Политические реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 20:22, реферат

Краткое описание

Сущность всех государств проявляется в их функциях. Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности. Государства выполняют разнообразные функции, которые принято подразделять на две группы: внутренние и внешние.
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности конкретного государства на своей территории, внешние функции — это основные направления его деятельности во взаимоотношениях с другими государствами, на международной арене.

Вложенные файлы: 1 файл

Seminar_5.docx

— 47.08 Кб (Скачать файл)

1. Сущность и основные признаки  государства

Сущность всех государств проявляется в их функциях. Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности. Государства выполняют разнообразные функции, которые принято подразделять на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности конкретного государства на своей территории, внешние функции — это основные направления его деятельности во взаимоотношениях с другими государствами, на международной арене.

Основными внутренними функциями существующих в настоящее время государств являются следующие: 1) защита существующего социально-экономического строя, 2) регулирование отношений господствующего социального слоя с другими классами, социальными слоями, общественными группами, 3) регулирование всей совокупности социальных отношений — национальных, межнациональных, семейных и т. д.)., 4) регулирование экономической жизни, 5) обеспечение организованности, упорядоченности в обществе, охрана установленных законов и правопорядка, а также интересов общества в целом, 6) регулирование взаимоотношений общества с природой, 7) воспитательная функция и другие.

Внешние функции современных государств направлены на то, чтобы отстаивать свои интересы на международной арене, в международных отношениях. К числу внешних функций относят следующие: 1) защита суверенитета и территории, 2) укрепление обороны и обеспечение государственной безопасности. 8) поддержание нормальных отношений и развитие сотрудничества с другими странами, 1) участие в международном разделении труда, 5) участие в решении глобальных проблем и другие.

Государство обеспечивает экономическую, социально-политическую стабильность общества. С помощью власти, силы, убеждения, .экономического и неэкономического принуждения оно нейтрализует дезорганизующие тенденции, поддерживает определенный порядок в обществе. Реализуя цели и интересы господствующего социального слоя, государство вместе с тем осуществляет управление общественными делами. Оно является единственным политическим институтом, который в конкретных ситуациях обеспечивает приоритет общих целей над частными. Важнейшей функцией государства является обеспечение прав и свобод граждан! Вместе с тем современные государства в той или иной мере выполняют функцию социальной защиты не задействованных по тем пли иным причинам в экономической и политической жизни граждан.

Все функции, которые выполняет государство, являются политическими. Они никогда не были и не могут быть социально-нейтральными. Поддерживая ли порядок в обществе, осуществляя ли социальную защиту граждан, нейтрализуя ли действия деструктивных сил и т. д., государство всегда так или иначе затрагивает интересы различных классов, социальных слоев и групп. Их реакция па действия государства бывает самой различной — от полной поддержки до активного сопротивления. В зависимости от того интересы каких социальных слоев общества — прогрессивных или реакционных — при осуществлении своих функций государство реализует оно или ускоряет, пли тормозит прогрессивное развитие общества. Так было, есть и будет до тех пор пока общество является социально неоднородным, дифференцированным па классы, социальные слон и группы, интересы которых не только противоположны, но и нередко взаимоисключают друг друга.

государство — это вместе с тем и прежде всего основной институт господствующей в конкретном обществе политической системы, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих регулирование политических отношений, управление общественными делами, выполнение властных функций.

Как политический институт от других политических институтов государство отличается рядом признаков. Во-первых, для государства характерно наличие публичной власти, которая складывается из аппарата управления и органов принуждения. К аппарату управления относятся чиновники законодательных, исполнительных, распорядительных и прочих органов, численность которых по мере развития государства растет. Аппарат принуждения в каждом государстве представлен армией, полицией, органами государственной безопасности и т. д. Во-вторых, существенным признаком государства является взимание налогов с населения, которые в значительной мере используются на содержание аппарата управления и принуждения, а также па выполнение общественных дел. Современные государства взимают самые разные налоги: налог на прибыль, налог па добавленную стоимость, налог на экспорт и импорт, налог с оборота, налог с продаж и т. д. В-третьих, для государства характерна определенная территория, на которую распространяются полномочия данною государства. В-четвертых, каждое государство характеризуется конкретными нормами права, которые закрепляют существующую власть и обязанности граждан. В-пятых, для государства характерен суверенитет. От других политических институтов государство также отличается тем, что для него характерны «монополия неэкономического принуждения, не допущения принуждения и насилия со стороны частных лиц, отдельных групп и т. п., исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право... выпускать займы, осуществлять бюджетную политику...» (Политология: Энциклопедический словарь. — М., 1993. — С. 69).

