Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:11, контрольная работа
Цель: Изучить работы трех выдающихся мыслителей, а именно Гуго Гроция, Томаса Гоббса и Джона Локка.
В связи с этим поставим задачи :
1. Рассмотрим естественное и волеустановленное право
2. Узнать о происхождении и сущности государства
3. Рассмотрим теорию общественного договора
Введение…………………………………………………………………….3
1. Гуго Гроций о естественном и волеустановленном праве…………..4
2. Томас Гоббс о происхождении и сущности государства……………6
3. Джон Локк о теории общественного договора (или "теория согласия")………………………………………………………………...8
Заключение………………………………………………………………………..9
Библиографический список………………………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………
Библиографический список………………………………………………..12
Политическая мысль XVII в. Представлена прежде всего именами трех выдающихся мыслителей того времени - голландца Гуго Гроция, англичан Томаса Гоббса и Джона Локка.
Их взгляды во многом отражали проблемы
политической борьбы кануна и проведения
ранних буржуазных революций в Голландии
и Англии. Они явились очень
важной предпосылкой последующего бурного
развития политической мысли эпохи
Просвещения, внесли серьезный вклад
в становление теорий естественного
права и общественного
Цель: Изучить работы трех выдающихся мыслителей, а именно Гуго Гроция, Томаса Гоббса и Джона Локка.
В связи с этим поставим задачи :
1.Гуго Гроций о естественном и волеустановленном праве
Гуго Гроций (1583-1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Основной его труд – “О праве войны и мира” (1625 г.).
Для Гроция как одного из ранних представителей формировавшегося буржуазного юридического мировоззрения существенный интерес представляли теоретические обоснования нового правопонимания. Для того, чтобы придать юриспруденции “научную форму”, согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, “что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы. Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать “естественную, неизменную часть” и “то, что имеет своим источником волю”.
В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное.
Естественное право
Государство в учении Гроция выводится в качестве следствия из начал естественного права. “Государство – есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”. Люди объединились в государство, причем “не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть”. Государство является, по Гроцию, чисто человеческим установлением. Гроция таким образом, можно считать основоположником “теории общественного договора”.
По своему социальному смыслу государство выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.
Рассматривая формы правления, Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т.д. Отрицая тиранию, Гроций отдавал предпочтение единоличной и аристократической формам правления.
Гроций был противником мнения, что верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать. Он считал, что собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти.
Праву на сопротивление властям он противопоставляет “закон о непротивлении”, отступления от которого допустимы лишь в крайних случаях и при условии, что сопротивление насилию не причинит величайшего потрясения государству и не приведет к гибели множества неповинных.
Такая же ориентация на мир характерна и для учения Гроция о войне и мире. Он считал, что война не противоречит естественному праву, но различал войны справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические с целью покорения других народов и завладения чужим имуществом). В конечном счете, он подчеркивал, что все войны ведутся ради заключения мира. Огромный вклад Гроция в разработку новой светской доктрины международного общения позволяет считать его “отцом международного права”.
Английская буржуазная революция
нанесла сокрушительный удар по феодализму
и открыла простор для быстрого
роста капиталистических
2. Томас Гоббс
Томас Гоббс (1588-1679) – выдающийся английский философ и политолог, автор труда “Левиафан”. Учение Гоббса о государстве и обществе является производным от его философской теории, вытекает из понимания им человеческой природы. Гоббс был последовательным сторонником материалистической философии Ф.Бекона, отождествлявшим законы развития мира с законами механики, он развил механистическую теорию в понимании всей социальной жизни, государства и сущности человека.
В человеческом общежитии индивидуальное и частное – первичное, а государственно-общественное является производным, вторичным.
Учение Гоббса отражало интересы утверждающейся буржуазии, буржуазные представления о человеке (в отличие от феодально-религиозных) как о прирожденном эгоисте, индивидуалисте, когда каждый ищет для себя добро, избегая зло. Гоббс и его индивидуалистический подход к государству и обществу были знаменем борьбы с феодальной сословностью, корпоративностью, он подчеркивал принципиальное равенство людей как частей природы, отрицал религиозные концепции происхождения государственной власти.
Гоббс разработал рационалистическую
концепцию происхождения и
Гоббс отмечал, что существует два основных состояния общества: естественное, негосударственное (здесь царит несвобода, вражда, ненависть, страх) и государственное, гражданское. Совершенствование человеческой природы, общества происходит только при государственной организации.
Сторонник механистического подхода
Гоббс рассматривает
Лишь указы верховной
Государство – прежде всего институт, реализующий разумность человеческой природы, поэтому дело власти – приказывать, а гражданина – подчиняться, исполнять законы. Государственная власть становится само сущей ценностью, свободной от любых посягательств по ее ограничению, ослаблению. В то же время Гоббс ставит и актуальную проблему политики – политическое отчуждение, ибо государство возникает в процессе отчуждения значительной части принадлежащих людям естественных прав и свобод.
В качестве суверена власти Гоббс
видит и монарха, и коллективный
орган (собрание), “суверен является законодателем...
и он сам не подчинен гражданским
законам”. Политическими идеалами
Гоббса осталась монархия, сильная
централизованная власть, он не разделял
мнения о закономерности разделения
властей в государстве. Детально
определяя направления
Государство, по Гоббсу, есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа, ибо вне государства господство страстей, война, страх, варварство, невежество, дикость; “в государстве – господство разума, мир, безопасность, богатство, благоразумие, взаимопомощь, утонченность, науки, доброжелательство”.
В современной политологической теории принято считать, что ряд положений Гоббса о государстве является основой будущих авторитарных теорий власти, что вызывало острую критику еще в XVII-XVIII вв.
Хотя основной труд Гоббса “Левиафан”
(1651) написан уже после английской
революции, мыслитель по-прежнему остается
сторонником монархии – “при монархии
король есть народ”. В типологии
лучших форм правления он выделяет
три вида: монархия, демократия, аристократия.
Пропагандируя буржуазно-
3.Джон Локк
Джон Локк (1632-1704) –выдающийся английский философ и политический мыслитель, автор книги “Два трактата о правлении”, виднейший теоретик и непосредственный участник английской революции, государственный деятель, заложивший основу современной британской политической системы. Острые социально-политические противоречия английского общества второй половины XVII в., динамизм, противоречивость процессов привели к острой идеологической борьбе, к дальнейшему развитию концепций, ориентирующихся на буржуазно-демократические ценности и идеалы.
Локк сформулировал многие основополагающие
принципы буржуазной государственности,
ее организации и идеологического
обоснования, заложил теоретические
основы системы буржуазного
Он решительно выступал против феодальных и теологических теорий власти и права, против теократии и вмешательства государства в дела веры. Был заложен один из главных классических принципов буржуазной политической теории и права – формальное понимание равенства, свободы, естественных прав человека, демократии независимо от социальной сущности всех политических институтов. Гуманистический подход к общественной жизни, праву и государственной власти у Локка выражен полно и абсолютно в принципе: “все люди по природе свободные, равные и независимые”.
Теория общественного договора
(или “теория согласия”) закладывает
основу важнейших методологических
построений Локка. Он четко отделяет
государство от общества, признает
их относительную
Информация о работе Политические учения Англии и Голландии XVII в.