Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:19, контрольная работа
В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников восстания характеризуются большим разнообразием. Их различают по степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников. Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.
междугородный, глобальный уровень политических процесcoв. Он включает события, связанные со строительством отношений с другими народами, с сотрудничеством разных государств в решении глобальных проблем, с возникающими между ними противоречиями и конфликтами и т.д. Основными действующими лицами международных процессов являются прежде всего главы государств, руководители внешнеполитических государственных ведомств, а также лидеры политических партий и общественных организаций. Однако в некоторые международные процессы могут вовлекаться и достаточно широкие слои населения, не занимающие высокой статусной позиции в политической иерархии.
Уровень — это масштаб политического процесса, но события могут быть объединены и в зависимости от своей направленности, функционального назначения. Такая типология политических процессов позволяет выявить цепь событий, влияющих на решение какой-либо значимой для общества проблемы в целом. В зависимости от ориентации на достижение определенного результата политические процессы можно разделить следующим образом:
• кооперативные процессы, в ходе которых происходит объединение усилий различных политических сил, устанавливаются партийные или правительственные коалиции, создаются ассоциации, объединяются в блоки группы интересов, формируются организации. К кооперативным процессам относится проведение различными политическими объединениями массовых совместных акций, манифестаций, митингов. Особыми видами кооперативных процессов являются законодательный процесс и процесс принятия управленческих решений органами исполнительной власти. И в том, и в другом случае речь идет о сложном поиске компромисса, достигаемого в ходе согласования многочисленных мнений, позиций, взглядов;
• конкурентные процессы, позволяющие описать и понять специфику соперничества между политическими субъектами в борьбе за престижные позиции в политической иерархии, за влияние на массы, за право распоряжаться ресурсами. Одним из видов конкурентного процесса является избирательный, электоральный процесс, в ходе которого разматывается сложнейший клубок событий, связанных с действиями претендентов на высшие государственные должности;
• конфликты, включающие в себя цепь событий, свидетельствующих об обострении отношений между отдельными группами или организациями, о появлении противостояния в обществе. Более подробно об этом типе политических процессов мы будем говорить ниже;
• инновационные процессы, в ходе которых создаются новые политические и социальные структуры. Сюда относятся прежде всего направленные действия политических субъектов по созданию новых институтов, по реформированию политической системы, а также события, в ходе которых спонтанно, часто помимо воли самих участников происходит разрушение старых структур и закладываются основы социальных нововведений.
Выделение указанных видов
политического процесса является достаточно
условным. Обычно они тесно переплетены
между собой. Кооперативные взаимодействия
могут вести к инновационным
изменениям, на периферии конкурентных
процессов часто возникают
Итак, политический процесс в обществе можно представить как многоуровневый и многообразный по направленности решаемых задач. Вот почему применительно к обществу часто говорят не об одном, а о многих политических процессах. Сложность, противоречивость, взаимное переплетение различных политических процессов являются характерной чертой политической жизни современного общества.
Обязательная литература
1. Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.
2. Мухаев Р. Т. Политология. М:, 2000.
3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии. М., 2000.
Дополнительная литература
1. Дмитриев А.В. Насилие: социо-политический анализ. М., 2000.
2. Жеребкин М.В. Политические процессы: типология и режимы
функционирования. М., 1999.
3. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1999.
4. Здравмыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.
5. Козер Л Функции конфликта: Пер. с англ. М., 2000.
6. Конфликты в современной России. М., 2000.
7. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. 2-е изд. М., 1999.
8. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.
Обязательная литература
1. Мухиев Р. Т. Политология. М., 2000.
2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии. М., 2000.
Дополнительная литература
1. Жуков К., Корнышев А. Азбука избирательной кампании. М., 2001.
2. Жуков К., Карнышев А. Азбука избирательной кампании. М., 2001.
3. Ильясов Ф. Политический маркетинг искусство и наука побеждать на выборах. М., 2001.
4. Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М., 2000.
5. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. 2-е изд. М., 2000.
