Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа
Попытки выявить важнейшие традиционные установки русской культуры предпринимали многие отечественные мыслители. Одна из наиболее известных работ, направленных на решение этой задачи, принадлежит русскому философу XX века Н.О.Лосскому. В его книге «Характер русского народа», изданной впервые в 1957 г. в Германии, рассматривается ряд «первичных основных черт», отличающих культурно-исторический облик русского народа. Лосский относит к ним:- религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни; способность к высшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, в общении;
Древнерусское государство и идея самодержавия. Историческая традиция киевских князей, стремившихся в своем самодержавии стать вровень с византийскими императорами, пример сильной деспотической власти золотоордынских ханов обусловили восприимчивость русской ментальности к идее обожествляемой самодержавной царской власти.
Стремление уравновесить,
сбалансировать древнейший "вечевой"
идеал и более поздний
Распад древнерусского государства с
центром в Киеве на разрозненные, враждующие
между собой в борьбе за политические
приоритеты и общенациональную гегемонию
удельные княжества представлял собой
неудачную попытку сочетать идеалы авторитаризма
(самостоятельность и взаимная независимость
княжеств и возглавлявших каждое из них
мини-монархов - князей) и коллективизма
(конфедеративное устройство древнерусского
государства как целого, формально узаконенное
существованием великокняжеского "стола").
Действительное единство Русской земли
сохранялось благодаря цельности древнерусской
культуры, сплоченной единством языка,
славянской письменности, религиозных
воззрений и церкви, общих тенденций в
развитии практически всех отраслей древнерусской
культуры.
Московское государство
как основа возникновения самодержавной
власти. Представители дворянской
историографии М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин,
М.П. Погодин полагали самодержавный строй
наиболее соответствующим естественным
нуждам русского народа. При этом главными
факторами объединения они считали деятельность
московских князей и монгольское иго.
Н. М. Карамзин прямо указывал: "Москва
обязана своим величием ханам".
С.М.Соловьев, придавая государству значение
ведущего начала в историческом процессе,
оценивал XV - XVI века как завершающий этап
борьбы государственного и родового начал
в сознании русского народа.
Историки Н.П.Павлов-Сильванскнй, А.Б.Пресняков
полагали, что к середине XVI века удельный
феодализм с его частной собственностью,
частным правом, вассальными отношениями
на Руси рухнул и был заменен "вотчинным
самодержавием", при котором государство,
сосредоточившее в своих руках собственность,
власть и право, закрепостило все разряды
населения.
Отечественные историки советского периода
В.В.Мавродин, Л.В.Черепнин, С.М.Каштанов,
М.П.Тихомиров, А.М.Сахаров и другие, взяв
на вооружение формационный подход, ввели
в научный оборот термин "Российское
централизованное государство" и усматривали
в его образовании закономерную смену
периода феодальной раздробленности периодом
централизованного феодального государства.
С середины 80-х годов XX века, разрабатывая
проблемы методологического обновления
исторической науки, многие ученые, в частности
Ю.Г.Алексеев, А.А. Зимин, Л.И.Семенникова,
И.И.Смирнов, А.Л.Хорошкевич, стали активно
обращаться в своих трудах к проблемам
особенностей российской цивилизации
и факторов их возникновения в хронологических
рамках Московского государства; роли
личности в российской истории XIII - XVI веках.
Этапы образования
Московского государства. Большинство историков в процессе
образования Московского государства
выделяют три этапа.
Этап 1 - начальный, охватывал
период с конца XIII века до середины XIV века.
В конце XIII века в Северо-Восточной Руси
на территории Владимиро-Суздальского
княжества возникает самостоятельное
Московское княжество. Первое упоминание
о Москве появляется в летописи 1147года.
Родоначальником династии московских
князей стал сын Александра Невского князь
Даниил Александрович (годы правления
1276- 1303). Он присоединил к Москве Коломну
и полученный им в наследство Переяславль-Залесский,
чем увеличил территорию своего княжества
в два раза.
