Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 01:40, курсовая работа
Цель данной работы: определение политических технологий и политического менеджмента и их использование.
Задачи данной работы:
1. дать определение политические технологии, виды, задачи и цели;
2. рассмотреть использование политических технологий в избирательной кампании;
3. изучить политические технологии в выборах 1993-1999 годов;
4. изучить влияние СМИ на политические технологии.
Введение 3
Глава 1. Определение политические технологии 5
1.1. Политические технологии, виды, задачи и цели использования 5
1.2. Использование политических технологий
в избирательной кампании 10
Глава 2 . Политические технологии в выборах
парламента в России 18
2.1. Политические технологии в выборах 1993-1999 годов 18
2.2. Влияние СМИ на политические технологии 29
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Определение политические технологии 5
1.1. Политические технологии, виды, задачи и цели использования 5
1.2. Использование политических технологий
в избирательной кампании 10
Глава 2 . Политические технологии в выборах
парламента в России 18
2.1. Политические технологии в выборах 1993-1999 годов 18
2.2. Влияние СМИ на политические технологии 29
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение 49
Введение
Термин “политические технологии” весьма широко используется в современной философской и политологической литературе, в публицистике. Политические технологии - это технологии реализации власти. Борьба за власть, ее удержание и использование порождает множественность политических технологий, направленных на завоевание и удержание политической, духовной власти, власти над умами и сердцами людей, над общественным мнением.1
История российского государства свидетельствует о том, что в ряду универсальных средств завоевания и удержания власти насильственные политические технологии (страх, насилие) преобладали. В споре политических технологий эволюции и политических технологий кризиса часто побеждали радикальные технологии. Не случайно в российской литературе гораздо полнее изучены механизмы революций, заговоров, террора, различных форм политического экстремизма, нежели политические технологии эволюции, скажем, технологии парламентаризма, технологии переговорного процесса, достижения консенсуса и т.п.2 В современных российских условиях мы являемся свидетелями преобразования политических технологий. Избавляясь от тоталитаризма и авторитарности, постепенно осваивая демократические нормы политической жизни, мы выходим к пониманию тех способов политической деятельности, которые сопровождают подлинно демократическое преобразование общества. Мы можем констатировать, что политическая власть и политическая система в целом реализует свои сущностные свойства выражения интересов, властвования, организации, подчинения и т.п. как через соответствующие функции, так и технологии. Они развиваются, трансформируются с учетом конкретно-исторической обстановки, отмирают одни, появляются новые и видоизменяются ранее существовавшие.
Актуальность темы. Функции, технологии политической системы находятся в динамике, обновлении. Политические технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов и т.п. при определении целей, средств и методов осуществления политики, в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды. Построение политических технологий осуществляется при помощи аналитического целеполагания и последующего разделения деятельности на отдельные этапы, стадии, операции, отбора адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от реализуемых целей.3
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем:
Политические технологии (политический менеджмент) играют исключительно важную роль в избирательной компании.
Цель данной работы: определение политических технологий и политического менеджмента и их использование.
Задачи данной работы:
1. дать определение политические технологии, виды, задачи и цели;
2. рассмотреть использование политических технологий в избирательной кампании;
3. изучить политические технологии в выборах 1993-1999 годов;
4. изучить влияние СМИ на политические технологии.
Предмет исследования: политические технологии, их роль и значение.
Объект исследования: политические технологии, как главный элемент проведения избирательной кампании.
Глава 1. Определение политические технологии
1.1. Политические технологии, виды, задачи и цели использования
Понятие политических технологий трактуется неоднозначно. Это связано с неоднозначностью понимания обоих его слагаемых.
