Политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников восстания характеризуются большим разнообразием. Их различают по степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников. Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Вложенные файлы: 1 файл

мировые общ полит процессы.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

Политическое  участие

Понятие политического  участия

Политическое участие  рассматривается как вовлеченность  членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в  процесс политико-властных отношений. Участие людей в политике служит одним из средств выражения и  достижения их интересов. Не всякое участие  в общественной жизни является политическим. Если люди принимают участие в  решении производственных, профессиональных проблем, в технических решениях, в управлении техникой, вещами, не влияя  на распределение власти, то такое  участие не является собственно политическим. Участие приобретает качество политического, когда личность, группа, слой, класс  вовлекаются в политико-властные отношения, в процесс принятия решений  и управления, носящий политический характер. Следует, конечно, учитывать, что в условиях существования  государства вовлеченность граждан  в процесс принятия решений и управления в социальной, экономической и культурной сферах в той или иной степени политизируется.

Политическое участие  позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов как на местном уровне, так и в политической системе  общества. Если граждане принимают  активное участие в формировании элиты, в определении основных целей  политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно  считать основанной на участии. В  таком обществе политические элиты  играют роль лояльных слуг общества, адекватно  представляя интересы масс.

Политическое участие  зависит от политического режима. Так, в демократическом обществе, это участие – всеобщее, свободное, инициативное и действенное в  решении вопросов, затрагивающих  существенные интересы граждан. Оно  является для них средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении  и самоутверждении, в проявлении чувства гражданственности. Демократическое  государство обеспечивает такое  свободное участие правовыми  нормами и процедурами, а также  относительно равномерным распределением среди различных слоев общества таких ресурсов участия, как деньги, образование, знание механизмов принятия решений, свободное время, доступ к  средствам массовой информации. Демократическое  общество допускает такие формы  протеста и несогласия как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки, направление петиций.

Авторитарный режим часть  населения полностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки  режима. Граждане вынуждены под страхом  наказания и экономических санкций  идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие масс находится под жестким  контролем со стороны правящей группировки, им манипулируют для укрепления власти. В диктаторско-тоталитарном обществе запрещены все формы политического  протеста и даже несогласия. Несогласные  с проводимым политическим курсом объявляются  врагами народа, злоумышленниками, по отношению к ним применяются  репрессии.

Прямое и опосредованное участие

Политическое участие  выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие  имеет место в рамках небольших  политических общин, где массы на собраниях принимают решения  большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через  местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные  референдумы, собрания и другие формы  прямого участия в государственных  и общественных делах. В пятом  разделе Конституции Республики Беларусь определяются основные задачи и компетенция органов местного управления и самоуправления. Формой прямого участия граждан в  решении важнейших вопросов государственной  и общественной жизни являются общегосударственные  и местные референдумы, которые  также предусматриваются Конституцией Республики Беларусь (глава 2).

При опосредованном участии  массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Чем крупнее общество, тем  меньше возможностей для самоуправления. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные  интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Массы  могут терять контроль над своими представителями, и степень их политического  участия снижается. Тем не менее, представительное участие является единственно возможным в крупных  политических системах.

В зависимости от политического  режима, традиций, размеров территории, численности населения, развитости средств транспорта и коммуникаций в каждом обществе наблюдается различное  сочетание прямого и опосредованного  политического участия. Посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения, а основной формой его – выборы.

Типы политического  участия

Для политического участия  граждан важное значение имеют как  объективные условия (расстановка  политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность. Эти и другие факторы влияют на то, становится или не становится человек  частью некоего политического целого.

Одна из наиболее разработанных  схем политического участия (См.: Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. –  М. – 1990. – С. 24-37) включает следующие  элементы:

- реакция (позитивная  или негативная) на импульсы, исходящие  от политической системы, не  связанная с необходимостью участвовать  в каких-либо действиях;

- участие в делегировании  полномочий (выборах). Это электоральное  поведение;

- участие в деятельности  политических и иных организаций;

- выполнение политических  функций в рамках государственных  и иных политических институтов, в том числе в оппозиционных  партиях и т.д. Это профессиональные  политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий;

- прямые действия (участие  в митингах, демонстрациях и т.д.).