Московский князь Юрий Данилович (1303 -
1325) вел жестокую борьбу с тверскими князьями
Михаилом Ярославичем и Дмитрием Михайловичем
за ярлык на великое Владимирское княжение,
который русские князья в то время получали
от золотоордынских ханов.
Иван I Данилович Калита (1325 - 1340) проводил
дальновидную и хитрую политику. В 1327 г.
он помог хану Узбеку подавить восстание
в Твери против баскака (монгольский чиновник,
осуществлявший сбор дани) Чол-хана, а
заодно выгнал в Литву своего соперника
в борьбе за ярлык на великое Владимирское
княжение тверского князя Александра,
позже казненного в Орде по настоянию
Калиты. Съездив девять раз с богатыми
подарками в Орду, Иван Калита ("калита"
- кожаный кошель для денег) добился от
хана разрешения именоваться великим
князем над всей Русской землей. А с 1332
г. повелитель Золотой Орды предоставил
Калите право собирать со всех русских
княжеств ежегодную дань в Орду.
Этап 2 - утверждение Москвы
как центра объединения русских земель
продолжался с середины XIV века до середины
XV века.
Симеон Гордый (1340 - 1353) и Иван II Красный
(1353 - 1359), сыновья Ивана Калиты, продолжали
дело объединения русских земель вокруг
Москвы, дипломатического сдерживания
золотоордынской экспансии, вели успешные
войны с Литвой и Новгородом.
Дмитрий Иванович Донской (1359 - 1389), получив
ярлык на великое княжение благодаря стараниям
митрополита Алексея, вел кровопролитную
борьбу с Тверью, являвшейся в этот период
главной соперницей Москвы. Совершив в
1375 году успешный поход на Тверь, Дмитрий
Донской упрочил значение Москвы как общерусского
центра. При Дмитрии Донском Москва стала
центром вооруженной борьбы русского
народа против монгольских поработителей,
организатором победы над Мамаем на поле
Куликовом в 1380 году, принесшей московскому
князю общерусскую славу и имя - Донской.
Дмитрий Донской сделал важный шаг в утверждении
самодержавия московских князей. В 1389
году он завещал своему сыну Василию великое
Московское и Владимирское княжения как отчину (наследственное
владение), игнорируя древнерусскую "лестничную"
(от старшего брата к младшему) систему
наследования княжеского стола и право
хана на выдачу ярлыка.
Сын Дмитрия Донского Василий I Дмитриевич
(1389 - 1425) присоединил к Москве Нижний Новгород,
Муром, Вологду, Двинские и Коми земли.
После вступления на престол Василия II
Васильевича Темного (1425-1462) на Руси началась
междоусобная бойня, продолжавшаяся с
1425 по 1453 год. Междоусобная война 1425 - 1453
годов, пролившая реки народной крови,
стала самым жестким столкновением новой
государственности со старым удельным
порядком.
Этап 3 - завершение объединения
русских земель вокруг Москвы охватил
период с середины XV века до конца первой
трети XVI века. Великим Московским князем
стал Иван III Васильевич (1462-1505). Главным
противником объединительной политики
Ивана III выступала Новгородская боярская
республика. В 1471 году Иван III разбил ее
войска на реке Шелонь. В 1472г. Москва силой
оружия покорила Пермский край. В 1478 году
московская рать взяла Новгород осадой
и присоединила его к Москве.
Иван III, который первым из великих московских
князей стал именоваться царем
(см. Терминологический словарь), предпринял
последовательные меры к тому, чтобы превратить
все население Московии в своих подданных,
чьи имущество и жизнь безраздельно принадлежат
государю.
Главным итогом внешней политики Ивана
III стало окончательное свержение монгольского
ига. В 1476 г. великий Московский князь отказался
платить дань Орде, а в 1480 году его войска
на реке Угра обратили в бегство войско
хана Ахмата.
Русская Православная Церковь, ставшая
в 1448 г. автокефальной (независимой от
константинопольской патриархии), в правление
Ивана III начала играть еще большую роль
в жизни общества, провозгласив божественное
происхождение царской власти и сформулировав
теорию "Москва - третий Рим", утверждавшую
наследование Москвой традиций Рима и
Константинополя, а также ее монополию
на истинную веру - православие.