Политические технологии – это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики.4 Политические технологии включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия).5 Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.). Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности назовем технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; “паблик рилейшнз”; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска и др. Слово «технология» в буквальном смысле (от греч. téchnē искусство, мастерство, умение и logos - слово, учение) это наука об искусстве, о приемах и способах получения запланированного результата.6 Используется же оно чаще в другом смысле, как сами эти приемы и способы. Но и в этом случае речь идет не произвольном наборе приемов, а о целенаправленно образованной и, как правило, апробированной, неоднократно применяемой совокупности. В нашем случае будем придерживаться второго подхода, понимая под технологией именно такую совокупность приёмов и способов достижения результата в той или иной сфере деятельности человека. Нет согласия между учеными и в понимании термина «политическое». Нередко политическое воздействие противопоставляют административному как особый механизм достижения результата, основанный на переговорах, согласованиях, с учетом мнения заинтересованных сторон.7 Другие относят к сфере политического любой механизм, если в результате его применения затрагиваются государство и несовпадающие интересы значимых социальных групп. Присоединимся ко вторым: иначе многие технологии избирательных и других политических кампаний окажутся за пределами рассмотрения политолога. В результате определим политические технологии как целенаправленно сконструированную совокупность приёмов и способов достижения результата, использование которых затрагивает государство и несовпадающие интересы значимых социальных групп8. В конечном счете, политические технологии всегда представляют собой технологии борьбы за политическую власть и ее удержание, технологии распределения и применения политической власти. Политические технологии разнообразны. Их выбор и применение определяется характером целей и спецификой условий их достижения, а также ресурсами заинтересованной стороны. Но всю совокупность политических технологий можно сгруппировать в определенные типы по разным основаниям классификации. Прежде всего, технологии различают по характеру решаемых с их применением задач технологии политологического исследования, переговоров, принятия решений, избирательной кампании, политической рекламы и т.п. В случае масштабных целей, таких как победа на выборах, когда общая цель распадается на ряд взаимосвязанных задач, для решения каждой используется своя технология, частная по отношению к общему алгоритму действий, выступающему в качестве генеральной технологии. Можно классифицировать технологии по основанию применяемого инструментария. Это различные технологии исследования, политического согласования или воздействия с использованием методов индивидуальной и массовой психологии, социологии, коммуникативистики и др. Принципиально отличаются политические технологии по степени их открытости: от публичных, ориентированных на широкую общественность до латентных, скрытых от посторонних глаз механизмов «кабинетной» технологии.9 Применение латентных технологий делает политику менее предсказуемой, а ее результат хуже прогнозируемым для конкурентов и общественности. С другой стороны, публичность, обращение за поддержкой к населению является важным ресурсом политического влияния. В реальной политике, как правило, используются оба эти вида технологий. Отличаются технологии и в зависимость от масштаба решаемых задач.10 При решении глобальных политических задач, связанных с международным сотрудничеством или противостоянием, используются технологии, существенно отличающиеся от технологий решения задач национально-государственного, регионального или местного масштаба, даже если это однотипные задачи. По степени воспроизводимости технологии можно разделить на стандартные и уникальные. Политические технологии создаются и применяются, как правило, при реализации повторяющихся политических целей в сходных с известными случаями условиях, при решении повторяющихся задач,- для которых в арсенале политолога имеются апробированные наборы приемов и способов решения. Во многих случаях, однако, применительно к новым условиям и для решения нестандартных задач в дополнение к апробированным разрабатываются и новые, уникальные технологии или новые элементы апробированных технологий. Именно в таких случаях от политтехнолога требуется широкий теоретический кругозор, понимание общих закономерностей политики в сочетании с творческими, креативными способностями. Нередко уникальные технологии со временем переходят в разряд стандартных. По степени применения силы, принуждения отличают жесткие и мягкие технологии. В международной политике это противопоставление закреплено в терминах «hard power» и «soft power» как подчинение, основанное на жесткой власти, с одной стороны, и на всеобщем признании правомерными ценностей сильного, с другой. В политике внутригосударственного масштаба также применяются как технологии с использование административного нажима, так и различные способы легитимации на ценностной основе. К «мягким» технологиям, в противоположность административным, относят также приемы и способы достижения целей посредством переговоров, согласований и других процедур, позволяющих осуществлять политику с учетом интересов всех взаимодействующих сторон. Различают также нормативные и девиантные технологии по степени их соответствия существующим в обществе нормам: законам, требованиям морали, обычаям, традициям. К числу девиантных относят так называемые «черные», противоречащие закону, и «серые», безнравственные технологии. Использование девиантных технологий - тот случай, когда «цель оправдывает средство». Следует, однако, иметь в виду, что неразборчивость в средствах, нередко способствующая достижению конкретных целей, подрывает доверие общества к политическим и государственным институтам, ведет, в конечном счете, к деградации политики и дестабилизации общества. Со второй половины XX века в сферу политических технологий активно привносятся методы и подходы, заимствованные из области экономики. Это, прежде всего, политический менеджмент, в сфере государственного управления противопоставленный политическому администрированию, принуждению. В более широком смысле под политическим менеджментом понимают совокупность приемов и способов управления в государстве и в политических организациях в условиях демократии. Нередко понятие политического маркетинга используется более узко, применительно к организации избирательных кампаний в условиях конкурентной борьбы. Ни политический маркетинг, ни политический менеджмент немыслимы без взаимодействия политических акторов, организаторов политических кампаний с общественной средой, «потребителями» политического «товара». В политической практике понятие связи с общественностью нередко выхолащивают, односторонне сводят ее к технологиям воздействия на граждан с целью получения запланированного результата. На самом деле связь с общественностью носит двусторонний характер, и применение технологий, связанных с распространением недобросовестной информации, подкупом населения и другими нарушениями морали, всегда имеют негативные последствия в виде недоверия к соответствующим акторам, институтам или политической системе в целом. Грамотное применение политических технологий повышает эффективность политической деятельности и позволяет достигать поставленной цели оптимальным образом. В условиях конкурентной борьбы, когда каждая из сторон использует политические технологии, результат зависит от многих обстоятельств, среди которых решающее значение имеют ресурсы соперников, не только материальные, но и организационные, интеллектуальные, личностные (если речь идет о конкуренции персоналий) и другие.
1.2. Использование политических технологий в избирательной кампании
Одна из наиболее значимых и насыщенных технологиями политических кампаний избирательная кампания, в ходе которой разворачивается борьба претендующих на места во властных структурах партий и лидеров. В законодательстве Российской Федерации избирательная кампания определяется как заключительный этап избирательного процесса по выборам в конкретный орган государственной власти- деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения об их назначении до дня представления избирательной комиссией отчета о расходовании средств. Известно, однако, что на деле предвыборная борьба начинается задолго до официального старта. Определим ее как совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или общественно-политической организацией определенных результатов по итогам выборов, а избирательную технологию как способ ведения избирательной кампании.11
Основные субъекты избирательной кампании кандидаты и партии, борющиеся за соответствующие мандаты либо решающие другие задачи (повысить степень политического влияния накануне следующих выборов, обменять электоральный ресурс на доступ к ресурсам иного рода и т.п.). Важнейшая роль избирательных комиссий состоит в формировании правового пространства избирательной кампании и контроле за соблюдением правовых норм сторонами предвыборной борьбы.12 Избирательная кампания может быть представлена как целенаправленное взаимодействие кандидата или партии, претендующих на мандат избирателей, с элементами общественной среды, оказывающими решающее воздействие на исход голосования. Совокупность реализуемых при этом связей образует поле избирательной стратегии (схема 1). Прежде всего, как политик, кандидат, вступающий в предвыборную борьбу, должен позиционировать себя среди политической элиты определить свое место в сложившемся пересечении политических интересов и образов. Во-первых, поддержка крупных политических фигур необходима ему, с одной стороны, как средство привлечения дополнительного финансового, организационного, административного ресурса.13 Во-вторых, кандидат должен иметь политический имидж, позволяющий ему занять выигрышную нишу в конфигурации претендентов на оспариваемый им мандат.14 В-третьих, демонстрация поддержки политических «тяжеловесов» помогает кандидату убедить избирателей в своей способности выполнить предвыборные обещания.15 В-четвертых, необходимо учесть степень популярности этих «тяжеловесов» среди населения и, прежде всего, тех слоев, на поддержку которых рассчитывает кандидат.16 Наконец, в-пятых, способы решения этих проблем не должны противоречить друг другу.