6. Политическое консультирование. М., 1999.
7. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. М., 2001.
8. Сегели Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999.
9. Технологии в политике и политическом управлении / Амелин В.Н., Анохин М.Г., Ахременко А.С. и др. Российская академия госслужбы при Президенте Российской Федерации. М., 2000.
Политика по своей сути является
деятельностью, поэтому она не может
не быть процессом. Политический процесс
– это совокупная деятельность социальных
общностей, общественных организаций
и групп, отдельных лиц, преследующих
определенные политические цели. В
узком смысле – деятельность социальных
субъектов по осуществлению политических
решений.
Политический процесс развертывается
в данной стране в рамках политической
системы общества, а также в региональных
и глобальных масштабах. В обществе он
осуществляется на государственном уровне,
в административно-
Основные стадии политического процесса
выражают динамику развития политической
системы, начиная с ее конституирования
и последующего реформирования. Его главное
содержание связано с подготовкой, принятием
и оформлением на соответствующем уровне,
исполнением политических и управленческих
решений, необходимой их коррекцией, социальным
и иным контролем в ходе практического
осуществления.
Процесс выработки политических решений
дает возможность выделить в содержании
политического процесса структурные звенья,
раскрывающие его внутреннее строение
и природу:
1. Представление политических интересов
групп и граждан институтам, принимающим
политические решения.
2. Выработка и принятие политических решений.
3. Реализация политических решений.
Политическому процессу присущи
• переплетение и взаимосвязь революционных
и реформаторских начал
• сознательных, упорядоченных и стихийных,
спонтанных действий масс
• восходящих и нисходящих тенденций
развития
Индивиды и социальные группы, находящиеся
внутри определенной политической системы,
далеко не одинаково вовлечены в политический
процесс. Некоторые безразличны к политике,
другие участвуют в ней время от времени,
третьи увлечены политической борьбой.
Даже среди тех, кто играет активную роль
в политических событиях, лишь некоторые
азартно стремятся к власти.
Можно выделить по степени возрастания
активности участия в политическом процессе
следующие группы:
1) аполитичная группа, 2) голосующие на
выборах, 3) участвующие в деятельности
политических партий и других политических
организаций и проводимых ими кампаниях,
4) искатели политической карьеры и политические
лидеры.
В настоящее время в политических процессах
по сравнению с прошлым более активно
участвуют представительные социальные
слои и движения, в том числе партии, профсоюзы,
армия, студенчество и молодежь, национальные
организации, конфессии, группы поддержки
и давления, творческие союзы.
На политические процессы внутри отдельных
стран оказывают значительное воздействие
внешний фактор, вся совокупность экономических,
политических, военно-стратегических
и других реалий международного характера.
Поэтому можно сказать, что политические
процессы бывают двух видов: внешнеполитические
и внутриполитические. С точки зрения
системных качеств организации политической
власти они различаются на два крупных
класса:
демократические, где сочетаются различные
формы прямого и представительного народовластия
недемократические, внутреннее разнообразие
которых определяется нахождением у власти
теократических или военных группировок,
авторитарных лидеров или монархов, партий
того или иного типа.
С точки зрения публичности осуществления
элитой и электоратом своих функций можно
выделить
• открытый политический процесс, в котором
политические интересы групп и граждан
систематически выявляются в электоральных
предпочтениях, программах партий и движений
и т.д.
• скрытый (теневой) политический процесс,
который базируется на публично неоформленных
политических институтах и центрах власти.
Современный исторический период характеризуется
наиболее глубоким и всесторонним кризисом
тоталитарных и авторитарных политических
режимов в различных районах
мира. Для того, чтобы оценить
эти неоднозначные изменения, происходящие
в политических системах, необходима
теоретическая основа для сравнительного
анализа, способного обобщить широчайшее
разнообразие систем. В частности, важно
определить, когда реформы становятся
необратимыми и каковы могут быть
меры, способные остановить крах общества.
