Политический конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества – это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, природа и виды политических конфликтов 5
2 Тесты 10
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

политический конфликт.docx

— 37.24 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                      3

1 Понятие, природа и виды политических конфликтов                                          5

2 Тесты                                                                                                                       10

Заключение                                                                                                                13

Список использованной литературы                                                                      15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Противоречия  пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает  кризис общества. Кризис общества – это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Политические  конфликты являются неотъемлемым атрибутом  социальной действительности, это форма  взаимодействия составляющих общество социальных групп.

Столкновение  интересов – естественный процесс, и цивилизованное его регулирование  в рамках общественно-политических идеалов является необходимым для  современного общества, в котором  представлена демократическая система  взаимодействий. Проблематика политического  конфликта на уровне теории исследована  довольно подробно.

Большое внимание уделил проблеме социально-политических конфликтов немецкий социолог Макс Вебер. Вебер изучал конфликты между  группировками правящего класса. Главный конфликт политической жизни  современного государства, по М.Веберу1, в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом.

Исследованию  политических конфликтов посвящены  работы современных российских авторов: Е.В.Охотского2, С.Е.Каптерева3, Е.Ю.Мелешкиной4 и др.

Но практическое исследование специфики разрешения политических конфликтов в Российской Федерации является актуальной и малоизученной проблемой, поскольку процесс появления этих моделей происходит на современном этапе развития российского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ,  ПРИРОДА И ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ  КОНФЛИКТОВ

Реальное  политическое общество людей всегда формируется через их взаимодействие, предполагая как сотрудничество, так и соревновательность.

Политический конфликт - столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов5.

Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими  за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию  своих интересов и признание  их общественно-необходимыми, за все  то, что составляет власть и политическое господство.

Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Из-за неопределенности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность  людей своим положением, различий во взглядах и иных форм несовпадения позиций, чаще всего именно конфликт лежит в основе поведения групп  и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. Политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих  в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структуризацию всего политического процесса.

Конфликты, сигнализируя обществу и властям  о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют  действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие  возбуждения в политическом процессе. Непрерывное выявление и урегулирование конфликтов - условие стабильного  и поступательного развития общества.6

Современная точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный  характер. В некоторых случаях  он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта, и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности. Или он может быть дисфункциональным  и приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности. Роль конфликта, в основном, зависит  от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для  того, чтобы выбрать наиболее эффективный  метод его разрешения.

Структурно  политический конфликт состоит из следующих  элементов7:

– источник конфликта – разногласие, возникающее  между сторонами будущего конфликта;

– повод  – конкретное событие, которое может  послужить началом развития конфликта;

– стороны  политического конфликта – субъекты политики, которые непосредственно  или косвенно участвуют в политических событиях; их восприятие и позиции;

– средства политического конфликта – применяемые  сторонами в противоборстве друг с другом ресурсы, способы и приемы; характер политического конфликта  – наиболее характерные типичные отношения сторон друг к другу  и занимаемые ими позиции.

Типологии политического конфликта разнообразны. В самом широком смысле выделяют два основных политических конфликта: системные и внесистемные. Системные политические конфликты развиваются в нормативном пространстве, при их развитии и разрешении используется централизованный аппарат государственной власти, а также законные средства диалога между субъектами политической сферы. Внесистемные конфликты развиваются стихийно, они в своем развитии и разрешении игнорируют нормы действующего законодательства. Эта классификация дополняется разделением политических конфликтов на институциональные и внеинституциональные. По форме протекания политические конфликты могут быть разделены на насильственные и мирные, а по стратегии противоборствующих сторон – на рациональные и иррациональные. В зависимости от степени освещения политического конфликта, он может быть публичным или закрытым, по продолжительности – краткосрочным или долгосрочным. Данная типология политических конфликтов основывается главным образом на критерии политической системы.

В политической науке принято классифицировать конфликты по следующим признакам:

  1. с точки зрения зон и областей их проявления:

внешне - (международные) и внутриполитические конфликты.

Среди международных  конфликтов могут выделяться кризисы  типа «балансирования на грани войны», «оправдания враждебности».

Внутриполитические конфликты подразделяются на кризисы и противоречия, раскрывающие взаимодействие между различными субъектами власти (правящей и оппозиционной элитами, конкурирующими партиями и группами интересов, центральной и местной властью и т.д.), отражающие характер политических процессов, по которым разгорается спор групп и индивидов и т.д.

  1. по степени и характеру их нормативной регуляции:

институциализированные и неинституциализированные конфликты, характеризующие способность или неспособность людей подчиняться действующим правилам политической игры;

3. по качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч.:

- «глубоко» и «неглубоко укорененные» в сознании людей конфликты;

- конфликты «с нулевой суммой» (позиции сторон противоположны, победа одной из них оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия);

- антагонистические и неантагонистические, разрешение которых связано с уничтожением одной из противоборствующих сторон или соответственно - сохранением противоборствующих субъектов и т.д.

4. с точки зрения публичности и конкуренции сторон:

- открытые (выраженные явно, внешне фиксируемые формы взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытые конфликты (доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий)

5. по временным характеристикам конкурентного взаимодействия сторон:

- долговременные и кратковременные  конфликты

6. в соотнесении со строением и организацией режима правления:

- вертикальные (характеризующие взаимодействия субъектов, принадлежащих к различным уровням власти: между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.)8

7. по причинам возникновения:

- конфликты интересов. Возникают в результате столкновения интересов по поводу перераспределения ресурсов (размеры налогов, социального обеспечения, ассигнования и т.п.). Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых станах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога»; этот тип конфликтов наиболее легко поддается урегулированию, т.к здесь всегда можно найти компромиссное решение;

- конфликты ценностей. Связаны с существованием в обществе противоположных политических ценностей и норм и отсутствием консенсуса между ними. Характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем: они требуют больше усилий по урегулированию, т.к. компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, или невозможен;

- конфликты идентификации. Обусловлены этнолингвистической и религиозной неоднородностью общества и идентификацией индивидов с определенными политическими силами, конкретной расой, религией, социальной общностью и т.п. Характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности9.

 

 

2 ТЕСТЫ

1. Используя литературу, проанализируйте факторы, повлиявшие на возникновение и развитие политических конфликтов мировой и российской истории:

Факторы

Политические конфликты  
в истории человеческого общества

1. Биологические

2012 год. Роспотребнадзор во главе  с Геннадием Онищенко по принятию  антитабачного закона, 23 октября 2012 года Г. Онищенко, высказался по поводу проекта нового закона против табакокурения, отметившись резкими высказываниями против Государственной думы РФ, заявив в частности:

- Если наша Дума не примет тот закон, который внесён, я как гражданин буду ставить вопрос о её роспуске. Я имею право, как избиратель так говорить.

2. Психологические

Практически любое заседание, любого мирового парламента по поводу принятия какого-либо закона, есть не что иное, как психологический политический конфликт.

3. Демографические

1992-2000 г.г. Россия, уровень жизни  россиян низкий, смертность превышает  рождаемость, в обществе растет  недовольство властью.

4. Географические

Вторая мировая война 1939-1945 г.г. Фашистская Германия, Италия и Япония стремились получить мировое господство.

5. Социально-политические

Соляной бунт 1648 года. Московское восстание было реакцией низших и средних слоев населения на политику правительства боярина Бориса Морозова  – воспитателя и затем свояка царя Алексея Романова, фактического руководителя государства (вместе с  И. Д. Милославским). При Морозове во время проведения экономической и социальной политики получили развитие коррупция и самоуправство, значительно возросли налоги. 

Информация о работе Политический конфликт