|
Схема 1.17
Позиционирование в совокупности политических институтов решает сходные задачи. Поддержка партий дает кандидату к тому же дополнительный организационный ресурс. В электоральном отношении в России поддержка партии менее значима для избирателя, нежели поддержка лидера. Существенной является поддержка (или противодействие) со стороны государственных органов. Но и партийной поддержкой не следует пренебрегать, особенно на выборах в органы представительной власти. На выборах же руководителей администраций преимущество может дать, в одних случаях, демонстрация надпартийной позиции в других, партийной принадлежности. Необходимость правильного позиционирования в промышленно-финансовой элите связана не только с естественной потребностью кандидата в финансовой поддержке на выборах. Поддержка крупных промышленников и банкиров, в зависимости от их репутации, способна как привлечь, так и оттолкнуть симпатии избирателей. К тому же кандидат (или партия) не может не понимать, что понятие свободного мандата существует для избирателя, но не для спонсора.18
Существуют определенные требования и к позиционированию в совокупности претендентов на искомый мандат. Чтобы иметь шанс быть избранным, необходимо, чтобы тебя узнавали, отличали от других кандидатов и чтобы черты предложенного избирателям имиджа импонировали значительной их части. И главное, в конечном счете, правильное позиционирование в структуре электората, для чего осуществляется его сегментирование, т.е. разбиение на социальные группы по демографическому, профессиональному, территориальному признакам, уровню доходов, политическим предпочтениям и определение тех групп, опора на которые обеспечит победу. Формирование имиджа должно отвечать их ожиданиям. Способы позиционирования в остальных сферах не должны, как минимум, противоречить электоральным задачам. Наконец, выстраивание отношений со всеми элементами среды невозможно без установления эффективных связей с ними. Совокупность этих связей составляет информационное пространство, формирование которого является одной из основных задач, решаемых в ходе предвыборной кампании. Оно образуется из средств массовой информации, агитационных материалов, слухов, служебной, доверительной информации и др. Выбор и характер использования конкретных средств коммуникации зависит от объекта информационного воздействия и конкретной политической ситуации.19
Способы позиционирования,
конфигурация и использование
Содержание стратегии зависит от целей, которые могут быть разными:20
победа на выборах, получение искомого мандата- «естественная» цель выборной кампании;
сокрушительная победа, в случаях, когда простой победы бывает недостаточно;
повышение уровня известности и формирование имиджа (так называемая «раскрутка») с прицелом на следующие выборы;
получение трибуны в рекламных целях- для пропаганды политических взглядов, торговой марки фирмы и т.п.;
демонстрация своего политического ресурса для продвижения позиций в политических или финансово-промышленных кругах;
оказание политических услуг, выдвижение в рамках стратегии другого кандидата (партии),- чтобы не допустить срыва выборов, отобрать голоса у соперников кандидата заказчиков, оттенить его достоинства, получить трибуну для выступлений в его поддержку с последующим, возможно, снятием своей кандидатуры и т.п.