Великий Московский князь Василий III Иванович
(1505 - 1533) присоединил к Москве последние
самостоятельные земли - Рязань и Псков.
В 1512 - 1514 гг. Василий III вел войну с Литвой
и возвратил России Смоленск.
К концу царствования Василия III все русские
земли были объединены Москвой, а на смену
наименованию Русь приходит новое - Московия,
или Россия.
Идеи самодержавной
власти в общественном сознании Московского
государства. В связи с образованием
Московского государства в конце XV - начале
XVI веков на передний план в общественном
сознании русского общества выдвинулись
прежде всего вопросы самодержавной власти,
места и роли церкви в государстве. К началу
XVI века относится попытка исторически
доказать преемственность Московского
великого князя непосредственно от брата
императора Августа ("Сказание о князьях
Владимирских").
Обоснованию мирового значения образованного
государства призвана была служить уже
не раз упоминавшаяся идея о Москве как
"Третьем Риме", сформулированная
псковским монахом Филофеем. Согласно
теории Филофея, два мировых центра христианства
- Древний Рим и Византия - пали вследствие
отступления от "истинного" христианства;
Москва, отвергшая Флорентийскую унию,
является единственным центром "истинного"
христианства и законной преемницей Древнего
Рима. Идея о Москве как "Третьем Риме",
обосновывающая богоизбранность Русского
государства, проповедовала изоляционизм,
неприятие всего нового, прежде всего
иноземного, как чуждого "истинному"
христианству. Исключительное значение
церкви подчеркивала новая версия о происхождении
русского христианства прямо от апостолов,
минуя греческое посредничество. Происхождение
от греческой церкви казалось теперь недостаточно
почетным.
Таким образом, в первой трети XVI века на
территории Руси окончательно сложилось
единое централизованное государство,
которое стало национальным достоянием,
персонифицируемым с личностью обожествляемого харизматического
(см. Терминологический словарь) лидера
- царя. Сформировавшиеся в XIII - XVI веках
особенности ментальности московского
общества имели существенное влияние
на ход будущего исторического развития
России.
Сакрализация образа
монарха в России. Переломным моментом в становлении
русского самодержавия явилось воцарение
в 1547 году сына Василия III - Ивана, когда
17-летний великий князь венчался на царство
государем Всея Руси, царем Московским
"божьей милостью" и стал первым русским
царем Иваном IV Васильевичем Грозным (годы
правления: 1547-1584). Воцарение способствовало
утверждению на Руси идеи преемственности
Богом данной монархической власти. Царь
становится воплощенным образом православной
государственности. Так завершился процесс
"сакрализации" носителя верховной
власти, что означало не просто внешнее
уподобление монарха богу, но и присвоение
царю особой харизмы, особых благодатных
даров, в силу которых он начал восприниматься
подданными как сверхъестественное существо.
В соответствии с греческим каноном царскому
служению всегда придавался теократический
смысл, то есть государь выступал перед
своими подданными как Божий избранник,
получивший власть от Бога. Представления
о сакральном характере власти возникли
задолго до 1547 года. Постепенно они поднялись
до признания Великого князя "Божьим
слугой", "стражем Земли Русской".
Народная Русь всегда стояла на служении
верой и правдой "Батюшке - государю".
Эти воззрения сохранились вплоть до XIX
- начала XX веков. Характерный для того
времени воинский призыв "За веру, царя
и Отечество" отвечал очень прочным
народным представлениям.
Таким образом, религиозное сознание у
русских оказывается теснейшим образом
связанным с государственным и национальным
сознанием. Государственное сознание
не являлось принадлежностью лишь правящего
слоя, а было присуще всему народу. Практически
каждый русский сознавал себя принадлежащим
к государству, во главе которого мыслился
лишь самодержец - православный царь, помазанник
Божий, призванный выполнять волю Господню.
Здесь, на высшем уровне власти, тот, кому
вручена эта власть, сам воспринимался
как Бог.
Следовательно, в основе монархизма как
проявления народного сознания лежит
восприятие царя как помазанника Божия.
Народ передавал свою волю во власть воли
Высшей, которой освящена власть Монарха.