Поиск решения этих проблем вызывает
рост интереса к различным концепциям
политического развития, стремящимся
объяснить источники, характер и
направление политических изменений
на пути от авторитаризма к демократии.
Страна становится более политически
развитой, если ее политическая система
изменяется в направлении более выраженной
• артикуляции интересов социальных групп
(посредством добровольных ассоциаций)
• лучшей агрегации интересов (с помощью
политических партий)
• результативной политической социализации
(через расширение средств массовой коммуникации)
Таким образом, политическое развитие
– это возрастание способности политической
системы постоянно и успешно адаптироваться
к новым образцам социальных целей и создавать
новые институты, обеспечивающие каналы
для эффективного диалога между правительством
и населением.
Одним из свойств политического развития
является рационализация, т.е. функциональная
дифференциация политических институтов.
Оценка их деятельности базируется на
критерии результативности.
Характеристика общесистемных свойств
политического развития включает также
национальную интеграцию. Для любого политического
сообщества важна проблема национальной
идентичности и четкого определения национальной
основы.
В результате социальной мобилизации,
т.е. быстрых количественных и качественных
изменений социального положения больших
масс населения (урбанизации, образовательного
и профессионального роста), люди активнее
вовлекаются в политический процесс и
предъявляют новые требования к власти.
Основную роль в концепциях политического
развития играет теория политической
модернизации. Политическая модернизация
означает социальную мобилизацию и политическое
участие. Речь идет о модели глобального
процесса цивилизации, суть которого заключается
в переходе от традиционного общества
к современному, т.е. рациональному в результате
научно-технического прогресса.
Выделяются два типа модернизации:
1. Оригинальная, спонтанная модернизация.
Характерна для стран, переживших переход
к рациональным общественным структурам
в результате постепенного развития внутренних
процессов (Англия, США).
2. Вторичная, отраженная модернизация.
Характерна для стран, отставшим в своем
развитии и пытающихся догнать передовые
страны за счет широкого использования
их опыта.
Модернизация требует высокоцентрализованных
политических институтов. Институализация
– это процесс, в котором организации
и методы действия приобретают стабильность,
т.е. способность осуществлять изменения
без собственного разрушения.
Ее уровень определяется
следующими свойствами входящих в
политическую систему организаций:
1. Адаптируемость – это способность приспосабливаться
к постоянным изменениям в политических
требованиях.
2. Сложность – разнообразие подразделений
внутри организации, их иерархичность
и функциональность.
3. Автономность – самостоятельность политических
организаций по отношению к социальным
группам и другим организациям.
4. Согласованность – сочетаемость функций
и целей политических организаций, прежде
всего связанных согласием относительно
правил политических действий.
Политическое развитие России на протяжении
веков отличалось тремя существенными
особенностями:
• решающей ролью государства в реформировании
всей общественной системы
• расколом российской культуры со времен
Петра I на аристократическую и народную.
• последовательной сменой реформ и контрреформ
Перспективы политической модернизации
будут определяться способностью политического
режима решить проблемы, имеющих как общий,
так и специфический российский характер.
Вступление на путь модернизации приводит
к росту технократических требований
к экономике, технологии и принципам эффективности.
Источник кризисного состояния вытекает
из разрыва между социальными изменениями
и политической институализацией. Одновременно
может возникнуть разрыв между системой
общественных ценностей и нарождающимися
изменениями. При этом возможен рост неудовлетворенности
от несоответствия между ожидаемыми благами
и реальными последствиями политических
решений.
В результате возникают пять кризисов политического
развития:
1) идентичности, или кризис политической
культуры
2) легитимности, или развал конституционных
структур
3) участия, или создание правящей элитой
искусственных препятствий для включения
в политическую жизнь претендующих на
власть групп
4) проникновения, или снижение способности
государственного управления руководить
в различных частях социального пространства
5) распределения, или неспособность правящей
элиты обеспечить приемлемый для общества
рост материального благосостояния и
его распределения.
В этом случае происходит отчуждение значительной
части общества от политического режима.