В каждом из этих случаев выстраивается своя стратегия, ориентированная на соответствующую цель. При этом «естественную» цель предвыборной кампании- победить на выборах- очень часто преследует меньшинство ее участников. Важно понять и учесть в стратегии цель каждого. В соответствии с логикой избирательного процесса выстраивается логика избирательной кампании. В самом общем виде можно разделить ее на две части: до и после объявления выборов. Первая из них, скрытая и, как правило, наиболее продолжительная, предварительная, она начинается с момента, когда будущий официальный кандидат (или партия) решил, что будет претендовать на мандат. Здесь реализуются задачи позиционирования в политической и промышленно-финансовой элите, среди политических партий, формируются ожидания избирателей и имидж будущего кандидата. Наиболее влиятельные партии и их лидеры используют в этих целях парламентскую трибуну, действующие президенты и губернаторы ресурсы исполнительной власти. У их оппонентов свои ресурсы. Главное преимущество оппозиции: возможность критиковать власть за ее реальные и мнимые ошибки при отсутствии ответственности за решения и действия власти. На этой стадии борьба ведется скрытно, завуалировано, без прямой агитации. Если уподобить предвыборную кампанию айсбергу, первая ее часть- подводная.21
Видимая, хотя тоже не полностью, надводная часть айсберга: вторая часть избирательной кампании, начало которой кладет объявленная дата ее начала. С момента объявления выборов начинается официальная предвыборная кампания. На этой стадии на первый план выступает задача формирования и продвижения позитивного, соответствующего ожиданиям избирателей имиджа предлагаемого им «политического товара» обобщенный образ, портрет личности или организации, формируемый в представлении общественности. Элементами политического имиджа являются личностные и социальные характеристики лидеров и партий, биографические данные, внешний вид, политический вес, предвыборные программные установки и т.п. Эту часть избирательной кампании можно, в свою очередь, разделить на три качественно разных этапа. Первый этап выдвижение и регистрация кандидатов. Основная задача этапа сбор необходимого числа подписей в поддержку потенциального кандидата, подготовка документов для регистрации кандидата или партии, прохождение процедуры регистрации. На этом этапе особенно важно обеспечить выполнение всех юридических требований, чтобы исключить возможность отказа в регистрации либо последующего «снятия с дистанции» в судебном порядке. В то же время сбор подписей - хороший «информационный повод» для косвенной агитации. На этом этапе происходит «всплытие» основных претендентов на мандаты, окончательно определяется конфигурация избирательного пространства и в соответствии с этим осуществляется коррекция стратегий. После регистрации дается старт официальной предвыборной кампании, начинается второй этап. В этот период разворачивается непосредственная борьба за голоса, ведется прямая агитация. Каждая сторона стремится на этом этапе преподнести избирателям образ своего кандидата в максимальной степени отвечающим сформированным к этому времени ожиданиям и представить главных оппонентов в образе «антигероя». Главная задача этапа- совмещение в сознании избирателей их ожиданий с имиджем кандидата (партии). Третий этап- самый краткий, но не менее ответственный: голосование и подсчет голосов. Главная задача этапа контроль на избирательных участках и в избирательных комиссиях. Без этого все предшествующие усилия могут оказаться бесполезными. На этом этапе предвыборная агитация запрещена, но законные способы повлиять на исход голосования все-таки существуют. Используется, например, личные связи сторонников для обеспечения явки: нет ничего предосудительного в том, чтобы позвонить приятелю и назначить ему встречу за бутылочкой пива на избирательном участке. Если в ходе голосования или подсчета голосов вскрываются грубые нарушения избирательного законодательства, которые могли существенно повлиять на результаты выборов, возможен еще один, четвертый этап: процедура опротестования итогов голосования в суде. На практике эта возможность реализуется исключительно редко, в том числе и по причине отсутствия должного контроля команд. В некоторых случаях, однако, наличие документально оформленных свидетельств грубого нарушения используется для оказания давления на победителя с целью получения определенных политических дивидендов: при распределении постов, принятии решений и т.п. Вот почему необходимо с самого начала официальной избирательной кампании обеспечить ее плотное юридическое сопровождение. Избирательным правом многих стран, включая Россию, во многих случаях предусматривается второй тур голосования. Если кандидат в первом туре не набрал необходимого для победы числа голосов, назначается второй тур. Тем самым появляется еще один этап, который распадается на два подэтапа с задачами второго и третьего этапов основной кампании. Возможен синтез двух последних случаев: второй тур плюс опротестование итогов голосования в суде. Наконец, на следующий день после официального вступления в должность либо получения депутатского мандата победитель, хочет он того или нет, начинает первую, фоновую часть новой избирательной кампании. Каждый его шаг будет оцениваться как позиционирование в политической и промышленно-финансовой элите, среди партий и электоральных групп.22
Информация о работе Политические технологии в выборах парламента в России