Но при этом предполагалось, что и сам
царь осуществлял государственное служение
как послушание, отрекаясь от личной воли.
Иван Грозный как
самодержец. Утвердившись на престоле,
Иван Грозный начал бурное реформирование
устоев жизни московского общества. В
целом реформы середины XVI века в России
проводились в интересах укрепления самодержавной
царской власти при опоре на служилое
дворянство и за счет ограничения хозяйственной
и политической свобод боярской аристократии,
посадского и крестьянского населения
страны.
6) Крещение Руси - историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно - итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси как научная проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов: неоднозначен взгляд исследователей как на сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.
Христианство, издавна двуединое
- западное и восточное, представленное
после церковного раскола 1054г. Двумя
церквами - западной (католической) и
восточной (православной), имеет специфику
при особенностях, обусловленных
отличительными чертами генезиса, распространения
и утверждения его в качестве
господствующей религии на Западе и
Востоке. Особенности восточного и
западного вариантов
Христианство возникло как
мировая религия, поскольку обращалась
ко всем людям безотносительно к
их принадлежности, к каждому отдельному
человеку, не спрашивая какого он“рода
и племени”, во что верует, свободный ли
он или подневольный, то есть, к человеку
как таковому на равных основаниях. Христианство
предложило новую систему духовных ценностей
и ориентаций, потеснившую идолов ради
идеалов, утверждавшую связь между Богом
и человеком, вверявшую духовному миру
человека свободу - прогресс, который был
внесен христианством в духовную историю
человечества. Свобода волеизъявления
человека определена во Второзаконии:
“Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь
и добро, смерть и зло.... ”(Второзак. 30:
15). “Стойте в свободе, которую даровал
нам Христос.... ”(Гал. ,5: 1). Культурное наследие
(письменность, литература, изобразительные
и прикладные искусства, зодчество и т.
д. ) - все это было тесно связано с духовным
возрождением и освобождением. Христианство
привнесло эпохальную смену ценностных
ориентаций - прогресс в сознании свободы,
дающий выход положительному выражению
индивидуальности человека.
ВЛИЯНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
НА СОЦИО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ
К концу первого тыс. нашей
эры Русь вышла на широкую международную
арену и завязала самые тесные
отношения со странами Запада и Востока.
Культурные контакты открывали пути
для религиозного миссионерства
среди славян. В предшествующий введению
христианства период с византийским
христианством соперничали
Наиболее ранние предметы христианского культа попадали на Русь из стран христианского региона. Завезенные образцы быстро осваивались русскими ремесленниками. Уже к XII в. широкие масштабы приобрело производство энколпионов - крестов-тельников для хранения мощей и других святынь. Предметы, в которых русский рынок не испытывал постоянной потребности, эпизодически попадали в пределы страны. Типичны, например, ампулы для благовоний, разносимые паломниками из святых мест по всему христианскому миру.
Близкое знакомство с восточно-христианской
империей и соседство славян с
греческими колониями в Причерноморье
создавали благоприятные
Проникновение христианства в среду славян началось задолго до того, как оно стало государственной религией. Первыми христианами были купцы и дружинники, подолгу жившие в Византии. В ряде других византийских и арабских источников неоднократно говорится о христианстве среди русов.
В 980 году Владимир Святославич попытался ввести общегосударственный культ богов. В пантеон во главе с Перуном вошли Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь.
Родовым знаком рода Рюриковичей, к которому принадлежал Владимир Креститель, был трезубец. В первое время после введения христианства на серебрениках, чеканившихся при Владимире, вместо трезубца помещали изображение Христа, а сама монета превращалась в маленькую иконку. Затем вместо Христа стали вновь чеканить трезубец, но в него ввели дополнительный элемент - крест, а нимб стали помещать над головой восседающего на престоле князя.
Крещение, осуществленное при
Владимире, не стало завершающим
этапом христианизации страны, но оно
стало важным звеном в переустройстве
религиозной жизни на новых основах.
В первую очередь христианство прививалось
в социальных верхах общества. В
личном владении князей и бояр находились
дорогостоящие богослужебные