Понятие политического процесса
Характеристика политики как процесса,
т.е. процессуальный подход, позволяет
увидеть особые грани взаимодействия
субъектов по поводу государственной
власти. Однако в силу того, что по своим
масштабам политический процесс совпадает
со всей политической сферой, некоторые
ученые отождествляют его либо с политикой
в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью
поведенческих акций субъектов власти,
изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам).
Сторонники же институционального подхода
связывают политический процесс с функционированием
и трансформацией институтов власти (С.
Хантингтон). Д. Истон понимает его как
совокупность реакций политической системы
на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф
делает акцент на динамике соперничества
групп за статусы и ресурсы власти, а Дж.
Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный
комплекс событий, определяющий характер
деятельности государственных институтов
и их влияние на общество.
Все эти подходы так или иначе характеризуют
важнейшие источники, состояния и формы
политического процесса. Однако их наиболее
существенные отличия от иных основополагающих
трактовок мира политики состоят в том,
что они раскрывают постоянную изменчивость
различных черт и характеристик политических
явлений. Ориентируясь на рассмотренные
подходы, можно считать, что политический
процесс представляет собой совокупность
всех динамических изменений в поведении
и отношениях субъектов, в исполнении
ими ролей и функционировании институтов,
а также во всех иных элементах политического
пространства, осуществляющихся под влиянием
внешних и внутренних факторов. Иными
словами, категория «политический процесс»
фиксирует и раскрывает ту реальную смену
состояний политических объектов, которая
складывается как в соответствии с сознательными
намерениями субъектов, так и в результате
многообразных стихийных воздействий.
В этом смысле политический процесс исключает
какую-либо заданность или предопределенность
в развитии событий и делает акцент на
практических видоизменениях явлений.
Таким образом, политический процесс раскрывает
движение, динамику, эволюцию политических
явлений, конкретное изменение их состояний
во времени и пространстве.
В силу такой интерпретации политического
процесса его центральной характеристикой
выступает изменение, которое означает
любые модификации структуры и функций,
институтов и форм, постоянных и переменных
черт, темпов эволюции и других параметров
политических явлений. Изменения означают
как трансформацию свойств, которые не
затрагивают основных структур и механизмов
власти (например, могут меняться лидеры,
правительства, отдельные институты, но
ведущие ценности, нормы, способы отправления
власти сохраняются в прежнем качестве),
так и модификацию несущих, базовых элементов,
которые в совокупности способствуют
достижению системой нового качественного
состояния.
В науке сложилось множество представлений
об источниках, механизмах и формах изменений.
Например, Маркс видел основные причины
политической динамики во влиянии экономических
отношений, Парето связывал их с циркуляцией
элит, Вебер – с деятельностью харизматического
лидера, Парсонс – с исполнением людьми
различных ролей и т.д. Однако чаще всего
в качестве основного источника политических
изменений называют конфликт.
Конфликт – один из возможных вариантов
взаимодействия политических субъектов.
Однако из-за неоднородности общества,
непрерывно порождающего неудовлетворенность
людей своим положением, различия во взглядах
и иные формы несовпадения позиций, как
правило, именно конфликт лежит в основе
изменений поведения групп и индивидов,
трансформации властных структур, развития
политических процессов. Как источник
политического процесса конфликт представляет
собой разновидность (и результат) конкурентного
взаимодействия двух и более сторон (групп,
государств, индивидов), оспаривающих
друг у друга распределение властных полномочий
или ресурсов.
Типы политических изменений
Многообразие источников и форм политических
изменений выражается в определенных
способах существования политических
явлений, а именно: функционировании, развитии
и упадке.
Функционирование политических явлений
не выводит взаимоотношения, формы поведения
граждан или исполнение институтами государственной
власти их непосредственных функций за
рамки сложившихся базовых значений. Например,
на уровне общества в целом – это способ
поддержания сложившейся политической
системы, воспроизводства того равновесия
сил, которое отражает их базовые отношения,
продуцирования основных функций структур
и институтов, форм взаимодействия элиты
и электората, политических партий и органов
местного самоуправления и т.д. При таком
способе изменений традиции и преемственность
обладают неоспоримым приоритетом перед
любыми инновациями.