Эти типы участия весьма неравнозначны. Одни из них занимают скромное место в политической жизни, другие весьма развиты, что позволяет  судить о политической культуре конкретного  общества. Так, из всех форм политической активности на Западе наиболее развитой является электоральная, хотя процент  голосующих в разных странах неодинаков. Даже членство в партиях ограничивается зачастую участием в предвыборной кампании данной партии, голосованием за ее кандидатов. Действительная активность – это  удел немногих, меньшинства.

Если активность людей  направлена на поддержание существующих порядков, то политическая система  ее поддерживает. Если же отдельные  группы требуют изменений, то правящие круги могут на них реагировать  по-разному в демократических и недемократических странах, даже применяя насилие. Если процесс принятия решений сосредоточен исключительно в кабинетах властей, то отчужденные от политики массы выступают в ней лишь как исполнители. Политическая жизнь может выходить на улицы и становиться народным действием, но и тогда это действие определяется типом общества. При авторитарном или тоталитарном правлении массовые акции – это часть официального ритуала, демонстрирование поддержки и одобрения политики, иногда не без харизматического подъема. В демократическом обществе политика на улице – это необходимый элемент политической жизни, фактор обратной связи власти и народа, форма народовластия. Политическое участие масс активизируется, если ошибки власти приводят к конфликту с обществом. Тогда митинги, марши, шествия становятся способом волеизъявления народных движений, партий, широких масс. Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.

К формам политического протеста относятся такие действия, как  политическое и гражданское неповиновение, петиции, бойкоты, повреждение собственности, саботаж, убийства, похищения, террор, партизанские действия, революции, войны.

Причины неучастия  в политической жизни

Люди, интересующиеся политикой  и активно участвующие в ней, составляют, как правило, меньшинство. Большинство же проявляет апатию и безразличие, что является характерным  признаком многих политических систем. Существуют различные причины такого положения.

Так, многие люди выключены  из политической жизни из-за низкого  уровня личного развития, образованности. Они потеряли веру в собственные  возможности, не верят, что могут  повлиять на политические процессы. Выделяется группа апатичных граждан, которые  не интересуются политикой. Они занимаются собственными проблемами и увлечениями, профессиональной карьерой. Некоторые из них считают политику скучной, непривлекательной, непонятной.

Наблюдается отчужденность  от политической жизни как результат  заорганизованности политической системы. Люди разочаровываются в политике, ибо не видят существенной разницы  между политическими партиями и  их программами. Они считают, что  политические решения все равно  будут принимать немногие, независимо от их участия в голосовании и  других политических акциях. Они не ощущают личной выгоды от политики, считая, что она обслуживает лишь интересы элиты.

Есть группы людей, настроенные  враждебно к политической системе  и ее институтам. Они занимают позицию  политического бойкота, неучастия. Например, во времена революций, оккупаций  многие люди отказываются от сотрудничества с новыми властями, не приемля их позиции. В изменившихся условиях они  могут стать активными участниками  политического процесса.

На уровень политического  участия влияют такие социальные факторы, как образование, социально-экономический  статус, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация.

В заключение следует отметить, что в современную эпоху изменился  стереотип политики, которая прежде была элитарной сферой, делом привилегированных  классов. Беспрепятственное, общее  и равное участие граждан в  политической жизни – результат  борьбы против сословных, классовых, имущественных, национальных и половых цензов, борьбы за гражданские и политические права, которая отнюдь не завершена. Реальная активная политическая самодеятельность народа – факт уже конца нашего века. Общее направление в развитии политических отношений связано  с их демократизацией, расширением  политического участия граждан, преодолением политического отчуждения.  

 

Контрольные вопросы  и задания по лекции №6:

1. В чем сущность политического  процесса?

2. Какова структура политического  процесса?

3. Опишите основные стадии  политического процесса.

4. Какие типы политического  процесса вам известны?

5. Что такое политическое  участие?

6. Охарактеризуйте формы  и типы политического участия.

7. Почему не все граждане  участвуют в политической жизни?

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политический процесс