
направлены на то, чтобы отстаивать свои
интересы на международной арене, в международных
отношениях. К числу внешних функций относят
следующие: 1) защита суверенитета и территории,
2) укрепление обороны и обеспечение государственной
безопасности. 8) поддержание нормальных
отношений и развитие сотрудничества
с другими странами, 1) участие в международном
разделении труда, 5) участие в решении
глобальных проблем и другие.
Государство обеспечивает экономическую,
социально-политическую стабильность
общества. С помощью власти, силы, убеждения,
.экономического и неэкономического принуждения
оно нейтрализует дезорганизующие тенденции,
поддерживает определенный порядок в
обществе. Реализуя цели и интересы господствующего
социального слоя, государство вместе
с тем осуществляет управление общественными
делами. Оно является единственным политическим
институтом, который в конкретных ситуациях
обеспечивает приоритет общих целей над
частными. Важнейшей функцией государства
является обеспечение прав и свобод граждан!
Вместе с тем современные государства
в той или иной мере выполняют функцию
социальной защиты не задействованных
по тем пли иным причинам в экономической
и политической жизни граждан.
Все функции, которые выполняет
государство, являются политическими.
Они никогда не были и не могут быть социально-нейтральными.
Поддерживая ли порядок в обществе, осуществляя
ли социальную защиту граждан, нейтрализуя
ли действия деструктивных сил и т. д.,
государство всегда так или иначе затрагивает
интересы различных классов, социальных
слоев и групп. Их реакция па действия
государства бывает самой различной —
от полной поддержки до активного сопротивления.
В зависимости от того интересы каких
социальных слоев общества — прогрессивных
или реакционных — при осуществлении
своих функций государство реализует
оно или ускоряет, пли тормозит прогрессивное
развитие общества. Так было, есть и будет
до тех пор пока общество является социально
неоднородным, дифференцированным па
классы, социальные слон и группы, интересы
которых не только противоположны, но
и нередко взаимоисключают друг друга.
Структура государства
Организационная структура
государства (или государственный механизм)
включает в себя ряд важнейших элементов.
К ним относятся:
- представительные органы
государственной власти. Они подразделяются
на высшие, обладающие законодательной
власти (парламент), и местные органы
властью и самоуправления;
- исполнительно–распорядительные
(органы государственного управления),
состоящие из высших (правительство),
центральных (главки, министерства, ведомства)
и местных исполнительных органов;
- органы судебной власти
и прокуратуры;
- органы государственного
контроля;
- органы охраны общественного
порядка;
- органы государственной
безопасности;
- вооруженные силы.
Как правило, государство не
может нормально функционировать без
вышеназванных структур власти. Однако,
ряд элементов государственного механизма
(например, армия, органы государственного
контроля) может отсутствовать в отдельных
странах.
Государство, как основной институт,
имеет ряд признаков, отличающих его от
других элементов политической системы:
- суверенитет, означающий
верховенство государственной власти
внутри страны и независимость
её на международной арене. Это
верховенство проявляется в собственности
государства издавать обязательные
для всех членов общества правила
поведения, устанавливать и обеспечивать
единый правопорядок, определять
права и обязанности граждан,
должностных лиц и организаций;
- наличие права, без которого
не может существовать государство.
Ибо только право юридически
оформляет государственную власть,
делает её легитимной, а также
определяет юридические рамки
и формы осуществления функций
государства. (Право – это система
нравственных и справедливых
общепризнанных обязательных норм,
правил поведения людей в обществе
и государстве, исполнение которых
обеспечивается надлежащим воспитанием,
а в необходимых случаях, применением
государственного принуждения или
наказания за их нарушение;
3. Формы государственного правления
и устройства
Форма государства указывает, как организованы
государство и право, как они функционируют,
и включает следующие элементы:
форма правления — определяет кому принадлежит власть;
форма государственного устройства
— определяет соотношения государства
в целом и его отдельных частей;
политический режим — совокупность
методов и способов осуществления в стране
государственной власти и управления.
Форма государственного правления
Под формой правления понимается
организация высших органов государственной
власти (порядок их образования, взаимоотношений,
степень участия народных масс в их формировании
и деятельности). При одном и том же типе
государства могут быть разнообразные
формы правления.
Основными формами правления
являются монархия и республика.
Монархия — форма правления, при которой
верховная государственная власть принадлежит
одному лицу (монарху) и передаётся по
наследству;
Республика — при которой источник власти
— народное большинство; высшие органы
власти избираются гражданами на определенный
срок.
парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);
Формы государственного устройства
Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная
организация государственной власти,
деление территории государства на те
или иные составные части, их правовое
положение, взаимоотношения между государством
в целом и его составными частями.
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который
характеризует территориальную организацию
государственной власти.
По форме государственного устройства
государства делят на:
Унитарные
Федеративные
Конфедерации
Ранее существовали и иные формы
государственного устройства (империи,
протектораты).
Унитарное государство
Унитарные государства — это единые государства, состоящие
лишь из административно-территориальных
единиц (областей, провинций, губерний
и т. д.). К унитарным государствам относятся:
Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния,
Швеция.
Признаки унитарного государства:
существование одноуровневой
системы законодательства;
подразделение на административно-территориальные
единицы (АТЕ);