Второй способ политических изменений
– это развитие. Он характеризует такие
модификации базовых параметров политических
явлений, которые предполагают дальнейший
позитивный характер эволюции последних.
Например, в масштабе социума развитие
может означать такие изменения, при которых
политика государства выводится на уровень,
позволяющий властям адекватно отвечать
на вызовы времени, эффективно управлять
общественными отношениями, обеспечивать
удовлетворение социальных требований
населения. Такой характер политических
изменений содействует повышению соответствия
политической системы изменениям в других
сферах общественной жизни, совершенствованию
ее способностей к применению гибких стратегий
и технологий властвования с учетом усложнения
интересов различных социальных групп
и граждан.
И наконец, третья разновидность изменений
– это упадок, характеризующий такой способ
трансформации сложившихся базовых форм
и отношений, который предполагает негативную
перспективу эволюции политического явления.
По мысли П. Струве, упадок есть «регрессивная
метаморфоза» политики. В состоянии упадка
политические изменения характеризуются
нарастанием энтропии и преобладанием
центробежных тенденций над интеграционными.
Поэтому упадок по существу означает распад
сложившейся политической целостности
(например, падение политического режима,
роспуск партии, захват государства внешними
силами и т.д.). В масштабах общества такие
изменения могут свидетельствовать о
том, что принимаемые режимом решения
все меньше помогают ему эффективно управлять
и регулировать социальные отношения,
вследствие чего режим теряет достаточную
для своего существования стабильность
и легитимность.
Особенности политических процессов
Совпадая по своим масштабам со всем политическим
пространством, политический процесс
распространяется не только на конвенциональные
(договорные, нормативные) изменения, которые
характеризуют поведенческие акции, отношения
и механизмы конкуренции за государственную
власть, отвечающие принятым в обществе
нормам и правилам политической игры.
Наряду с этим политические процессы захватывают
и те изменения, которые свидетельствуют
о нарушении субъектами их ролевых функций,
зафиксированных в нормативной базе, превышение
ими своих полномочий, выход за пределы
своих политических ниш. Тем самым в содержание
политического процесса попадают и изменения,
которые имеют место в деятельности субъектов,
не разделяющих общепринятые стандарты
в отношениях с государственной властью,
например, деятельность партий, находящихся
на нелегальном положении, терроризм,
криминальные деяния политиков в сфере
власти и т.п.
Отражая реально сложившиеся, а не только
планируемые изменения, политические
процессы обладают ярко выраженным ненормативным
характером, что объясняется наличием
в политическом пространстве разнообразных
типов движения (волнового, циклического,
линейного, инверсионного, т.е. возвратного,
и др.), обладающих собственными формами
и способами трансформации политических
явлений, сочетание которых лишает последние
строгой определенности и устойчивости.
С этой точки зрения политический процесс
представляет собой совокупность относительно
самостоятельных, локальных трансформаций
политической деятельности субъектов
(отношений, институтов), которые возникают
на пересечении самых разнообразных факторов
и параметры которых не могут быть точно
определены, а тем более спрогнозированы.
При этом политический процесс характеризует
дискретность изменений или возможность
модификации одних параметров явления
и одновременно сохранения в неизменном
виде других его черт и характеристик
(например, изменение состава правительства
может сочетаться с сохранением прежнего
политического курса). Уникальность и
дискретность изменений исключает возможность
экстраполяции (перенесения значений
современных фактов на будущее) тех или
иных оценок политического процесса, затрудняет
политическое прогнозирование, ставит
пределы предвидению политических перспектив.