 

2. Структура и функции государства

 

Сущность всех государств проявляется в их функциях. Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности. Государства выполняют разнообразные функции, которые принято подразделять на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности конкретного государства на своей территории, внешние функции — это основные направления его деятельности во взаимоотношениях с другими государствами, на международной арене.

Основными внутренними функциями существующих в настоящее время государств являются следующие: 1) защита существующего социально-экономического строя, 2) регулирование отношений господствующего социального слоя с другими классами, социальными слоями, общественными группами, 3) регулирование всей совокупности социальных отношений — национальных, межнациональных, семейных и т. д.)., 4) регулирование экономической жизни, 5) обеспечение организованности, упорядоченности в обществе, охрана установленных законов и правопорядка, а также интересов общества в целом, 6) регулирование взаимоотношений общества с природой, 7) воспитательная функция и другие.

Внешние функции современных государств направлены на то, чтобы отстаивать свои интересы на международной арене, в международных отношениях. К числу внешних функций относят следующие: 1) защита суверенитета и территории, 2) укрепление обороны и обеспечение государственной безопасности. 8) поддержание нормальных отношений и развитие сотрудничества с другими странами, 1) участие в международном разделении труда, 5) участие в решении глобальных проблем и другие.

Государство обеспечивает экономическую, социально-политическую стабильность общества. С помощью власти, силы, убеждения, .экономического и неэкономического принуждения оно нейтрализует дезорганизующие тенденции, поддерживает определенный порядок в обществе. Реализуя цели и интересы господствующего социального слоя, государство вместе с тем осуществляет управление общественными делами. Оно является единственным политическим институтом, который в конкретных ситуациях обеспечивает приоритет общих целей над частными. Важнейшей функцией государства является обеспечение прав и свобод граждан! Вместе с тем современные государства в той или иной мере выполняют функцию социальной защиты не задействованных по тем пли иным причинам в экономической и политической жизни граждан.

Все функции, которые выполняет государство, являются политическими. Они никогда не были и не могут быть социально-нейтральными. Поддерживая ли порядок в обществе, осуществляя ли социальную защиту граждан, нейтрализуя ли действия деструктивных сил и т. д., государство всегда так или иначе затрагивает интересы различных классов, социальных слоев и групп. Их реакция па действия государства бывает самой различной — от полной поддержки до активного сопротивления. В зависимости от того интересы каких социальных слоев общества — прогрессивных или реакционных — при осуществлении своих функций государство реализует оно или ускоряет, пли тормозит прогрессивное развитие общества. Так было, есть и будет до тех пор пока общество является социально неоднородным, дифференцированным па классы, социальные слон и группы, интересы которых не только противоположны, но и нередко взаимоисключают друг друга.

 

Структура государства

Организационная структура государства (или государственный механизм) включает в себя ряд важнейших элементов. К ним относятся:

- представительные органы  государственной власти. Они подразделяются  на высшие, обладающие законодательной  власти (парламент), и местные органы  властью и самоуправления;

- исполнительно–распорядительные (органы государственного управления), состоящие из высших (правительство), центральных (главки, министерства, ведомства) и местных исполнительных органов;

- органы судебной власти  и прокуратуры;

- органы государственного  контроля;

- органы охраны общественного  порядка;

- органы государственной  безопасности;

- вооруженные силы.

Как правило, государство не может нормально функционировать без вышеназванных структур власти. Однако, ряд элементов государственного механизма (например, армия, органы государственного контроля) может отсутствовать в отдельных странах.

Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:

- суверенитет, означающий  верховенство государственной власти  внутри страны и независимость  её на международной арене. Это  верховенство проявляется в собственности  государства издавать обязательные  для всех членов общества правила  поведения, устанавливать и обеспечивать  единый правопорядок, определять  права и обязанности граждан, должностных лиц и организаций;

- наличие права, без которого  не может существовать государство. Ибо только право юридически  оформляет государственную власть, делает её легитимной, а также  определяет юридические рамки  и формы осуществления функций  государства. (Право – это система  нравственных и справедливых  общепризнанных обязательных норм, правил поведения людей в обществе  и государстве, исполнение которых  обеспечивается надлежащим воспитанием, а в необходимых случаях, применением  государственного принуждения или  наказания за их нарушение;

 

3. Формы государственного правления и устройства

 

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;

  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления


Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);

  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Формы государственного устройства


Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные

  • Федеративные

  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;

  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

  • существование только одного гражданства;

Информация о работе Политические реформы