В то же время каждый тип политических
изменений обладает собственной ритмикой
(цикличностью, повторяемостью), сочетанием
стадий и взаимодействий субъектов, структур,
институтов. Например, электоральный процесс
формируется в связи с избирательными
циклами, поэтому политическая активность
населения развивается в соответствии
с фазами выдвижения кандидатов в законодательные
или исполнительные органы власти, обсуждения
их кандидатур, избрания и контроля за
их деятельностью. Собственный ритм политическим
процессам могут задавать решения правящих
партий. В периоды же качественной реформации
общественных отношений решающее влияние
на характер функционирования государственных
учреждений и способы политического участия
населения оказывают не решения высших
органов управления, а отдельные политические
события, изменяющие расстановку и соотношение
политических сил. Такой «рваный» ритм
способны задать политическому процессу
военные перевороты, международные кризисы,
стихийные бедствия и т.д.
Отражая реальные, практически сложившиеся
изменения в политических явлениях, политический
процесс непременно включает в свое содержание
и соответствующие технологии и процедуры
действий. Иными словами, политический
процесс демонстрирует тот характер изменений,
который связан с деятельностью конкретного
субъекта, применяющего в то или иное время
и в том или ином месте привычные для него
способы и приемы деятельности. Поэтому
применение разных технологий решения
даже однородных задач предполагает различные
по характеру изменения. Таким образом,
без этого технократического звена политические
изменения приобретают абстрактный характер,
теряя свою специфичность и конкретно-историческую
оформленность.
Типология политических процессов
Проявление указанных особенностей политического
процесса в различных временных и прочих
условиях предопределяет и возникновение
его разнообразных типов. Так, с содержательной
точки зрения выделяются внутриполитические
и внешнеполитические (международные)
процессы. Они различаются специфической
предметной сферой, особыми способами
взаимодействия субъектов, функционирования
институтов, тенденциями и закономерностями
развития.
С точки зрения значимости для общества
тех или иных форм политического регулирования
социальных отношений политические процессы
можно подразделить на базовые и периферийные.
Первые из них характеризуют те разнообразные
изменения в различных областях политической
жизни, которые касаются модификации ее
базовых, системных свойств. К ним можно
отнести, например, политическое участие,
характеризующее способы включения широких
социальных слоев в отношения с государством,
формы преобразования интересов и требований
населения в управленческие решения, типичные
приемы формирования политических элит
и т.п. В таком же f смысле можно говорить
и о процессе государственного управления
(принятии решений, законодательном процессе
и др.), определяющем основные направления
целенаправленного использования материальной
силы государства. В то же время периферийные
политические процессы выражают изменения
в не столь значимых для общества областях.
Например, они раскрывают динамику формирования
отдельных политических ассоциаций (партий,
групп давления и т.д.), развитие местного
самоуправления, других связей и отношений
в политической системе, не оказывающих
принципиального влияния на доминирующие
формы и способы отправления власти.
Политические процессы могут отражать
изменения, протекающие в явной или скрытой
форме. К примеру, явный политический процесс
характеризуется тем, что интересы групп
и граждан систематически выявляются
в их публичных притязаниях к государственной
власти, которая в свою очередь делает
доступной для общественного контроля
фазу подготовки и принятия управленческих
решений. В противоположность открытому
скрытый, теневой процесс базируется на
деятельности публично не оформленных
политических институтов и центров власти,
а также на властных притязаниях граждан,
не выраженных в форме обращения к официальным
органам государственного управления.
Политические процессы разделяются также
на открытые и закрытые. Последние означают
тот тип изменений, который может быть
достаточно однозначно оценен в рамках
критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное
и т.д. Открытые же процессы демонстрируют
такой тип изменений, который не позволяет
предположить, какой – позитивный или
негативный для субъекта – характер имеют
сложившиеся трансформации или какая
из возможных в будущем стратегий более
предпочтительна. Например, при развитии
международных кризисов или реформировании
переходных общественных отношений нередко
в принципе невозможно понять, несут ли
субъекту выгоду совершаемые им действия,
как вообще оценить складывающуюся обстановку,
какие в связи с этим предпочесть альтернативы
и т.д. Иначе говоря, такой тип процессов
характеризует изменения, совершающиеся
в предельно неясных и неопределенных
ситуациях, которые предполагают повышенную
гипотетичность как свершаемых, так и
планируемых действий.
Важным является и подразделение политических
процессов на стабильные и переходные.
Стабильные политические процессы выражают
ярко очерченную направленность изменений,
преобладание определенного типа властных
отношений, форм организации власти, предполагающих
устойчивое воспроизведение политических
отношений даже при сопротивлении тех
или иных сил и тенденций. Внешне они могут
характеризоваться отсутствием войн,
массовых протестов и других конфликтных
ситуаций, грозящих свержением или изменением
правящего режима. В нестабильных же процессах
отсутствует четкое преобладание тех
или иных базовых свойств организации
власти, исключающих возможность качественной
идентификации изменений. В этом смысле
отправление власти осуществляется в
условиях как неравновесности влияния
основных (экономических, социальных,
ценностных, правовых) предпосылок, так
и несбалансированности политической
активности основных субъектов в политическом
пространстве.
В науке представлены и попытки типологизировать
политические процессы на цивилизационной
основе. Так, Л. Пай выделял «незападный»
тип политического процесса, относя к
его особенностям склонность политических
партий претендовать на выражение мировоззрения
и представление образа жизни; большую
свободу политических руководителей в
определении стратегии и тактики структур
и институтов, наличие резких различий
в политических ориентациях поколений;
интенсивность политических дискуссий,
слабо связанных с принятием решений,
и т.д.77
Особенности политического развития
Особое значение для характеристики политического
процесса имеют изменения типа развития,
которые связаны с определением качественной
направленности эволюции политических
систем и потому предполагают ту или иную
трактовку прогресса, определение целевых
стратегий политических режимов, качественную
идентификацию организации власти.
Как правило, в рамках стабильных политических
процессов существует возможность применения
моделей линейного развития. Иными словами,
качественная идентификация политической
системы основывается здесь на хорошо
известных моделях – социализма, либерализма,
консерватизма и др., обладающих строго
разработанной системой критериев развитости.
Например, с точки зрения марксистов, о
развитости системы власти позволяют
говорить политические изменения, свидетельствующие
о господстве коллективных форм собственности,
гегемонии рабочего класса и лидирующей
роли коммунистической партии в политической
системе. Преобладание идеологии прав
человека, защищенность личности в отношениях
с государством, контроль гражданского
общества над государством, плюрализм,
духовная свобода свидетельствуют о развитии
системы, с точки зрения либералов. Консерваторы
при определении развития делают упор
на преобладании моральных стимулов политического
поведения, обеспечении преемственности
с предыдущими формами правления, сохранении
базовых норм и принципов организации
власти и т.д. Словом, применение такого
рода критериев дает возможность одним
говорить о предпочтительности, к примеру,
демократии над тоталитаризмом, другим
– социализма над капитализмом.
Благодаря использованию таких концептуальных
моделей, обретение политической системой
той или иной степени развитости может
быть представлено в качестве относительного
линейного процесса, который предполагает
нарастание у нее определенных качеств
за счет изменений, осуществляющихся по
мере эволюции (или революционных трансформаций)
свойств строго определенного типа.
Однако в переходных обществах в условиях
незавершенности политических процессов
использование данных критериев не только
затруднительно, но нередко противостоит
самой идее развития. К примеру, институциализация
демократических процедур отправления
власти, расширение плюрализма могут вести
в этих условиях к установлению деспотических
форм правления, потере управляемости
обществом и другим, явно негативным для
организации власти последствиям.
В силу неприменимости в данном случае
идеологически определенных критериев
оценки развития в науке сложилось немало
подходов, предлагающих собственные критерии
для такой оценки. Например, сторонники
«теории катастроф», усматривая причины
политической кризисности и неустойчивости
переходных систем в наличии определенных
«архетипов» (некритически усваиваемых
людьми ценностей, отношений к действительности),
провоцирующих массовые протесты и ведущих
к неравновесности положения политических
сил. Таким образом они связывают развитие
с поиском «архетипов-антагонистов», способных
стимулировать обратные по направленности
поведенческие реакции населения и власти.
Приверженцы идеи циклической (социокультурной,
цившшза-ционной) динамики (Хемфри, Тоффлер,
Пригожий), рассматривая переходные процессы
в качестве необходимой составной части
циклического чередования политических
взлетов и падений, т.е. определенной фазы
зарождения и упадка глобальных политических
(социальных) сдвигов в истории общества,
выдвинули иные критерии развитости. В
соответствии с их воззрениями, различая
длинные и короткие волны таких изменений,
а также временные параметры их продолжения,
необходимо вырабатывать соответствующие
технологии приспособления к этим промежуточным
этапам, искать «поворотные точки», способные
усилить управление событиями и сократить
время для наступления восходящей фазы
развития.
Собственную версию трактовки развития
в переходных условиях предложили Ф. Теннис,
М. Вебер и Т. Парсонс, заложившие основы
так называемой социологии развития. Сторонники
этого направления рассматривали все
модификации политических систем в рамках
долговременного перехода от традиционного
к современному обществу. При этом первое
понималось по преимуществу как аграрное,
основанное на простом воспроизводстве
и отличающееся закрытой социальной структурой,
низким индивидуальным статусом гражданина,
жестким патронажем государственного
правления. Современное же общество трактовалось
ими как индустриальное (постиндустриальное),
базирующееся на открытости социальной
структуры и рациональной организации
власти.
С этой точки зрения политическое развитие
достигается в той мере, в какой политические
структуры, нормы и институты способны
к оперативному, гибкому реагированию
на новые социальные, экономические и
прочие проблемы, к восприятию общественного
мнения. Иными словами, политическая система,
формируя механизмы с устойчивой обратной
связью, рациональной организацией звеньев
управления, способных к учету мнений
населения и реализации решений, превращается
в гибкий механизм для адресного регулирования
конфликтов и выбора оптимальных вариантов
применения власти. Этот процесс и выражает
позитивную динамику данной системы власти,
означает ее переход на качественно новый
уровень ее существования. В таком случае
не имеет значения, какую конкретную национально-государственную
форму примут политические изменения
(унитарную, федеративную или другую),
какая партия получит статус правящей,
какая идеология станет определять политику
в будущем. В этом смысле политическое
развитие интерпретируется как нарастание
способности политической системы гибко
приспосабливаться к изменяющимся социальным
условиям (требованиям групп, новому соотношению
сил и ресурсов власти), сохраняя и увеличивая
возможности для элит и рядовых граждан
выполнять свои специфические функции
в управлении обществом и государством.
Понимаемое таким образом развитие неразрывно
связывается с наличием институциональных
возможностей для артикуляции групповых
интересов, наличием нормативной (прежде
всего законодательной) базы, способной
обеспечить равенство политического участия
традиционных и новых социальных групп,
а также усилить влияние ценностей, предполагающих
интеграцию социума и идентификацию граждан.
Это обусловливает высокие требования
к компетентности политических (и правящих,
и оппозиционных) элит, к их способности
использовать консенсусные, правовые
технологии властвования, исключать насилие
и политический радикализм.
Одним из основных условий успешного эволюционного
политического развития является своевременное
выделение по преимуществу кратковременных
задач в проведении реформ и преобразований,
нацеленных на реальное, а не декларативное
продвижение общества вперед. В противоположность
этому проекты, сориентированные на длительную
историческую перспективу, не могут учесть
динамизм текущих изменений и при последовательном
их воплощении превращаются в фактор,
усиливающий сопротивление реформам и
ведущий к обвальному, неконтролируемому
развитию событий. В результате государство,
по мнению Э. Бёрка, не только лишается
средств проведения реформ, но и прекращает
свое существование.
Такого рода подходы, соединившись с некоторыми
идеями Дж. Локка, А. Смита, легли в основу
теории модернизации, представляющей
собой совокупность различных схем и моделей
анализа, позволяющих описывать и раскрывать
динамику преодоления отсталости традиционных
государств.